Энциклопедия Кольера - индия. история
Индия. история
Ведические времена. Ригведа, созданная ок. 1500 до н.э. и содержащая многие еще более ранние гимны, свидетельствует о том, что арии в Пенджабе подразделялись на племена. Во главе племен стояли выборные вожди, одновременно выполнявшие несколько функций правителей, священнослужителей и военачальников. Арийское общество сохраняло следы былого пастушеского уклада; женщины занимали высокое положение в семье. Арии умели выплавлять многие металлы, обитали в деревнях и городах, укрепленных повсеместно, где требовалось противостоять врагам. Первоначально арии переселялись из одной речной долины в другую большими общинами, оберегая свою племенную и семейную структуру от контактов с доарийцами. По мере усиления арийского влияния и ассимиляции местного населения происходило становление единого общества и общей культуры.
Поздневедический период. По мере смешения ариев с доарийским населением закладывались основы индийской, или индуистской, культуры. Этот процесс получил отражение в литературе, которая возникла в эпоху после Ригведы. Относительно крупные государства пришли на смену племенным образованиям, усложнилась городская жизнь. Мощь властителей возросла, соответственно уменьшилась роль народных собраний. В деревнях сохранилась самоорганизация. Успешно развивались сельское хозяйство и ремесла, стали широко применяться железо и серебро. Возникло разделение людей по наследственным кастам, которые, однако, еще не распадались на подгруппы, во множестве появившиеся в последующие столетия. См. также Касты. В религиозной сфере культовые церемонии стали более изощренными и дорогостоящими, а монахи-брахманы, выступавшие охранителями сакральных традиций, приобрели большой вес в обществе. В 6 в. до н.э. зарождаются новые религии буддизм и джайнизм, родина которых Магадха (на юге современного Бихара). Другие сдвиги происходили в сфере народных верований, где некоторые ведические божества объединились с божествами доарийского населения. На этой основе сформировался культ Шивы и Вишну, третьим богом стал Брахма. Представления о триедином божестве, или Тримурти, получили широкое распространение в народной среде, и многие легенды о жизни и деяниях этих богов, отраженные в эпосах и пуранах, во многом восходят к доарийским религиозным верованиям. Повсеместно возникли культовые сооружения паломничество к ним и обновление связанных с ними мифов стали мощным фактором объединения Индии. Храмовые обряды и доктрины кармы и переселения душ проникли в кровь и плоть населения. Вероятно, к рассматриваемому историческому периоду относится эпическая поэма Рамаяна, созданная поэтом Вальмики и повествующая о царе Раме и его жене Сите, ядро другого великого эпоса Махабхарата, воссоздающего картины грандиозной битвы между кауравами и пандавами, и большая часть пуран мифологических текстов индуизма.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ИНДИИ ПОСЛЕ ПОХОДА АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО
Результаты греческих завоеваний. Долина Инда стала провинцией Персидского царства примерно в 578 до н.э., но вновь обрела независимость перед вторжением Александра Македонского в Индию в 326 до н.э. В буддийских книгах сообщается, что на территории между Гималаями и горами Виндхья в то время существовали 16 суверенных государств. Среди них на рубеже 7-6 вв. до н.э. выделялась монархия Косала (ныне Ауд), а затем постепенно на первый план вышло государство Магадха (Бихар). Махавира и Будда, основатели соответственно джайнизма и буддизма, принадлежавшие к касте воинов-кшатриев, развернули свою деятельность в то время, когда царь Бимбисара правил в Магадхе. Купцы из Южной Индии, которые вели с 7 в. до н.э., а возможно и еще раньше, активную торговлю на море, установили контакты с Вавилоном (возможно, с Индонезией и Филиппинами). Завоевание Северо-Западной Индии Александром Македонским было кратковременным эпизодом в истории. Александр скоропостижно скончался вскоре после возвращения в Вавилон. После его смерти к западу от Индии образовались греческие государства, упрочились контакты Индии с Западом, начавшиеся еще при персидских правителях из династии Ахеменидов.
