Католическая энциклопедия - кармелиты
Кармелиты
монаш. орден, связанный традициями с духовностью монахов-отшельников (эремиты) с горы Кармель и признающий своими небесными покровителями пророков Илию и Елисея, а также св. Илариона Великого (IV-V в. н.э.); в результате реформы ордена во 2-й пол. XVI в. от К. отделились т.н. босые К., образовавшие самостоятельный орден. Ныне оба ордена относятся к числу нищенствующих орденов. Совр. офиц. название К. Орден братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель (Ordo Fratrum Beatae Mariae Virginis de Monte Carmelo, OCarm, OC), босых К. Орден босых братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель (Ordo Fratrum Discalceatorum Beatae Mariae Virginis de Monte Carmelo, OCD).
Существует также Конгр. братьев-кармелитов Непорочной Девы Марии (Congregatio Fratrum Carmelitarum Beatae Mariae Immaculatae, Carmelites of Mary Immaculate, CMI) сиро-малабарского обряда, осн. в 1831 священниками Ф. Палакалем и Ф. Пораккурой в Маннанаме (шт. Керала, Индия), в 1860 получившая статус 3-го регулярного ордена босых К., в 1906 утвержденная Св. Престолом и занимающаяся катехизацией, школьным образованием, опекой сирот и стариков, а также изданием дух. литературы на сиро-малабарском языке; в 2002 эта конгр. насчитывала 2199 монахов (из них 1354 свящ.) и 317 обителей; ген. курия находится в Кочине (Индия).
История. В сер. XII в. во времена крестовых походов в Св. Землю из Зап. Европы прибыли монахи, которые поселились на склонах горы Кармель и стали вести отшельнический образ жизни, пребывая в покаянии и молитве; некоторые из них приносили обет послушания местному епископу. Мн. монахи принимали на себя обязанность посещения святых мест, прежде всего в Иерусалиме.
Формально орден К. был учрежден крестоносцем Бертольдом Калабрийским (ум. в 1195), по просьбе которого патр. Альберт Иерусалимский в 1209-14 составил устав, утверждавший правила монаш. жизни К. Канон. силу этот устав обрел после его одобрения в 1226 буллой Ut vivendi normam Папы Гонория III. Глава ордена должен был избираться большинством голосов. К. надлежало жить в уединенных кельях, в послушании и целомудрии, соблюдать строгие посты и практику молчания.
При поддержке Папы общины К. впоследствии возникли в Тире, Акке, Иерусалиме и др. местах Св. Земли (всего ок. 70). Поражения крестоносцев от сарацин в 1238-41 привели к частичному разрушению монастырей К., а после падения Иерус. королевства (1291) к эмиграции К. В 1240-е обители К. были основаны на Сицилии, а до конца XIII в. в Англии (Кембридж, Лондон, Йорк, Оксфорд и др.), Франции (Монпелье, Париж, Мец, Авиньон и др.), Италии (Пиза, Палермо, Флоренция, Неаполь и др.), Испании (Толедо, Валенсия, Барселона и др.), Германии (Вюрцбург, Кёльн и др.). Обители К. были объединены в провинции (в 1291 их было 10).
Первый ген. настоятель ордена Симон Сток (ум. 16.05.1265, причислен к лику святых), которому, по преданию, было видение Божией Матери со скапулярием, еще более укрепил особое почитание Девы Марии среди К. В 1247 Папа Иннокентий IV буллой Quae honorem conditoris придал К. статус нищенствующего ордена. Высокую репутацию завоевали в университетских центрах ученые-К., в т.ч. Герард из Болоньи, И. Бэкон, Михаил из Болоньи (в 1380-86 ген. настоятель ордена), Ф. Неттер и др. При некоторых ун-тах К. организовали специальное 3-летнее обучение монахов; кроме того, в каждой пров. К. были свои центры богосл. обучения. Расцвет ордена пришелся на конец XIII нач. XIV в., когда в Англии число монастырей К. возросло до 30, а во Франции до 90. В XIV в. дальнейшему развитию ордена помешали эпидемии чумы, Столетняя война и Великая схизма, во время которой произошло разделение ордена на две части, возглавлявшиеся собственными ген. настоятелями и проводившими свои капитулы.
В Италии во 2-й пол. XIV в. широкую известность приобрел принадлежавший к Ордену К. Фьезольский еп. Андрей Корсини (в 1724 канонизированный). В 1432 произошло офиц. смягчение устава К.: буллой Romani pontificis Папы Евгения IV были упразднены строгие предписания, касающиеся постов. Попытка преодолеть раскол в ордене была предпринята на ген. капитуле в Болонье (1411); избранный на нем ген. настоятель Джованни Гросси посетил с визитациями почти все пров. ордена.
Ок. 1413 внутри Ордена К. возникло движение, направленное на введение более строгой формы монашества; центром этого движения стал монастырь в Мантуе. В 1442 мантуанская реформа была утверждена Папой Евгением IV; в образовавшуюся автономную конгр. К. вошли 53 монастыря и ок. 700 монахов. В числе знаменитых членов этой конгр. был ее ген. настоятель поэт Б. Спаньоли (Баттиста Мантуанский). Мантуанская конгр. К. была упразднена в 1783.
Во Франции попытка реформы была предпринята в Альбианской конгр. (получившей название от монастыря в Альби), учрежденной в 1499 и упраздненной в 1584. В 1514 в монастыре Монтедо ди Пелиа (ок. Генуи) возникла конгр. Масличной горы, утвержденная в 1516 и упраздненная в 1599, после чего ее монастыри были присоединены к ломбардской пров. К.
Последовательная реформа в ордене была проведена ген. настоятелями Иоанном Соретом (1394-1471, беатифицирован в 1866), составившим в 1462 новую монаш. конституцию К. и предписавшим создать в каждой провинции по 2 монастыря с более аскетической формой жизни, Никколо Оде (1481-1562), повысившим в ордене уровень дисциплины и образования, и Джованни Баттиста де Росси (1507-88). Наметившийся в период Реформации кризис в ордене, больше всего затронувший нем. провинции К., во 2-й пол. XVI в. сменился тенденцией к внутр. обновлению, чему способствовало претворение в жизнь постановлений Тридентского собора (в числе офиц. богословов которого были 14 К.) и, в первую очередь, подвижническая деятельность Терезы Авильской и Иоанна Креста в Испании, в результате которой сформировалась автономная ветвь К. carmelitae discalceati, босые К. (то, что монахи ходили босиком, символизировало возвращение к первоначальным аскетическим идеалам К.), с 1593 ставшая самостоятельным орденом.
«Обутые» К. (carmelitae calceati) в нач. XVII в. насчитывали ок. 30 пров., ок. 700 монастырей и ок. 12 тыс. монахов; кроме того, в юрисдикции ордена находился также ряд монастырей кармелиток. Многие К. вели науч. деятельность, прежде всего в сфере мариологии; К.-миссионеры занимались евангелизацией в Палестине, Египте, Эфиопии, а также Лат. Америке, где основывали апост. викариаты.
С 1770-х для К., как и для др. монаш. орденов, в Европе начался продолжительный период гонений вначале со стороны абсолютистских монархий, прежде всего в ходе политики иосифизма, проводившейся во владениях Габсбургов. Тем не менее в 1788 орден насчитывал ок. 42 пров., 3 викариата, ок. 780 мон. и ок. 15 тыс. монахов. Подлинному разгрому подвергся орден в период Французской революции: 138 франц. монастырей К. были закрыты и разорены. К сер. XIX в. К. претерпели гонения также во мн. др. странах Европы (Бельгия, Нидерланды, Португалия, Испания, Рос. империя).
Постепенное возрождение ордена началось во 2-й пол. XIX нач. XX в. после возвращения К. ряда монастырей в Нидерландах, Германии, Италии и Испании, в результате чего возникли немецко-голланд., баварская, рим., тосканская, сицилийская, неаполитанская, мальтийская и исп. провинции К. Ирландские К. развернули активную пастырскую деятельность в Сев. Америке и Австралии.
В 1900 К. основали Междунар. коллегию св. Альберта в Риме; в 1909 учредили офиц. период. издание, выходящее 2 раза в год Analecta Ordinis Carmelitarum. Дух. обновление К. происходило на основе новой монаш. конст., опубликованной в 1904 ген. настоятелем ордена П. Майером. С 1954 в Риме издается журнал Carmelus, посвященный истории и духовности К.
В 2002 орден объединял 2015 монахов (из них 1366 свящ.), работавших в 29 странах, и насчитывал 332 монастыря. Облачение К. состоит из темно-коричневой рясы с поясом, скапулярия и капюшона; в торжественных случаях могут надеваться плащ и капюшон белого цвета.
Босые К. Ок. 1568 по инициативе Терезы Авильской и Иоанна Креста в Дуруэло (ок. Авилы, Испания) был основан монастырь (в 1570 переведенный в Мансера-де-Абахо) для обеспечения дух. руководства монахиням-кармелиткам мон. Св. Иосифа Авильского, а позднее и др. монаш. общин, осн. Терезой Авильской. После того как в Испании возникло еще неск. монастырей босых К., Папа Григорий XIII посредством бреве Pia consideratione (1580) образовал из них автономную монаш. провинцию; в 1581 на капитуле была принята ее монаш. конст. В 1582 босые К. насчитывали уже 300 монахов в 15 мон. Испании. В 1584 босые К. основали монастыри в Италии и в Конго, а в 1585 миссионеры ордена отправились в Мексику. Конгр. босых К. с собственным ген. викарием в 1587 учредил Папа Сикст V (бреве ***** de statu), ее возглавил Никколо Дориа (1539-94). Папа Климент VIII в 1593 преобразовал Конгр. босых К. в самостоятельный орден (булла Pastoralis officii), а в 1597 дал согласие на основание монастыря в Риме и передал им для этого храм Санта Мария делла Скала. В 1600 из-за разногласий в интерпретации кармелитской реформы орден разделился на 2 независимые конгр.: испанскую (Св. Иосифа), созерцательного характера, и итальянскую (Св. Илии), сочетавшую активную миссион. деятельность с созерцательной духовностью.
Испанская конгр. к кон. XVII в. насчитывала до 4000 монахов и ок. 120 монастырей. В XVIII в. конгрегация пережила внутр. кризис, а в нач. XIX в. ее численность резко уменьшилась в результате антицерк. декретов Наполеона I Бонапарта.
Итал. конгр. в 1617 была поделена на 6 пров.; ее монаш. конституция была утверждена в 1631. В 1650 эта конгр. насчитывала 2426 монахов, 149 мон. и 14 пров.; в 1701 3855 монахов, 181 мон. и 19 провинций. В 1604 были посланы первые миссионеры-К. в Персию (в 1607 был основан монастырь в Исфахане), а вскоре началась миссион. деятельность в Индии (в 1620 в Гоа), Сирии (в 1627 в Алеппо); в 1631 ими был восстановлен мон. на горе Кармель. В 1620 эта конгр. создала миссион. семинарию Св. Павла в Риме, за два века своего существования подготовившую многих миссионеров, из которых 25 стали епископами. Во 2-й пол. XVIII в. и в XIX в. многие монастыри итал. конгрегации К. в странах Европы были ликвидированы светскими властями. К 1872 конгр. насчитывала 728 монахов.
В 1772-1834 существовала также независимая порт. конгр. К., включавшая монастыри в Португалии, Анголе и Бразилии.
В 1875 итал. и исп. конгр. босых К. были объединены (бреве Lectissimas Christi turmas Папы Пия IX), что послужило возрождению ордена в Испании, а впоследствии и в странах Лат. Америки. В 1889 орден насчитывал 1443 монаха и 13 провинций. Развитие ордена продолжилось и в XX в., несмотря на репрессивные меры франц. (1901) и исп. (1931) властей и гибель 104 членов ордена в период Гражданской войны в Испании (1936-39).
Новая конст. ордена, изданная в 1928 и приведенная в 1986 в соответствие с постановлениями II Ватиканского собора и новым Кодексом канонического права, сохраняет приоритет созерцательной жизни, но допускает различные формы апост. деятельности босых К.
Босые К. внесли значительный вклад в развитие томизма, который признали своим офиц. учением на капитуле 1590. Так, босые К. из Саламанкской коллегии, издавшие 12-томный труд Cursus theologicus Salamanticensis, считались лучшими комментаторами соч. св. Фомы Аквинского. В 1926 в Риме орденом была основана Междунар. коллегия (в 1935 получила название Teresianum, с 1945 издает науч. журнал Ephemerides Carmeliticae), при которой в 1957 учрежден Ин-т дух. жизни. Офиц. печатный орган босых К., существующий с 1956 Acta Ordinis Carmelitarum Discalceatorum.
В числе миссионеров-мучеников, принадлежавших к ордену, блаженные Дионисий Рождества Господня и Редемпт Св. Креста, погибшие в 1638 на Суматре.
В 2002 орден насчитывал 4056 монахов (из них 2599 свящ.) и 564 монастыря.
Облачение босых К. практически такое же, как и у К.
К. в Вост. Европе. В Польше первые К., прибывшие из Праги в 1397 по приглашению королевской четы (Владислава II Ягеллона и Ядвиги), создали общину в предместье Кракова На-Пяску, где для них был построен храм и монастырь. Канон. утверждение Св. Престола эта община получила в 1401. Впоследствии этот монастырь стал важнейшим культ. центром Польши, где была собрана богатейшая библиотека (ок. 100 тыс. томов, в т.ч. уникальные рукописи и инкунабулы); в 1460 при монастыре был открыт скрипторий.
В Вильно обитель К. в 1514 основал воевода М. Радзивилл; первые монахи прибыли туда из Кракова. В 1624 в Вильно был воздвигнут самый крупный монастырь К. в Литве Всех Святых.
Во Львове ок. 1442 был основан монастырь К. в Галицком предместье (впоследствии сгорел во время набега татар). В нач. XVII в. там был построен для К. новый монастырь при храме Посещения Пресв. Девой Марией Елизаветы, который позднее стал центром изучения философии и богословия. Ок. 1630 во Львове был основан еще один монастырь К. с храмом Св. Мартина, а после его сожжения казаками (1648) там был построен каменный монастырь. В 1-й пол. XVII в. появились общины К. во мн. городах Вост. Европы, в т.ч. в Мстиславе и Могилёве (Белоруссия). Во 2-й пол. XVII в. был основан монастырь К. в Чаусах (Белоруссия); позднее при нем открыли новициат. В 1687 произошло разделение польской провинции К. на малопольско-литовскую провинцию Посещения Пресв. Девой Марией Елизаветы с 15 обителями и русскую провинцию Св. Иосифа с 17 обителями.
В течение XVIII в. в Литве и Белоруссии было создано много новых обителей К., в т.ч. в Минске (1704, в 1764 воздвигнут каменный храм). В 1756 из рус. провинции выделилась еще одна литов. провинция (Св. Георгия Победоносца). В 1766 была создана 3-я литов. провинция К. (Всех Святых). В сер. XIX в. большинство монастырей К., оказавшихся в результате раздела Польши на терр. Российской империи, были ликвидированы.
