Энциклопедия Кольера - индия. культура
Индия. культура
Народное образование. В Индии с ее огромным населением повышение уровня образования считается задачей первостепенной важности. На начало 1990-х годов в стране насчитывалось 154 млн. учащихся, не считая 7 млн. студентов высших учебных заведений. Количество преподавателей в начальной, средней и высшей школе составляет 3,5 млн. человек. Обучение в школе бесплатное и обязательное для детей моложе 15 лет. С 1983 система образования приобрела следующую структуру: начальная и неполная средняя школа (образование дается в течение 10 лет), еще два года учащиеся посещают среднюю школу, наконец, три года требуются для получения первой университетской степени. Начальное обучение в каждом штате ведется на принятом там в качестве официального языке. Университетское и высшее техническое образование ведется преимущественно, но не исключительно, на английском языке. Для средней школы характерно лингвистическое разнообразие, хотя принята трехъязычная формула: родной язык основной, хинди или английский второй и еще один из языков народов Индии третий. В середине 1990-х годов в Индии действовали 4,7 тыс. колледжей с преподаванием естественных и гуманитарных наук, и 181 университет. Кроме того, имелись 1,9 тыс. педагогических, 185 инженерно-технических и 359 медицинских колледжей. Из университетов с ярко выраженной спецификой можно отметить: Висва Бхарати; Индира Кала Сангитх в Хайрагархе, где знакомят исключительно с индийской музыкой; Рабиндра Бхарати в Калькутте, который ориентирован на обучение языку бенгали и тагороведению; женский университет в Бомбее.
Наука. В стране сложилась мощная система государственных научно-исследовательских учреждений, сеть которых дополняют многочисленные частные исследовательские институты и лаборатории. Направления их деятельности весьма разнообразны и включают как традиционные направления медицину, агрономию, ветеринарию, метеорологию и другие, так и новые атомную энергетику, изучение космоса, электронику.
Литература и искусство. Индийские литературные традиции восходят к великим священным текстам индусов. Это Ригведа (ок. 1300-1100 до н.э.); Махабхарата, созданная спустя несколько столетий; Упанишады (ок. 500 до н.э.) и Рамаяма, появившаяся позже остальных. Другие классические произведения отражают многообразную тематику, включая искусство дипломатии, обязанности правителей и грамматические навыки. В целом художественная литература не была ограничена заранее предписанными сюжетами или формами и охватывала все стороны жизни. Первым общепризнанным индийским литератором стал драматург Бхаса (около 2 в. н.э.). Среди других драматургов далекого прошлого король Шудрака (3 в.) и Калидаса (4 в.), который был также крупнейшим поэтом, писавшим на санскрите. Более 1500 лет отделяют тот золотой период от Индии наших дней. За это время произошло распространение буддизма и джайнизма, торжество индуизма и колониальное порабощение страны. При британском господстве языки народов Индии попали в разряд второсортных. Однако в конце 19 в. началось культурное возрождение, охватившее прежде всего Бенгалию. Новую художественную литературу стали создавать на английском языке. Среди этих писателей выделялись Майкл Модхушудон Дотто (1824-1873), Говин Чандра Датт (1828-1884), его дочь Тору Датт (1856-1877) и Манмохан Гхош (1869-1924). Из авторов, писавших на бенгали, особую известность приобрели Банкима Чандра Чаттерджи (1838-1894), Гириш Чандра Гхош (1844-1912) и Амритсал Басу (1853-1929). Видные авторы, творившие за пределами Бенгалии, писатель Харишчандра Бхаратенду (1850-1885), писавший на хинди, поэт Дагх Дехлеви (1831-1905), творивший на урду, писатель Хари Нараян Апте (1864-1919), создававший свои произведения на маратхи, прозаик Чанду Менон (1847-1899), писавший на малалаяме, и поэт из Кералы Кодунгаллур Кунджикуттан Тхампуран (1864-1913). Связать классическую традицию и новые художественные веяния удалось Рабиндранату Тагору (1861-1941). Лауреат Нобелевской премии 1913, он сыграл большую роль в развитии литературы и искусства Индии. Будучи преимущественно поэтом, Тагор выступал также как романист, новеллист, драматург, художник, музыкант и просветитель. Влияние Тагора, распространившееся на всю страну, укрепляло веру в высокие достоинства индийской культуры. В 1930-е годы литература страны испытала воздействие идей Махатмы Ганди (1869-1948) политического и духовного лидера, чьи взгляды отразились на строе мышления индийцев во всех сферах жизни. Среди тех писателей, в произведениях которых особенно ощутимо его влияние, были хиндиязычные поэты Майтхилишаран Гупта (1886-1964) и Сумитранандан Пант и прозаики Прем Чанд и Джайнендра Кумар (р. 1905), маратхский драматург Мама Вареркар (1883-1964) и малаяльский поэт Валлатхол (настоящее имя Валлатхол Нараяна Менон, 1878-1958). С 1965 в Индии ежегодно присуждается литературная премия Джнан Питх, которую получили многие лучшие мастера слова страны за последние десятилетия. В числе ее лауреатов, в частности, П.В.Акиландам, Ашапурна Деви, Кота Шиварама Карант, Агьея (настоящее имя Саччидананд Хирананд Ватсьяян и Бирендра Кумар Бхаттачария. Из поэтов второй половины 20 в. известен С.Х.Ватсьяян, порывающий с традиционной эпической стилистикой своих предшественников. Среди прозаиков наиболее известен Джайнендра Кумар, чей знаменитый роман Отставка переведен на английский язык. Один из самых широко читаемых современных индийских литераторов прозаик Тхакази Шивасанкара Пиллаи, пишущий на малалаяме; его роман Кеммин был издан на большем числе языков, чем любое другое из индийских художественных произведений после Тагора. Театральное искусство современной Индии ушло от концепции "синкретического театра" кудияттам и традиционной санскритской драмы. Пьесы Тагора увели театр от банальных шаблонов коммерческих постановок 19 в. Другие писатели, работавшие в этом литературном жанре в начале 20 в., ориентировались на запросы народностей, на языке которых писались пьесы, и жителей конкретных областей. К видным мастерам драматургии первой половины столетия относятся П. Самбанда Мудалиар и Е.В. Кришна Пиллаи из Южной Индии, Бхаргаврам Витхал Вареркар и Прахлад Кешав Атре из Махараштры, хиндиязычный Джайяшанкар Прасад и Адия Рангачария из Карнатаки. Лидером авангарда в Бенгалии стал Бадал Саркар драматург, продюсер, режиссер и актер. Постановщик пьес на открытых площадках и организатор импровизированных спектаклей, Саркар выступает, возможно, главным катализатором изменений, происходящих на индийской сцене. Другие известные театральные деятели Бенгалии Сомбху Митра и Утпал Датт, который, придерживаясь крайне левых политических взглядов, использовал джатру (вид народного представления, которое давалось странствующей театральной труппой) для постановки спектаклей, на которые собиралось до 15 тыс. зрителей. В маратхском театре выделились такие видные фигуры, как П.Л.Дешпанде и Виджья Тендулкар. Первый из них, мягкий и умный гуманист, обнаружил одновременно дар писателя, продюсера, режиссера-постановщика и актера. Второй, чьи искусно построенные пьесы затрагивают глубокие социальные проблемы Индии, вероятно, является лучшим драматургом страны. Помимо них, завоевали популярность писавший на маратхи Ч.Т.Кханолкар, хиндиязычный Мохан Ракеш и Гириш Карнад, талант которого в равной мере принадлежит театру и кинематографу. Музыка и танцы остались двумя важными видами искусства, не затронутыми веяниями колониализма. Изменения происходили лишь в рамках сложившихся великих канонов. В период до независимости страны многие индийские музыканты служили при дворах магараджей и набобов. Ныне музыка переместилась из дворцов и домов знати на концертные подмостки. Музыка звучит в самой разнообразной обстановке в кинофильмах, на танцплощадках, на марше, при общинных религиозных песнопениях. В этой ситуации переходного периода появились некоторые выдающиеся исполнители, например, Рави Шанкар блистательный мастер игры на ситаре, пропагандирующий индийскую музыку за рубежом. Как композитор и поборник бережного отношения к славным традициям прошлого Шанкар написал множество произведений для индийских и западных фильмов. Еще один крупный музыкант, завоевавший международное признание, Мадураи Шанмукхавадиву Субулакшми. Али Акбар-хан, лучший мастер игры на сароде, открыл школу индийской музыки в Сан-Франциско. Широкую популярность приобрели современные артисты; Устад Вилаят-хан и Никхил Банерджи (ситара), Пандит Рам Нараям (на смычковый инструмент саранг), Устад Бисмаллах-хан (шенаи) и Алла Ракха и Кришен Махарадж (барабан табла). Среди наиболее известных певцов Бхимсен Джоши, Кумар Гандхарва и Кишори Амонкар. Среди знаменитых южноиндийских музыкантов один из лучших флейтистов страны Т.Р.Махалингам, барабанщик Палгхат Мани Айр и старейшина певцов Семмангуди Сриниваса Айр. Интерес к западной музыкальной культуре проявляется в основном в нескольких крупных городах, прежде всего в Бомбее, Калькутте, Дели и Мадрасе. Однако серьезное отношение к ней постепенно формируется в среде профессиональных музыкантов, придерживающихся классических индийских традиций. В стране появился сочинитель музыки в западном стиле Зубин Мехта, а также несколько композиторов, например Ванрадж Бхатиа и Нареш Сохал. Подобно музыке, танец в современной Индии представляет собой верхнее звено того культурного наследия, чьи истоки уходят на 2000 лет в прошлое. Актер выступает ярко выраженным творцом в рамках строго очерченного историческими канонами зрелища, применяя язык жестов и мимику для передачи смыслового значения танца или выражения эмоций. Сравнительно недавно такие артисты-новаторы, как Удай Шанкар (1900-1977), начали прилагать унаследованную технику танца к нынешним сюжетам. Весомый вклад в возрождение индийского танцевального искусства внес Рукмини Деви Арундале, основавший с этой целью училище в Калакшетре. Из другого подобного учебного заведения, действующего в Керале, вышли такие известные актеры, как Каламандалам Кришна Наир и Каламандалам Раманкутти. Международную репутацию завоевали также Санджукта Паниграхи, превосходный исполнитель танцев в стиле "одисси"; Ведантам Сатьянараяна, выдающийся представитель школы "кучипуди"; Бирджу Махарадж, заслуженно пришедший на место Шамбхо Махараджа, великого танцовщика в стиле "катхак". Направление в индийском танце "бхаратнатьям" нашло замечательного исполнителя в лице Баларасвати, который, обладая непревзойденным артистизмом и демонстрируя бесподобный сплав техники и художественной выразительности, стал символом замечательных танцевальных традиций Индии. "Манипури", еще одна важная школа, сформировалась на северо-востоке страны. Речь идет о групповом танце большой грации и красоты, с артистами, выступающими в ярких костюмах под звуки ударных инструментов. Достойные представители этой школы Сингхаджит Сингх и Гуру Бипин Сингх.
Музеи и библиотеки. Наиболее важные музеи следующие: Национальный музей в Дели, музей Салар-Джунг в Хайдарабаде, музей принца Уэльского в Бомбее, Государственный музей в Мадрасе, музей Асутош в Калькутте, Мемориальные музей и библиотека Неру в Дели. Археологические экспозиции созданы в местах раскопок в Конараке, Нагарджунаконде, Наланде, Санчи и Сананатхе. Из более чем 57 тыс. библиотек, насчитывающихся в Индии, 10 официально признаны имеющими общенациональное значение. Самые известные из них Национальная библиотека в Калькутте, Центральные публичные библиотеки в Бомбее и Мадрасе, которые получают по экземпляру любой книги и журнала, издаваемых на территории страны. Специальные библиотеки для научных работников открыты при Индийском совете международных отношений в Дели, Индийском статистическом институте в Калькутте, Институте им. Гокхале в Пуне, Национальном институте прикладных экономических исследований в Дели и Индийском институте государственного управления, тоже в Дели. Библиотеки, где хранятся ценные рукописи, рассеяны по разным городам страны и получают субсидии из государственного бюджета.
Издательское дело. Индия занимает седьмое место в мире по выпуску книг, и третье, после США и Великобритании, по числу книг на английском языке. Ежегодно тысячи названий выходят в свет в многочисленных издательствах страны, при содействии Национального управления развития книжного дела учреждения совещательного характера, учитывающего главные аспекты торговли полиграфической продукцией. В 1957 был основан Национальный книжный трест с целью облегчить публикацию серьезной и качественной литературы по умеренным ценам. Газеты в начале 1990-х годов издавались в количестве ок. 58 млн. экземпляров и на всех основных языках Индии. Список периодики включал до 30 тыс. названий, в том числе более 2,5 тыс. ежедневных газет. Среди ведущих газет выделяются "Ананда базар патрика" и "Джугантар" в Калькутте, "Нав Бхарат Таймс" в Дели, "Малаяла манорама" в Коттаяме, "Таймс оф Индия" в Бомбее, "Хиндустан таймс" в Дели, "Хинду" в Мадрасе, "Локасатта" в Бомбее, "Стейтсмен" в Калькутте, "Матхрубхуми" в Кожикоде (Каликут), "Самачар" в Бомбее, "Трибюн" в Чандигархе, "Дейли Джагран" в Канпуре, "Праджавани" в Бенгалуру, "Гуджарат самачар" и "Индиан экспресс" в Ахмадабаде и тамилнадская "Динамани".
Радиовещание, телевидение и кинематография. Радиои телевещание в Индии принадлежат государству и управляются соответственно через Всеиндийское радио и Дурдаршан. На начало 1990-х годов Всеиндийское радио располагало 190 передающими радиостанциями. Тогда же телевидение, начало которому было положено в Дели в 1965, обслуживало ок. 80% всего населения страны. В 1975-1976 годах был осуществлен экспериментальный учебный проект с помощью спутника, благодаря которому образовательные передачи транслируются для жителей отдаленных деревень. Индия принадлежит к числу крупнейших производителей художественных фильмов в мире. Большая их часть носит коммерческий характер, но иногда на экран выходят и великолепные произведения. Режиссером редкой индивидуальности был Сатьяджит Рай (1921-1991), с которым связана вся история индийского кино и который обеспечил ему мировое признание. Появление группы профессионально образованных молодых кинематографистов открывает хорошие перспективы для этого вида искусства. Спорт в Индии слабо развит. Индийские атлеты пока не завоевали ни одной золотой медали на Олимпийских играх. Заметные успехи достигнуты лишь в немногих видах спорта: хоккее на траве, арм-рестлинге, бадминтоне и теннисе.
Праздники. В Индии широко отмечают индуистские религиозные праздники. Среди них выделяются общенациональные: рамлила в честь верховного божества Рамы, приходящийся на начало осени, дипавали -осенний праздник огней, джанмаштами посвященный богу Кришне и связанный с днем его рождения в августе, холи весенний праздник красок, когда все его участники вовлекаются в игры с применением цветной пудры и красок. Остальные конфессии тоже имеют свои праздники и знаменательные даты, такие, как день рождения сикхского гуру Нанака, Махавира-джаянти (в честь вероучителя джайнизма Махавиры), Будха-пурнима (у буддистов) и другие. Областные и сезонные празднества буквально испещряют годовой календарь. Главный национальный праздник День Республики отмечается 26 января.