Империя Маурья. В молодости Чандрагупта Маурья, основатель первой индийской империи, встретился с Александром Македонским, вторгшимся в Пенджаб. Находясь на престоле примерно в 322-298 до н.э., Чандрагупта многим был обязан своему главному министру брахману Каутилье, которому приписывают авторство трактата о принципах индийской политики Артхашастра. Чандрагупта, получивший известность у греков под именем Сандракот, завоевал Пенджаб вскоре после смерти Александра Македонского. В 321 до н.э. он сверг и убил своего кровного родственника, правившего государством Магадхи. Заняв его место, он установил господство над всей Северной Индией. Затем Чандрагупта нанес сокрушительное поражение правителю Западной Азии Селевку I, одному из преемников Александра. На протяжении ок. 100 лет, начиная с 325 до н.э., династия Маурья сохраняла контроль почти над всей Индией, кроме ее крайнего юга. Ашока, внук Чандрагупты, правил с 273 до 232 до н.э. После удачной завоевательной войны, направленной против государства Калинга, потрясенный ее ужасами Ашока воспринял буддизм и энергично пропагандировал его принципы. Он считал обязанностью власти осуществлять завоевания только путем мирного распространения буддизма (эта политика получила название дхармавиджая). Стремясь сохранить чистоту буддизма и авторитетно истолковывать его каноны, Ашока организовал в столице Паталипутре (Патне) монашеский собор. Он делал акцент на этические нормы поведения и особенно настаивал на необходимости проявления терпимости по отношению к другим верованиям. Во время правления Ашоки был достгнут большой прогресс в искусстве и зодчестве.
Дрвняя Индия (ок. 250 до н. э)Последующие вторжения. После смертьи Ашоки империя распалась. Спокойствие малых государств, возникавших на развалинах прежней империи, нередко нарушалось вторжениями греков, саков, парфян и, наконец, кушанов. Властитель Пенджаба во 2 в. до н.э. Менандр, имевший греческие корни, отождествляется с правителем Малиндой в буддийском труде Вопросы Малинды. На кушанских монетах были выбиты рельефные изображения индуистских богов, а некоторые чужеземные предводители получала индийские имена, например Васудева. Величайший из кушанских императоров Канишка, царствовавший на рубеже 2 и 1 вв. до н.э., созвал последний буддийский собор и покровительствовал знаменитому буддийскому поэту Ашвагхоше, а также автору авторитетного руководства по индусской медицине Чараке. В этот период под влиянием греко-романских традиций развивается буддийская скульптура, о чем свидетельствуют достижения гандхарской школы изобразительного искусства.
Южноиндийские государства. На плоскогорье Декан в Южной Индии вскоре после смерти Ашоки сложилось мощное независимое государство, во главе которого стояла династия Сатаваханы, или Андхры (ок. 230 до н.э. 230 н.э.). Эти правители посылали свои войска на север и захватили Удджайн, разделив в итоге плато Малва с властителями из рода Сунга, преемниками империи Маурья. Позднее Сатаваханы вели с переменным успехом войны с сакскими сатрапами в Гуджарате и Малве. Легенды о знаменитом Викрамадитьясакари, неустрашимом враге саков, по-видимому, относятся к ранней стадии этих вооруженных столкновений. Несомненно, эра Викрама, начавшаяся в 57 до н.э., и эра Саков, начавшаяся в 78 до н.э., тоже были связаны с этой борьбой. Правители страны Андхра следовали практике ведических жертвоприношений и поощряли развитие литературы и искусства. При них процветал буддизм, крупные архитектурные памятники ступы, храмы и монастыри были высечены в Западных Гатах и воздвигнуты из кирпича и камня в дельтовых областях Годавари и Кришны. Сатаваханы называли себя "властителями трех океанов"; они обладали военным флотом, и их подданные не только вели торговлю с дальними заморскими странами, но и основывали там поселения, особенно на юговостоке Азии. На крайнем юге Индии существовали три государства Чера, Чола и Пандья. Превосходные текстильные изделия и черный перец Южной Индии и специи из восточноиндийских земель вывозились в обмен на вина, золото и серебро еще на заре существования Римской империи. Эта торговля продолжалась, пока приток предметов роскоши и отток благородных металлов не вызвали серьезной озабоченности на западе. Тамильская литература, зародившаяся в начале новой эры, если не раньше, отразила разнородный характер этой части Индии: ее городов, деревень и морских портов; ее правителей, знати и простого народа; ее ремесел и торговли.
"ЗОЛОТОЙ ВЕК" ИНДИИ
Североиндийская империя Гуптов. Это государство в 4 и 5 вв. н.э. включало почти всю территорию Северной Индии и открыло новую яркую страницу в истории региона. Самудрагупта (ок. 330 ок. 375) был знаменитым завоевателем, поэтом и музыкантом; выбранный им в качестве наследника Чандрагупта II продолжил дело отца и принял титул Викрамадитья. Эти два императора правили почти столетие: с 330 по 415. Китайский паломник Фа Сянь, много путешествовавший по их владениям, сообщил о материальном достатке жителей и умелом управлении страной при Гуптах. Васубандху, известный буддийский мыслитель и грамматист, и Калидаса, величайший индийский поэт, жили и творили именно в ту эпоху, когда главным пуранам была придана более современная форма. Такие ученые, как Арьябхата и Варахамихири, внесли выдающийся вклад в математику и астрономию. Наланда, в Бихаре, стала крупным центром просвещения в масштабах всей Азии. Сидящий каменный Будда в Сарнатхе, железная колонна в Дели, медный Будда из Султанганджа, великолепной чеканки золотые монеты (одна из которых была обнаружена на большом отдалении на Яве) и настенная живопись Аджанты служат образцами культурных достижений той эпохи. Влияние искусства Гуптов прослеживается в Индокитае и Индонезии, подтверждая интенсивность былых контактов.
Индия, 400 г. н. э.Вторжение гуннов. При пятом правителе династии Скандагупте (455-480) империя впервые начала испытывать давление "белых гуннов", или эфталитов, проникавших с северо-запада. Эти племена покорили Пенджаб в конце 5 в., их набеги свели территорию государства Гуптов до размеров второстепенного княжества. Мощь гуннов была подорвана незадолго до середины 6 в. совместными усилиями Яшодхармана из Малвы и Нарасимхагупты Баладитья, отпрыска императорской династии.
Государство Харши в Северной Индии. В конце 6 начале 7 вв. в северной части Индии главенствовали три державы: поздних Гуптов на востоке, Маукхари в центре и Вардханов на западе. Все они продолжали воевать с остатками гуннских объединений. Харшавардхану (ок. 590-647) удалось объединить владения своих предшественников из рода Харша и земли государства Маукхари. Этот монарх оказался талантливым военачальником, администратором и литератором, покровительствовал знаменитому прозаику Бана, писавшему на санскрите, и был другом и почитателем дарований Сюань Цзана, опытного китайского законоведа, который посетил Индию и оставил подробное описание своего путешествия. К 612 Харша добился полной власти над Северной Индией и сохранял ее до самой смерти в 647. Его попытки распространить свое влияние на Декан отразил могущественный правитель из династии Чалукья Пулакешин II.
Политические события на юге Индии. Тем временем на Декане после Сатаваханов сменились несколько династий. Самыми известными из них были Вакатаки на севере, Кадамбы на юго-западе, и последовательно сменявшиеся Икшваку, Салайкайны и Вишнукундины на востоке Декана, а также Паллавы к югу и западу от них. Буддизм вступил при Икшваку в 3 в. н.э. в период расцвета, и в это время усиливаются контакты с Цейлоном, а также с индийскими колонистами в странах азиатского Востока. Джайнизм расширил область своего влияния в западном Декане и Тамилнаде, достигнув кульминации к 6 в. Чалукья из Бадами, Паллавы из Канчипурама и Пандья из Мадурая были ведущей силой на юге Индии в 6 в. Подчинить себе весь Декан удалось Чалукья. Пулакешин II (608-642), выдающийся военачальник того времени, обменивался посольствами с персидским царем Хосровом II. Граница между государствами Паллавов и Пандья пролегала по р.Кавери, и такое положение сохранялось до середины 9 в. Только наместники Чалукья в Гуджарате (провинция Лата) и восточном Декане (провинция Венги) сумели образовать независимые государства, в которых правили побочные ветви династии. Сама же она в Бадами была свергнута в середине 8 в. Дантидургом, основателем державы Раштракутов, которые занимали престол своих предшественников в течение примерно двух столетий. Раштракуты были известны купцам из Аравии как династия Балхара (что считают арабским искажением санскритского термина Валлабхараджа, означающего "господин раджей"). Эти купцы селились в портах и городах империи и далее к югу на Малабарском побережье, где стали предками современных моплов-мусульман штата Керала. В этот период на Декане процветали торговля, литература и искусство. Санскрит повсюду пользовался почетом, способствуя обогащению и развитию языков местного населения. Король Дурвинита из вассальной майсурской династии Ганга писал и на санскрите, и на каннада; Махендраварман I Паллава в равной мере обладал талантами писателя, архитектора, музыканта и художника. Высеченные в скалах или воздвигнутые из камня и кирпича храмы, а также скульптуры того времени отличаются высокими художественными достоинствами. Бадами, Паттадакал, Эллора и Аджанта, Мамаллапурам ("Семь пагод") и Канчипурам были самыми важными очагами развития искусства. В стране тамилов сильный протест против джайнизма и буддизма вылился в широкое народное движение бхакти. Им руководили индусские святые наянары и алвары, как называли тех, кто верил соответственно в Шиву и Вишну. Экспрессивные песни участников движения бхакти вошли в сокровищницу тамильской литературы. В этот период творили крупнейшие индийские философы Кумарила и Шанкара. Подобного типа политические структуры и культура успешно развивались на юге Индии с 9 по 13 вв.; менялись лишь правившие династии. Раштракуты из Маньякхеты (Малкхед, к западу от Хайдарабада) уступили трон Чалукья, которые восстановили свои позиции в 973 после более чем 200-летнего отлучения от престола и перенесли столицу в Кальян, расположенный в 80 км к северу от Маньякхеты. Викрамадитья VI (1075-1125) был одним из выдающихся личностей династии. При его дворе работали такие выдающиеся деятели, как правовед Виджнанешвара, автор индуистского свода законов Митакшара, и поэт Билхана, который сочинял пространные поэмы на санскрите о жизни государя. На землях тамилов Чолы из Танджавура пришли к власти в середине 9 в., построив свою империю на развалинах держав Паллавов и Пандья. Они утвердили свое господство над всей территорией к югу от р.Тунгабхадры, включая Мальдивские острова и Цейлон; примерно с 1000 их протекторатом стала также область Венги на востоке Декана, находившаяся под управлением восточной ветви Чалукья. Раджараджа I (985-1014) и его сын Раджендра I (1014-1035) были самыми видными представителями династии Чолов. Они сумели впервые в истории политически объединить всю Южную Индию и успешно боролись с Чалукья из Кальяни, чьи владения находились по другую сторону долины Тунгабхадры. Империя Чолов создала сильный военно-морской флот и контролировала пути через Индийский океан, эффективно вмешиваясь в дела государства Шривиджайя на Суматре. Император-отец возвел в Танджавуре Большой храм превосходный образец южноиндийской архитектуры, а сын ответил на это строительством города Гангаикондачолапурам в дикой местности округа Тируччираппалли, чтобы отметить годовщину похода к берегам Ганга. Чолы основывали больницы и учебные заведения и внесли весомый вклад в ирригационное строительство и организацию общественных работ. Главные произведения тамильской литературы так же, как и наиболее древние из дошедших до наших дней комментариев к ведам, были созданы при Раджарадже I и Раджендре I.