В 1-й пол. XX в. начался медленный процесс возвращения К. в утраченные монастыри. Новым преследованиям подверглись К. в годы Второй мировой войны, четверо из них погибли в концлагерях Аушвиц (Освенцим) и Дахау (в т.ч. блаж. Иларий Янушевский). После войны неск. обителей К. были ликвидированы коммунистическими властями. В 1964 была учреждена польск. кармелитская пров. Св. Иосифа, в 1998 насчитывавшая 7 мон. и ряд пастырских центров, в т.ч. во Владимире-Волынском.
Первые монастыри босых К. на восточноевроп. землях были основаны в Кракове (1605 и 1617), Люблине (1610), Львове (1613), Каменце-Подольском (1623), Вильно (1626), Бердичеве (1630), Черне (1633) и др. населенных пунктах. В 1617 была учреждена польская провинция босых К., а впоследствии и литовская, к 1767 насчитывавшая 186 монахов. В 1668 основан монастырь в Гродно, в 1708 в Ковно. Босые К. занимались активной пастырской деятельностью, мн. из них были известными проповедниками (А. Бжехва, А. Кохановский и др.).
В 1880 в монастыре в Черне, относившемся к австро-венг. провинции, был открыт новициат, которым руководил Рафаил Калиновский (впоследствии на 10 лет сосланный в Сибирь; канонизирован Иоанном Павлом II в 1991). В 1920 была учреждена польская пров. босых К., в которую вошли в т.ч. монастырь в Вильно (1931) и новый монастырь во Львове (1932). В 1945 эта провинция насчитывала 148 монахов. С 1989 босые К. вновь работают в Белоруссии (в 1997 4 дух. центра и 10 монахов), с 1991 на Украине (в Бердичеве и Киеве, где в 1997 находилось 10 монахов). Ныне К. несут также служение в России (в Усолье-Сибирском, Иркутская обл.).
Духовность. Гл. цель монаш. жизни К., согласно уставу, составленному Альбертом Иерусалимским, соединение с Богом в неустанной молитве. Устав предписывает К., помимо соблюдения трех монаш. обетов, обязательный труд, каждодневный пост в период с торжества Воздвижения Креста Господня (14 сентября) до Пасхи (за исключением воскресений), воздержание от мясной пищи (за исключением времени болезни и пребывания в пути, когда приходилось просить подаяние), молчание с вечерни до литург. 3-го часа следующего дня и ограничение словесного общения до необходимого минимума в др. время суток.
Вначале в ордене была введена литург. практика иерус. базилики Гроба Господня. В 1312 на ген. капитуле К. был принят рим. обряд с сохранением некоторых особенностей иерус. богослужения, в т.ч. праздника Тела Господня. Во 2-й пол. XIV в. среди К. стало распространяться почитание Божией Матери Скапулярия, впоследствии введенное в литург. практику всей Католической Церкви. Скапулярий для К. символизирует следование за Христом, подражание Ему в несении собственного креста (ср. Мф 16, 24).
Один из гл. аспектов духовности К. почитание Пресв. Богородицы и Ее родителей, Иоакима и Анны. Орден сыграл важную роль в распространении посвященных им праздников.
Важные элементы духовности К. почерпнуты из наследия Терезы Авильской и Иоанна Креста и развиты др. кармелитскими мистиками. Согласно Терезе Авильской, молчание, одиночество и покаяние, практикуемые К., должны способствовать неустанной молитве по примеру пустынников с горы Кармель, а изучение Св. Писания и др. духовных соч. вести к созерцанию и готовить к плодотворной апост. деятельности.
Тереза Младенца Иисуса обогатила духовность К. учением о «малом пути» полного доверия Милосердной Любви.
Систематическая медитация К., понимаемая как «полное любви общение с Богом», подготавливается аскезой, открывающей душу для действия благодати. Молитвенная практика К. включает 7 этапов: подготовка, дух. чтение, размышление, созерцание, благодарение, предание себя Богу, прошение.
Искусство. Первый монастырь К. с церковью Божией Матери на горе Кармель (возле источника Илии) был построен в раннеготическом стиле. Древнейшие кармелитские монастыри XIII в. в Испании, Германии и на Кипре строились в романском стиле; впоследствии, вплоть до XVI в., преобладала готика. К. предпочитали скромное убранство своих монастырей и храмов; их церкви были, как правило, однонефными; к более масштабным постройкам относится 5-нефный храм К. в Павии (XIV в.). Выдающимися кармелитскими памятниками являются капелла Бранкаччи во флорентийском храме Санта Мария дель Кармине, а также храм Божией Матери (Ла Бруна) XIII в. в Неаполе с иконой Богоматери Кармелитской, помещенной в мраморное ретабло. В эпоху барокко было построено много новых храмов К., а в уже существовавших готические интерьеры часто заменялись на барочные.
Среди монахов ордена было немало талантливых художников и скульпторов; самый знаменитый из них Филиппо Липпи, украсивший фресками кафедр. соборы Прато и Сполето и создавший галерею образов Богоматери.
Босые К. приняли в сакральной архитектуре принципы, сформулированные кард. Карлом Борромео и заключавшиеся в том, что церк. искусство должно воздействовать на зрителя, дополняя торжественный характер богослужения; фасады храмов следовало делать величественными и украшать скульптурами святых, а внутр. пространство храма должно было быть просторным. Образцовыми храмами босых К. стали рим. храмы Санта Мария делла Витториа, где находится знаменитая скульптурная композиция Дж.Л. Бернини Экстаз св. Терезы Великой, и Санта Мария делла Скала. Начиная с XVIII в. правила церк. строительства соблюдались в ордене не так строго, как вначале. В XIX в. была предпринята реставрация монастыря на горе Кармель и строительство там новой базилики Божией Матери. В кон. XIX в. были построены неороманские и неоготические храмы К. (в т.ч. во Львове в 1889). Известным художником ордена был мальтийский монах Луиджи Поджи (1873-1958), создавший фрески в базилике Божией Матери на горе Кармель и в храме Св. Стефана в Бет-Гармай.
Лит-ра: Chodynicki I. WiadomoжН historyczna o fundacjach klasztorЧw zakonu karmelitafskiego. LwЧw, 1846; Acta capitulorum generalium Ordinis Fratrum Beatae Virginis de Monte Carmel. R., 1912-34. 2 vol.; WoЄyniak [Giэycki J.M.]. Z przeszЄoжci karmelitЧw na Litwie i Rusi. Kr., 1918. 2 t.; Antoine-Marie de la PrОsentation. Le Carmel en France. Toulouse, 1936-39. 7 vol.; Ambrosius a Santa Theresia. Lexicon geographi***** histori***** omnium fundationum universi Ordinis Carmelitarum // Analecta Ordinis Carmelitarum 22 (1950), 45-144; Peltier H. Histoire du Carmel. P., 1958; Steinmann A.E. Carmel vivant. P., 1963; Santi del Carmelo. R., 1972; Saggi L. // DIP 2, 460-476; Macca V. // Ibid., 521-602; Cicconetti C. La regola del Carmelo. R., 1973; Smet J. The Carmelites. Darrien (Ill.), 1975-85. 4 vol.; La regola del Carmelo oggi. R., 1983; Jantsch J., Butterweck C. Die Regel des Karmel: Geschichte und Gegenwart einer Lebensnorm. Aschaffenburg, 1986; Saggi L. Le origini dei carmelitani scalzi (1567-1593): Storia e storiografia. R., 1986; Velasco BayЧn B. Historia del Carmelo espaЦol. R., 1990-94. 3 vol.; Ortega GarcТa P. Historia del Carmelo Teresiano. Burgos, 1996; RЧg R. Karmelici: Duch, historia, kultura. Kr., 1997; Moriones I. El Carmelo Teresiano y sus problemas de memoria histЧrica. Vitoria, 1997; Panek B. et al. // EK 8, 804-820, 837-849; AnPont 2004.
И. Баранов
Католическая энциклопедия
EdwART
2011