Поиск в словарях
Искать во всех

Католическая энциклопедия - камбоджа

 

Камбоджа

(Kampučẹắ), Королевство Камбоджа (Pręă­­h-Rẹæčęă-Ấnấ-ČakKampučẹắ, в 1979–83 — Кампучия) — гос-во в Юго-Вост. Азии на юге п-ова Индокитай; столица — Пномпень; офиц. яз. — кхмерский; терр. 181,035 тыс. кв. км; нас. 13,31 млн. чел.: буддисты — 88%, мусульмане — ок. 2%, последователи древних языческих культов — 1,5%, католики — 0,15%.

Исторический очерк

В I–VI вв. н.э. на терр. К. располагалось гос-во Фунань (Бапном), о котором известно из кит. хроник. В VI в. оно было завоевано гос-вом Ченла (прежде находившимся от него в вассальной зависимости), в результате чего на терр. К. стали господствовать кхмеры. В 710–715 К. распалась на неск. соперничавших гос-в, в ходе междоусобиц с IX в. стало усиливаться гос-во Камбуджадеша (Ангкорская К.). Хотя господствующей религией К. был буддизм (тхеравады), огромную роль в стране в этот период играл также индуизм в форме шиваизма. Период расцвета Ангкорской К. наступил в XI–XII вв. при короле Джаявармане VII (1181–1201), с XIII в. гос-во стало заметно ослабевать, чему способствовало усиление влияния буддизма и ослабление шиваизма. Гос-во К. было воссоздано со столицей в Пномпене в 1434.

Король Анг Чанг I, получивший власть при поддержке португальцев и перенесший столицу К. в г. Ловек, в 1515 пригласил в страну первых порт. миссионеров. В 1554 К. посетил иезуит Фернандо Мендес Пинту; проповедническую деятельность в К. осуществляли порт. миссионеры из Малакки — доминиканцы Гаспар да Крус (1555), Лопу Кардозу и Жуан Мадейра (1573), Сильвестру д’Асеведа (1574). В 1585 из еп-ва Малакка для помощи в миссион. деятельности С. д’Асеведы прибыли 2 доминиканца и 4 францисканца, но король Сата выслал всех присланных миссионеров, кроме С. д’Асеведы. В 1590 король издал указ о рел. свободе, и в 1591 в К. прибыли 2 доминиканца, которые стали издавать христ. лит-ру для кхмеров. Во время нападения войск Сиама на Ловек в 1594 было убито и захвачено в плен много христиан, в т.ч. С. д’Асеведа. Король К. Баром Реачеа II (1597–99) обратился к португальцам в Малакку и Гоа с просьбой оказать воен. помощь против Сиама и прислать миссионеров. С Молуккских о-вов была прислана франциск. миссия со свящ. Педро Кустодио во главе, а с Филиппин прибыли 3 исп. доминиканца (1603).

В нач. XVII в. в К. начали прибывать католики-эмигранты из Вост. Азии: япон. католики поселились на берегах озера Тонлесап, ок. 400 порт. католиков во главе с ген. викарием свящ. Павлом д’Акостой, изгнанные из Макассара голланд. кальвинистами, поселились ок. Пномпеня и в Поньеа Лу. После 1665 ок. 600 вьетнамцев из Кохинхины, 50 из которых были католиками, поселились ок. Пномпеня. В 1659 еп. Пьер Ламбер де ла Мотт был назначен апост. викарием Сиама, в его юрисдикцию входили принадлежавшие К. Кохинхина и Чампа. На посту апост. викария его сменил еп. Луи Лано (1673–96), ставший также ген. администратором миссий Индокитая.

Период 1750–1850 в К. был ознаменован полит. проблемами. В 1750 Вьетнам захватил Кохинхину, оттуда были изгнаны все 25 миссионеров, большинство из них перебрались в К. В это же время была основана катол. община в Баттамбанге. Назначенный в 1764 новый апост. викарий Гульельмо Пигель объединил католиков К. в непосредственном подчинении Св. Престолу. Он поручил священнику Жерве Левассеру, члену Парижского общества заграничных миссий, создать дух. семинарию для жителей К. и Кохинхины (открыта в Кукнгуоне, в 1771 переведена в Прамбейтьяом). В 1768–77 Ж. Левассер перевел катехизис на кхмерский язык и создал кхмерско-лат. словарь. В Прамбейтьяоме поселились бежавшие из Сиама христиане, а в 1774 он стал временной резиденцией апост. викария Пиньо де Бейна. После вторжения сиамских войск в 1782 Пьер Ланженуа оказался в К. единственным священником. К 1842 в К. насчитывалось 222 католика и 4 миссион. центра. В 1850 был образован апост. викариат К., в юрисдикцию которого входила часть Лаоса.

В сер. XIX в. к власти в К. пришел король Анг Дуонг, проведший в стране ряд важных полит. и эконом. реформ и обратившийся за эконом. помощью к Франции. В 1863 Франция заключила с преемником Анг Дуонга договор о протекторате, в 1884 замененный договором о колонии. С усилением франц. влияния активизировалась и миссион. деятельность. К 1865 в юрисдикцию апост. викариата К. входили 5 тыс. католиков (в 1924 викариат был переименован в апост. викариат Пномпеня).

Во время Второй мировой войны терр. К. была оккупирована частично Японией (1941–45), частично Сиамом (1941–46). После окончания войны Франция признала независимость Лаоса и К. в рамках Франц. союза (1949), а затем и полную независимость этих государств (1954). Правителем К. стал Нородом Сианук — вначале в качестве короля, а затем президента. В сентябре 1955 Кохинхина вышла из юрисдикции апост. викариата Пномпеня и был образован апост. викариат Канто (с 1960 — епархия в Юж. Вьетнаме). В 1968 из апост. викариата Пномпеня были выделены апост. префектуры Баттамбанг и Кампонгтям. В 1964 была создана Конференция епископов Лаоса и К. В 1971 в результате эмиграции большей части вьетнамского населения число католиков в К. сократилось до 7 тыс., из них 3,5 тыс. — кхмеры.

В 1970 власть в К. захватила группировка оппозиции, возглавляемая Лон Нолом. Реакцией на это стал очередной воен. переворот, совершенный в апр. 1975 коммунистической оппозицией «Красные кхмеры» во главе с Пол Потом. В период гражданской войны 1971–75 было убито более 2 тыс. католиков-вьетнамцев и 7 свящ., мн. католики изгнаны в Юж. Вьетнам. К 1975 в К. было ок. 10 тыс. католиков, 4 епископа (2 кхмера), 13 свящ. (4 кхмера), 25 монахинь (15 кхмерок). В 4-летний период правления Пол Пота были уничтожены ок. 3 млн. чел., ликвидированы все школы, разорена промышленность, мужское население принудительно сгонялось на бесплатную работу. В 1975 ок. 1 млн. чел. эмигрировали во Вьетнам и Таиланд. Были высланы все иностранцы, погибли 2 епископа-кхмера, 4 свящ.-кхмера, несколько монахинь. В Пномпене был разрушен собор, построенный в 1951–62. После падения режима Пол Пота в К. оставалось 2 церкви и ок. 7 тыс. католиков.

В 1979 в результате противостояния полит. сил (Вьетнам и СССР против поддержавшего К. Китая) в К. вошли вьетнамские войска, изгнавшие «Красных кхмеров» и создавшие Народную Республику Кампучия. Это пр-во не было признано ООН, но вьетнамская армия вышла из К. только в 1991. В 1980–90-х продолжалось восстановление страны. Народная Республика Кампучия, 10 лет существовавшая под контролем Вьетнама, продолжала коммунистическую антирел. политику. Хотя конституция 1989 гарантировала рел. свободу, в июне того же года властями была запрещена проповедь христианства, однако дозволялось распространение Библии и рел. лит-ры, а также оказание материальной помощи гуманитарными организациями. Лишь в 1990 католики и протестанты получили возможность открыто праздновать Пасху в столице К. На выборах 1993 к власти в К. пришел бывший король Нородом Сианук, и страна была провозглашена конституционной монархией. Конст. 1993 подтвердила закон о свободе вероисповедания, благодаря этому в К. смогли прибыть представители ряда катол. монаш. орденов и конгр.: иезуиты, члены Об-ва заграничных миссий из Мэринолла (MM), салезианцы и др. 25.03.1994 К. установила дип. отношения со Св. Престолом. В 1995 был рукоположен первый за 22 года свящ.-кхмер, открыта семинария в Баттамбанге, а также проведено первое за 20 лет заседание Конференции епископов Лаоса и К., председателем которой был избран еп. Ив Рамусс. 5.11.1997 гос. властями К. был признан офиц. статус Католической Церкви в стране.

Статистика Католической Церкви

В стране существует 1 апост. викариат, 2 апост. префектуры, 34 прихода, 2 епископа, 7 епарх. свящ., 32 монаха-свящ., 5 монахов, 74 монахини. Число католиков лат. обряда — ок. 20 тыс.

Лит-ра: Верин В.Н., Верина Н.А. Камбоджа. М., 1960; Сочевко Г.Г. Новейшая история Камбоджи. М., 1965; Кампучия: От трагедии к возрождению. М., 1979; Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. М., 1980, с. 88–99; Васильев Л.С. История Востока. М., 1998, т. 1, с. 407–408, т. 2, с. 59–65, 394–395; Launay A. L’histoire de la mission de Cochinchin (1658–1823). P., 1925; Rollin M. Histoire de la mission du Cambodge. Phnom Penh, 1968; Ponchaud F. La cathОdrale de la riziПre: 450 ans d’histoire de l’Гglise au Cambodge. P., 1990; KoжciЧЄ katolicki w Kambodэe: Odrodzenie po komunizmie // GЄos 22/4 (1998); Detyna T., WЧjcik M. // EK 9, 435–439.

И. Скрипалёв

Католическая энциклопедия

EdwART

2011

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое камбоджа
Значение слова камбоджа
Что означает камбоджа
Толкование слова камбоджа
Определение термина камбоджа
kambodzha это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины