Поиск в словарях
Искать во всех

Католическая энциклопедия - англиканская церковь

 

Англиканская церковь

Церковь Англии

(Church of England) — господствующая Церковь Соединенного Королевства Великобритании и Сев. Ирландии; учреждена в 1662 в правление короля Карла II.

Формирование А.Ц. связано с проникновением идей Реформации в Англию (в связи с этим англиканство часто рассматривается в русле протестантизма), но в то же время сами англикане рассматривают А.Ц. как преемницу Ecclesia Anglicana, древнеангл. Церкви, основанной Августином Кентерберийским. Основные догм. тезисы А.Ц. впервые появились в Book of Common Prayer (Книге общих молитв), вышедшей в 1549 (пересматривалась и дополнялась в 1552, 1559, 1662, 1872, 1928).

В правление Елизаветы I (1558–1603) был выработан богосл. компромисс между католически и протестантски ориентированными течениями в А.Ц.: в 1571 Парламент принял 39 статей, представлявших собой своеобразный сплав идей лютеранства и кальвинизма с катол. догматикой, тогда же прекратилось уничтожение икон и скульптур в храмах.

Осн. течения внутри А.Ц. определились в кон. XVII в. Они получили названия: «Высокая Церковь» (High Church), «Низкая Церковь» (Low Church) и «Широкая Церковь» (Broad Church). «Высокая Церковь» была сформирована представителями англиканской церк. иерархии, отстаивавшими такие особенности А.Ц., как гос. характер, абсолютную супрематию короны, епископальную структуру, непосредственную преемственность от ср.-век. Церкви. В противоположность «Высокой Церкви», в нач. XVIII в. возник термин «Низкая Церковь» для обозначения течения, идейно близкого радикальному протестантизму; это название было связано с «незначительной» ролью, отводившейся катол. наследию в А.Ц.

«Широкая Церковь» восходит к течению в А.Ц. конца XVII в. под названием латитудинаризм (от лат. latitudo — широта). англ. латитудинарии признавали единство христ. Церкви, считая межконфессиональные различия несущественными. Они с безразличием относились к спорам по доктринальным вопросам, организации Церкви и литург. практике, занимая в сфере богословия нейтральную позицию. В англиканстве они желали примирения протест., катол. и собственно англиканских элементов, выступая за диалог с нонконформистами.

В 1830-х, в противоположность либеральному направлению, в А.Ц. образовалось прокатолическое Оксфордское движение (англокатолицизм), выступавшее за сближение с Католической Церковью. Результатом литург. реформы в А.Ц. в XX в. стало создание нового Служебника (Alternative Service Book), вышедшего в 1979 и одобренного Парламентом в 1980.

Осн. тезисы учения А.Ц. не претерпели существенных изменений. Они по-прежнему основаны на принципах 39 статей: признании учения о Троице, о Боговоплощении, о страдании, смерти, сошествии во ад и воскресении Иисуса Христа, о Его вознесении и Втором пришествии, о богодухновенности книг ВЗ и НЗ, о богоустановленности таинства крещения; отрицании чистилища и индульгенций; причащении мирян под двумя видами; отмене целибата, отрицании папской власти; признании учения об исхождении Св. Духа и от Бога Сына (Filioque), о достаточности Св. Писания для спасения, о первородном грехе, об оправдании верой в искупительную жертву Иисуса Христа, о значении добрых дел как «плодов веры», но не средств спасения, о небезошибочности Вселенских соборов (кроме первых четырех); отрицании почитания икон и мощей, молитвенного призывания святых, евхарист. пресуществления, жертвенного значения Евхаристии. Украшение алтарей и облачения священников в А.Ц. напоминают католические. Взгляд А.Ц. на священство ближе к католическому, чем к протестантскому.

Структурно А.Ц. состоит из двух провинций, во главе которых стоят 2 архиепископа: еп. Кентерберийский, примас Англии — для Юж. провинции и еп. Йоркский — для Северной. В состав двух провинций входят 44 епархии: 43 расположены в Англии, небольшой части Уэльса и на о-вах и состоят из 13 250 приходов, одна епархия на континенте включает в себя 260 общин, находящихся в различных странах мира. Главой А.Ц. является король (или королева) Великобритании, сохранивший ср.-век. звание «Защитника Веры» (Defensor Fidei), ему же принадлежит право назначения (по рекомендации премьер-министра) архиепископов, епископов и деканов кафедр. соборов. Епископы занимают высокое положение в англ. об-ве: архиеп. Кентерберийский является первым лордом Соединенного Королевства, 24 старших епископа заседают в Палате лордов англ. Парламента. Среди низшего духовенства сохраняются ср.-век. названия должностей: ректор, декан, викарий и др. С 1867 раз в 10 лет архиеп. Кентерберийский собирает в Ламбетском дворце всеангликанскую конференцию. Ламбетские конференции являются консультативным органом, решения которого не имеют обязательной силы до тех пор, пока Свящ. Синод А.Ц. не примет их законодательным путем. А.Ц. — одна из гос. Церквей Соединенного Королевства, наряду с Пресвитерианской Церковью Шотландии. А.Ц. принадлежат крупные землевладения, недвижимость, капитал, которыми распоряжается правительственная комиссия.

А.Ц. — член Англиканского сообщества (Anglican Communion), объединяющего 37 Церквей и 8 церк. общин из 161 страны: Церковь Англии, Церковь в Уэльсе, Епископальную Церковь Шотландии, Церковь Ирландии, Епископальную Церковь в США, Лузитанскую Церковь в Португалии, Реформированную епископальную Церковь Испании, а также Сирийскую Церковь апостола Фомы, Филиппинскую независимую Церковь и др. Единство Церквей, входящих в Англиканское сообщество, основывается на признании Св. Писания ВЗ и НЗ как Богооткровенного слова, Никейского символа веры как достаточного исповедания христ. веры, двух таинств — крещения и Евхаристии, епископального устройства Церкви, а также 4 пунктов т.н. Chicago-Lambeth Quadrilateral (Четырехстороннего чикагско-ламбетского соглашения).

А.Ц. принимает активное участие в экумен. движении, она внесла значительный вклад в организацию и деятельность Всемирного совета Церквей и др. экумен. организаций. Вплоть до кон. XIX в. отношения А.Ц. с Католической Церковью оставались достаточно напряженными. С 1889 президент Английского Церковного Союза виконт Галифакс совместно с катол. свящ. Ф. Порталем и Л. Дюшеном начал частные консультации по вопросу о признании действительности англиканского священства. В 1895 для рассмотрения этой проблемы Папа Лев XIII назначил особую комиссию, которая вынесла отрицательное решение. 13.09.1896 Папа Лев XIII опубликовал буллу Apostolicae curae, в которой признал все епископские поставления А.Ц. незаконными и не имеющими правовой силы. Это вызвало встречную полемику в англиканской среде и повлекло за собой новое обострение отношений. В 1921 виконт Галифакс при поддержке кард. Мерсье и свящ. Ф. Порталя возобновил попытки установления диалога с Католической Церковью. Англикано-католические встречи, не имевшие офиц. статуса и получившие название «Малинских бесед», были прекращены со смертью кард. Мерсье (1926). В 1932 было заключено соглашение о евхаристическом общении между старокатоликами и А.Ц., важном для англикан в силу полемики об апост. преемстве англ. епископата.

Диалог А.Ц. с Римом возобновился со встречи архиеп. Кентерберийского Г. Фишера и Папы Иоанна XXIII в Риме в 1960 и с последовавшим вслед за этим прибытием наблюдателей от А.Ц. на II Ватиканский собор. В марте 1966 архиеп. Кентерберийский М. Рамси встретился с Папой Павлом VI; это событие считается началом офиц. контактов. В 1968 был обнародован первый документ англикано-катол. диалога — Мальтийский доклад; в 1970 Консультативный комитет Англиканского сообщества и Папский секретариат по содействию единству христиан создали совместную организацию — Англикано-Римско-Католическую международную комиссию (Anglican-Roman-Catholic International Commission, ARCIC I), принявшую ряд документов. После встречи архиеп. Кентерберийского Р. Ранси с Папой Иоанном Павлом II в Кентербери (1982) начала работу вторая комиссия (ARCIC II), развивающая диалог под общим названием Возрастание в общении. В ходе рим. встречи 1992 архиеп. Кентерберийского Г.Л. Кэри с Папой Иоанном Павлом II была подписана общая Декларация единства; однако принятое в том же самом году решение Генерального синода А.Ц. о возможности женского священства и последовавшее рукоположение в свящ. 32 женщин в соборе Бристоля в 1994 создало новые препятствия в ходе двустороннего диалога.

В 1997 в составе Англиканского сообщества насчитывалось ок. 400 епископов, из которых 110 — на терр. Соединенного Королевства, 11 тыс. священнослужителей (в Великобритании), ок. 70 млн. верующих (ок. 26 млн. — в Великобритании).

Лит-ра: Anglicanism. L., 1935; The Oxford Dictionary of Christian Church. Ox., l977, p. 57–58, 290–293; Aveling J.C.H. et al. Rome and the Anglicans: Historical and Doctrinal Aspects of Anglican-Roman-Catholic Relations. B.–NY., 1982; The Study of Anglicanism. L.–Minneapolis, 1988; The Anglican Tradition. L., 1991; Church of England Year Book, 1999. L., 1999.

К. Челлини, И. Скрипалёв

Католическая энциклопедия

EdwART

2011

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое англиканская церковь
Значение слова англиканская церковь
Что означает англиканская церковь
Толкование слова англиканская церковь
Определение термина англиканская церковь
anglikanskaya cerkov это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины