Поиск в словарях
Искать во всех

Католическая энциклопедия - крестовые походы

 

Крестовые походы

в широком значении — воен. действия ср.-век. европ. рыцарства, которые велись по инициативе и при поддержке Римских пап и имели рел. мотивы: войны против захватчиков-мусульман (мавров, сарацин, турок), язычников (пруссов, вендов) и участников еретических движений ( альбигойцев, гуситов), а также против полит. антагонистов Римских пап (англ. короля Иоанна Безземельного, имп. Фридриха II и его наследников); в узком значении — воен. кампании, которые велись с кон. XI до кон. XIII в. с целью освободить от мусульм. владычества Св. Землю, в т.ч. Гроб Господень и др. места в Палестине, связанные с жизнью Иисуса Христа.

Реконкиста на Пиренейском п-ове

К кон. VIII в. мусульмане завоевали Пиренейский п-ов (Испания). Ответной реакцией христ. Европы была т.н. Реконкиста, продолжавшаяся с VIII по XV в., в ходе которой родилось понятие «священной войны», т.е. войны, которая не просто признавалась справедливой, но трактовалась как рел. долг. Это привело к освящению рыцарского звания, поскольку долгом рыцаря с этого времени стала не только защита слабых и угнетенных, но и защита веры. Исп. христиан поддерживали рыцари др. земель, прежде всего Франции, приток которых значительно увеличился после воззваний Папы Александра II в 1063 и Папы Урбана II в 1091, а особенно после IV Латеранского собора (1215), приравнявшего Реконкисту к К.п. в Св. Землю. Благодаря объединению вооруженных сил уже к 1266 центр. и зап. области Пиренейского п-ова были освобождены от мусульман. Многовековая Реконкиста закончилась в 1492 взятием Гранады.

К.п. в Св. Землю

К.п. на Ближний Восток совершались в 1096–1270. Участие в них принимали рыцари всего христ. Запада, несмотря на острые противоречия между Свящ. Рим. империей и папством и между дух. и светской властью вообще. Участники походов назывались крестоносцами, т.к. они носили нашитый на одежду крест.

Некоторые крестоносцы руководствовались не только религиозными, но и др. мотивами, в т.ч. стремлением к наживе и приключениям. Для многих участие в К.п. было новой формой паломничества — с мечом в руке. Рел. жизнь после Григорианской реформы необычайно оживилась, что увеличило и без того мощный наплыв паломников в Св. Землю. О массовости этого движения в XI в. может свидетельствовать такой факт: в 1065 в паломничество из Бамбергского епископства отправилось ок. 12 тыс. чел. Связь христиан со Св. Землей не прервалась ни после того, как в 638 Палестину заняли арабы, ни после установления там владычества халифов из рода Фатимидов (969). Ситуация изменилась только в 1070–71, когда эти земли перешли в руки турок-сельджуков, убивавших и грабивших христ. паломников.

Завладев Палестиной, турки в XI в. создали смертельную угрозу для Византии. Непосредственным поводом для организации I К.п. под девизом освобождения Гроба Господня была просьба о воен. помощи против турок, обращенная к Папе Урбану II визант. имп. Алексеем I Комнином (годы правления — 1081–1118). Папа на Клермонском соборе 27.11.1095 призвал зап. христиан к освобождению святых мест. Кроме индульгенций для участников К.п. Церковь гарантировала опеку над оставшимися на родине семьями участников похода и их имуществом.

Среди многих, часто спонтанных, вооруженных выступлений, в которых участвовали массы горожан и крестьян, традиционно выделяют 7 крупномасштабных организованных К.п., хотя реально прибытие рыцарей в Палестину и боевые действия не прерывались и в промежутках между ними.

В I К.п. (1096–99) участвовали ок. 300 тыс. крестоносцев, в т.ч. знаменитые рыцари Раймунд Тулузский, Готфрид Бульонский, брат франц. короля Филиппа I Гуго из Вермандуа. Когда крестоносцы прибыли в Константинополь, непосредственная угроза Византии со стороны турок уже миновала, и визант. император, опасаясь теперь самих крестоносцев, постарался побыстрее отправить их в Сирию и Палестину, снабдив всем необходимым для ведения боевых действий. Крестоносцы пообещали императору, что завоеванные ими земли будут считаться находящимися в вассальной зависимости от Византии. Поход закончился успешно: был взят Иерусалим (1099), создано Иерусалимское королевство (1100), в Антиохии возник лат. патриархат и ряд епископств и аббатств.

Усилившийся натиск турок стал причиной II К.п. (1147–49); большую роль в его организации сыграли проповеди Бернарда Клервоского. В походе принимали участие франц. король Людовик VII и имп. Свящ. Рим. империи Конрад III. Однако поход закончился неудачей: крестоносцам не удалось расширить контролируемую христианами терр. в Палестине.

В XII в. в Св. Земле возникли первые рыцарские ордена: в 1113 — Орден иоаннитов, изначально занимавшийся только помощью паломникам и больным; в ходе II К.п. был создан Орден тамплиеров; в 1190 — Тевтонский орден.

В 1187 егип. султан Саладин (Салах-ад-Дин) захватил Иерусалим. В руках крестоносцев осталось лишь неск. прибрежных городов. Был организован III К.п. (1190–92), в котором приняли участие имп. Фридрих I Барбаросса, франц. король Филипп II Август и англ. король Ричард I Львиное Сердце. Чтобы собрать средства для организации похода, все христ. население было обложено податью (т.н. саладинская десятина).

Отсутствие своего флота, а также отказ Генуи перевезти войско в Палестину стали причиной обращения участников IV К.п. (1202–04) к др. морской державе — Венеции, которая воспользовалась этим для своих полит. целей. Сначала венецианцам удалось направить часть крестоносцев на завоевание г. Задар в Далмации, который в то время вышел из-под контроля Венеции, перейдя во владение Венгрии: завоевание Задара состоялось, несмотря на то что Папа Иннокентий III угрожал отлучением тем, кто примет в нем участие. Следующей целью венецианцев стал Константинополь. Для убеждения крестоносцев в необходимости его завоевания была выдвинута благородная цель — помощь бежавшему в Германию визант. принцу Алексею IV Ангелу, сыну свергнутого имп. Исаака II Ангела. Алексей Ангел склонил крестоносцев за большую сумму денег вернуть ему Константинополь, пообещав при этом принять унию с Римом. Одним из самых рьяных сторонников похода был венецианский дож Энрико Дандоло, которого 30 годами ранее ослепили на аудиенции у визант. императора. Иннокентий III отговаривал крестоносцев от похода на Константинополь; однако IV К.п. все же направился в Византию, и Константинополь, обороняемый наемниками, вскоре сдался. Константиноп. трон был возвращен Исааку II, соправителем стал его сын Алексей IV. Крестоносцы расположились в окрестностях города в ожидании выполнения визант. стороной условий договора. Однако Алексей IV отказался выплачивать крестоносцам обещанную сумму и дважды пытался сжечь их флот. В это время в Константинополе началось восстание плебса, который выдвинул на императорский трон Николая Канава, короновав его в храме Св. Софии. Восстание было подавлено протовестиарием Мурцуфлом, которого после этого аристократия провозгласила императором под именем Алексея V Дуки. Последний обманным путем захватил Алексея IV и приказал его задушить; в это же время умер и Исаак II. Алексей V заявил, что уничтожит крестоносцев, однако они победили войско узурпатора и овладели столицей. В ночь штурма Константинополя, когда Алексей V бежал, часть аристократии провозгласила императором Феодора Ласкариса, но в ту же ночь и он бежал в Никею. Почти все богатые жители также покинули город, который крестоносцы подвергли разграблению. В сложившейся ситуации отсутствия к.-л. легитимной власти императором был провозглашен Балдуин Фландрский, а на завоеванной крестоносцами визант. территории основана Лат. империя.

Папа Иннокентий III резко осудил разграбление Константинополя и его христ. храмов, а также негативно отнесся к проведенному крестоносцами избранию венецианца Фомы Морозини патриархом Константинополя, не признал его патриархом и потребовал его прибытия в Рим. Тем не менее после встречи с Фомой Морозини Иннокентий III изменил свою точку зрения и утвердил его на Константиноп. кафедре, ошибочно расценив полит. обстановку как благоприятную для восстановления единства Римской и Константиноп. Церквей. Это положило начало лат. Константиноп. патриархату, что не только не способствовало восстановлению единства, но еще более углубило существовавшие противоречия.

Последующие К.п. были нацелены непосредственно на Египет, где находилась резиденция султанов, контролировавших Палестину. V К.п. (1217–21) вначале сопровождался некоторыми успехами: египетский султан даже предложил крестоносцам мир, условия которого включали возвращение Иерусалима. Однако этот договор был отклонен: с точки зрения крестоносцев, с мусульманами следовало не заключать мир, а продолжать войну. В итоге поход окончился безрезультатно.

Экспедиция имп. Фридриха II (1228–29), не числящаяся в традиционном списке семи К.п., тем не менее дала ощутимый результат — было заключено 10-летнее перемирие с егип. султаном, во время которого Иерусалим принадлежал крестоносцам; однако по окончании перемирия они не смогли удержать его, и в 1244 он был утрачен для них навсегда.

Во главе VI (1248–54) и VII (1270) К.п. стоял франц. король Людовик IX Святой; оба похода окончились безрезультатно. В XIII в. рыцарские ордена перенесли свое местопребывание с Ближнего Востока на др. территории. Это можно считать окончанием организованных К.п.

Т.о., многолетняя борьба с участием сотен тысяч рыцарей и огромными организационными затратами принесла кратковременные и более чем скромные полит. и воен. результаты. Причинами этого были удаленность мест боевых действий от Европы, трудности в формировании постоянного воинского контингента (рыцари в осн. приезжали на ограниченный срок, необходимый для исполнения их рел. обетов), раздоры в среде крестоносцев, противоречия между западноевроп. гос-вами и Византией и др. Кроме того, постепенно угасала вера в смысл и христ. характер К.п., поскольку сопутствовавший им рел. дух вытеснялся иными мотивами, порой К.п. сопровождались злоупотреблениями, погромами в местах продвижения войск. К.п. не принесли ожидаемого освобождения Св. Земли и углубили раскол с Константиноп. Церковью. Кроме того, они утверждали идею применения оружия в делах веры. В то же время результатами К.п. стало развитие торговли между Востоком и Западом, большее осознание единства народов Зап. Европы, знакомство с мусульм. миром и, как следствие этого, распространение новых влияний в искусстве и науке, новых ремесел, предметов быта, видов оружия и т.п.

Идея К.п. сохранялась в призывах к борьбе с тур. агрессией, которая еще долгое время угрожала Европе. После того как турки подчинили себе Сербию, а затем Болгарию, был организован общеевроп. К.п., впечатляющий по масштабам, однако закончившийся полным поражением в битве под Никополем в 1396. Не увенчалась успехом и битва под Варной (1444), однако войскам крестоносцев удалось остановить наступление турок на Центр. Европу, одержав победу под Белградом в 1456.

К.п. в Прибалтику

Во время подготовки II К.п. было решено, что часть крестоносцев отправится против язычников (полабских славян, пруссов и литовцев), поскольку все предыдущие попытки христианизации северо-вост. терр. Европы оказались неудачными. Возглавили поход нем. князья и маркграфы, участие в нем приняли рыцари из Германии, Моравии и Польши. Однако К.п. против полабских славян не принес больших результатов. Цель христианизации в ходе К.п. была неотделима от цели завоевания; впрочем, говорить о реализации этих целей можно только начиная с XIII в. Слав. племена сражались не только за свою полит. независимость, но и против насильственной христианизации. Некоторые слав. князья принимали христианство, но такие шаги были продиктованы не рел. убеждениями, а сиюминутными полит. интересами, поэтому не приносили прочных результатов.

Еще одним языческим анклавом, где с давних пор попытки миссион. деятельности чередовались с воен. походами, была Пруссия и земли, расположенные к северо-востоку от нее. К активной христианизации земель Прибалтики призвал крестоносцев еп. Альберт Рижский. С этой целью в 1202 он основал рыцарский Орден меченосцев (Ливонский орден) и с его помощью, под лозунгом К.п., овладел частью совр. Латвии и Эстонии. В 1228 Тевтонский орден перенес свою резиденцию в Прибалтику, и с этого момента его гл. целью стало завоевание прибалтийских земель, т.е. процесс христианизации здесь проходил параллельно с нем. колонизацией.

К.п. против участников еретических движений

В сер. XII в. в Европе активизировались гетеродокс. движения. Предпринимавшиеся попытки противостоять их распространению не давали особых результатов. Ни усилия проповедников, ни применение церк. наказаний, ни даже угроза изгнания и конфискации имущества (меры, введенные светскими властями) не смогли склонить гетеродокс. группы к признанию церк. учения и иерархии. После убийства папского легата Петра из Кастельно Папа Иннокентий III в 1208 провозгласил К.п. в Юж. Франции против альбигойцев. Участники этой вооруженной борьбы пользовались теми же привилегиями, что и крестоносцы, отправлявшиеся в Палестину. Жестокая война продолжалась 20 лет (1209–29), в ней приняли участие прежде всего бароны и рыцари Сев. Франции, воодушевленные не только желанием искоренения ереси, но и надеждой получить новые земли в богатых юж. провинциях. Война закончилась покорением альбигойцев, принеся при этом большие человеч. жертвы.

Другой К.п. был направлен против общественно-рел. движения гуситов в Чехии (с 1420). Первое время крестоносцы терпели поражения; только распри и споры в лагере гуситов привели к разгрому их радикального крыла (таборитов); умеренное крыло гуситов, чашники, добились легализации своего существования в Чехии.

Общая оценка К.п.

В ист. контексте Реконкисту и К.п. в Св. Землю следует рассматривать прежде всего как защиту от агрессии со стороны мусульм. мира. Европ. об-во по праву защищало ценности, которые лежали в основе его создания.

Если же говорить о К.п. с целью христианизации определенных терр., то в целом насильственные методы евангелизации несовместимы с христ. учением. В Прибалтике христианство навязывалось силой, а К.п. были предлогом для полит. завоеваний, хотя нельзя не признать, что христианизация ускорила процесс приобщения прибалтийских народов к европ. цивилизации.

Источн.: Робер де Клари. Завоевание Константинополя. М., 1986; Жоффруа де Вилардуэн. Завоевание Константинополя. М., 1993; Матузова В.И., Назарова Е.А. Крестоносцы и Русь: Конец XII в. — 1270 г.: Тексты, перевод и комментарии. М., 2002.

Лит-ра: Мишо Ж.Ф. История Крестовых походов. СПб., 1822–35. 5 т. (М., 1999); Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечом: Приключения Ричарда I Львиное Сердце. М., 1991; Она же. Эпоха крестовых походов. М., 2003; Молрисон С. Крестоносцы / Пер. Е.В. Морозовой. М., 2003; Grousset R. Histoire des croisades. P., 1934–36. 3 t.; Runciman S. A History of the Crusades. C., 1951–54. 3 vol.; Kahl H.D. Zum Geist der deutschen Slawenmission des Hochmittelalters // Zeitschrift fЯr Ostforschung 2 (1953); Huici A. Las grandes batallas de la Reconquista durante las invasiones africanas. Ma., 1956; Waas A. Geschichte der KreuzzЯge. Fr., 1956. 2 Bd.; Morisi A. La guerra nel pensiero cristiano dalle origini alle crociate. Fi., 1963; Benninghoven F. Der Orden der SchwertbrЯder. KЪln–Graz, 1965; Mayer H. Geschichte der KreuzzЯge. KЪln, 1968; ьowmiafski H. PoczИtki i rola polityczna zakonЧw rycerskich nad BaЄtykiem w wieku XIII i XIV // Polska w okresie rozdrobnienia feudalnego / ...Red. H. ьowmiafski. WrocЄaw, 1973; Kosman M. Drogi zaniku pogafstwa u BaЄtЧw. WrocЄaw, 1976; RottenwЪhrer G. Der Katharismus. Bad Honnef, 1982. 2 Bd.; Richard I. The Crusades. C.–NY., 1999, p. 1071–1291; Hindley G. The Crusades: A History of Armed Pilgrimage and Holy War. NY., 2003.

о. И. Фокчиньский

см. Альбигойский крестовый поход, Восьмой крестовый поход, Второй крестовый поход, Первый крестовый поход,Четвёртый крестовый поход, Третий Шведский Крестовый поход, Третий крестовый поход, Северные Католическая энциклопедия

EdwART

2011

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое крестовые походы
Значение слова крестовые походы
Что означает крестовые походы
Толкование слова крестовые походы
Определение термина крестовые походы
krestovye pohody это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины