Католическая энциклопедия - крестовый поход детей
Крестовый поход детей
принятое в историографии название народного движения 1212 года, достаточно быстро обросшего легендами.
«Случилось то сразу после Пасхи. Еще не дождались мы Троицы, как тысячи отроков тронулись в путь, покидая кров свой. Иные из них едва на свет появились и минул им только шестой год. Другим же впору было выбирать себе невесту, они же выбрали подвиг и славу во Христе. Заботы, им порученные, они позабыли. Те оставляли плуг, коим недавно взрывали землю; те выпускали из рук тачку, их тяготившую; те покидали овец, рядом с которыми сражались против волков, и думали о других супостатах, магометанской ересью сильных… Родители, братья и сестры, друзья упорно уговаривали их, но твердость подвижников была неколебима. Возложив на себя крест и сплотившись под свои знамена, они двинулись на Иерусалим… Весь мир называл их безумцами, но они шли вперед».
В начале 1212 года тысячи крестьян (в том числе детей и подростков) из Германии и Франции собрались (были собраны?) в войско для завоевания Гроба Господня в Иерусалиме (по некоторым данным, французские дети направились не в Иерусалим, а в Париж ко двору Филиппа Августа, где некий проповедник обещал представить королю письмо от Иисуса Христа и сотворить чудеса; Филипп приказал распустить детей по домам).
В мае 1212 года, когда немецкое народное войско прошло через Кёльн, в его рядах насчитывалось около двадцати пяти тысяч детей и подростков, направляющихся в Италию, чтобы оттуда морем достигнуть Палестины. В хрониках ХIII века более пятидесяти раз упоминается этот поход, который получил название «крестового похода детей».
Крестовый поход был поддержан орденом францисканцев.
25 июля 1212 года воители Христа прибыли в Шпейер. Местный хронист сделал такую запись: «И случилось великое паломничество, шли мужи и девы, юноши и старцы, и все это были простолюдины».
20 августа войско достигло Пьяченцы. Местный хронист отметил, что они спрашивали дорогу к морю. В те же дни в Кремоне видели толпу детей, пришедших сюда из Кёльна.
На этом поход фактически был окончен — неорганизованное сборище бедняков никто не стал перевозить морем; данные о том, что дети были массово проданы в рабство в Тунис, сомнительны.
Большинство современных исследователей считает, что большинство участников движения были не маленькими детьми, а как минимум подростками и юношами; словом лат. pueri («мальчики») в средневековых источниках называли простолюдинов (аналогично русскому ребята 'крестьяне').
Католическая энциклопедия
EdwART
2011