Северная Индия после распада империи Харши. Кончина Харши в 647 привела к обострению политической обстановки на севере Индии, и в жизнь ее северо-восточных районов эпизодически вмешивался Тибет. Это открыло путь для распространения буддизма в Тибете. В дела Центральной Азии включился Кашмир, упрочивший в начале 8 в. контакты с Китаем, в то же время его политические амбиции распространились и на Индию. Казалось, что вернулся век Канишки, с той разницей, что кашмирские правители получали формальную санкцию на власть от китайских императоров. Однако такое положение продолжалось недолго, и Кашмир снова занял свою обычную нишу как пограничная область Индии. Синд и некоторые сопредельные территории в Пенджабе были завоеваны арабами в 712 и получили статус провинции Багдадского халифата. Вскоре они превратились в два по существу самостоятельных княжества, лишь номинально подчинявшихся халифу. В итоге вторжение арабов осталось кратковременным эпизодом, не имевшим весомых политических или культурных последствий, а попытка арабов продвинуться еще дальше на юг была успешно отражена гуджаратскими Чалукья. В остальное же время Северная Индия оставалась разделенной между рядом раджпутских государств, нередко конфликтовавших между собой. Династия Гурджаров, господствовавшая в Каннаудже (ныне Фаррухабад), сумела создать сильное государство в 820-1020, а следующей по мощи династией стали Парамары, правившие в Малве. Раштракуты и деканские Чалукья эпизодически совершали походы на север и вмешивались в дела находившихся там держав. Чанделлы из Бунделкханда, Гахадвалы из Каннауджа, где они сменили Гурджаров, и Чауханы из Самбхара и Аджмера в Раджпутане впоследствии тоже превратились в могущественных правителей. На них легло бремя тщетного сопротивления окончательному подчинению Хиндустана мусульманским завоевателям в конце 12 в. Одновременное сосуществование в Индии многих государств и наличие противоречий между ними отнюдь не были серьезным препятствием для взаимообогащения культур. Храм Мартанд в Кашмире и храмовый комплекс в Кхаджурахо в Центральной Индии служат наглядными свидетельствами архитектурных достижений того времени. Непал, еще одно важное государство на границе индийского мира, приобрел первостепенное значение как узловой пункт для передачи достижений индуистской культуры в другие области Азии. Бенгалия и Бихар представляли собой достаточно обособленный мир во время возвышения династии Палов в 8 в. Палы были связаны с тантрийским буддизмом, переживавшим тогда подъем, и поддерживали тесные контакты со знаменитым монастырем в Наланде. Документально подтверждаются их заморские контакты с районами Индонезии.
ИНДИЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ТЮРКОВ И МОГОЛОВ
Делийский султанат. Серьезную угрозу для индусского общества создало нашествие тюрков в 11 в. Эти закаленные в боях воины, приняв ислам, сочли своей обязанностью борьбу с иноверцами. Строгое следование мусульманским канонам означало, что побежденным предоставлялся выбор между обращением в ислам, смертью или рабством. Вскоре отношение к "неверным" смягчилось, и упор был перенесен на их обложение специальным подушным налогом джизией. Первую мечеть в Дели построили в 1198 на месте индуистского храма, и арабские надписи на ее стенах указывают, что для ее сооружения использовались материалы 27 "языческих" культовых объектов. После разграбления мусульманами Наланды там не осталось в живых ни одного монаха, который мог бы ознакомить захватчиков с богатствами монастырской библиотеки. Империя Газневидов, выросшая из возникшего в 962 мелкого княжества, сумела закрепиться на территории Индии при своем третьем правителе тюрке Махмуде Газневи, принявшем титул султана. Махмуд совершил несколько завоевательных походов на юг за Инд и успел присоединить Пенджаб до своей смерти в 1030. Спустя 150 лет империя распалась, и ее ведущие области, включая Газну и Пенджаб, вошли в состав государства Гуридов, основанного таджикской династией. Мухаммед Гури активно приступил к покорению Индии. Несмотря на поражение в 1191, ему удалось одержать два года спустя на том же поле боя победу и завоевать все северо-индийские области вплоть до Бенгалии. Столицу государства он перенес в Дели. После кончины в 1206 Мухаммеда Гури его держава продолжала доминировать на севере субконтинента на протяжении 13 в., а в 14 в. включала также значительную часть Южной Индии. За этот период в Дели сменились три династии: придворных рабов (тюрко-афганская), Хильджи и Туглаки. Лишь немногие из 26 правителей оставили по себе память. Первый из султанов династии рабов Кутб уд-дин Айбек (ок. 1206-1210) добился успехов как военачальник и администратор. Воздвигнутая им 73-метровая башня Кутб-Минар еще возвышается среди руин старого Дели. Ала уд-дин Хильджи (1295-1315) воевал с раджпутами и послал любимого евнуха Малика Кафура в дальний грабительский поход на крайний юг полуострова Индостан. Эксцентричное правление Мухаммада Туглака (1325-1351) вызвало восстания в разных частях его обширной империи, и независимые мусульманские государства возникли в Бенгалии (1336) и Декане (1347). Разрушительное нашествие Тамерлана в 1398 завершило распад Делийского султаната, а из междоусобиц 15 в. временно победителем вышла афганская династия Лоди.
Последствия мусульманского господства. Индия не была полностью покорена, и очаги сопротивления сохранялись в Раджпутане и некоторых других областях. После первых жестоких столкновений были выработаны нормы взаимоотношений между завоевателями и покоренным населением. Смешанные браки способствовали сглаживанию этнических различий, и сохранялся лишь религиозный барьер. Местные разговорные языки подпали под влияние фарси, что привело к формированию нового языка урду; многие персидские слова и обороты вошли в хинди. Ислам в Индии признал кастовую систему. Контакты привели к взаимообогащению музыки и танцевального искусства обеих главных конфессий. Новые направления развились в архитектуре.
Сопротивление мусульманам на юге. В 13 в. вместо империй Чола и Чалукья в Южной Индии появились четыре менее крупных государства: династий Ядавов на западе (со столицей в городе Девагири), Какатиев на востоке Декана (столица Варангал), Хойсалов (столица Дварасамудра в Майсуре) и Пандьев далее на юге (столица Мадурая). Эти державы не могли оказать серьезного сопротивления натиску ислама с севера в 14 в. Их территории отошли к более могущественному индусскому государству Виджаянагар, основанному в 1336 на берегах р.Тунгабхадры, и к его северному соседу султанату Бахманидов, с которым Виджаянагар сразу вступил в вооруженный конфликт. Самым выдающимся из правителей Виджаянагара был Кришнадева Райя (1509-1529) солдат, государственный деятель и поэт.
Моголы. В 1525 Бабур, прямой потомок Тамерлана, вторгся в Индию, а в 1526 одержал победу над султаном Дели. До своей кончины в 1530 Бабур успел подчинить большую часть северной Индии. Однако афганцы под водительством Шер-шаха смогли восстановить прежнее положение при Хамаюне сыне Бабура, и уже на долю внука последнего, Акбара (1542-1605) выпала миссия основать Могольскую империю. Ставший монархом в 14 лет, Акбар уже в раннем возрасте продемонстрировал исключительные способности воина, администратора и государственного деятеля. Он покорил всю Северную Индию менее чем за 20 лет и, продолжая и далее расширять свои владения, создал эффективную систему управления благодаря умелому подбору помощников-министров. Чтобы снискать поддержку индусов, Акбар стремился поощрять контакты победителей и побежденных. Император даже зашел слишком далеко, когда попытался основать новую религию как инструмент трансформации существующего миропорядка. Значительную часть работы пришлось взять на себя его сыну Джахангиру, но его политика была в определенной степени отвергнута уже во время правления Шах Джахана, внука Акбара. Еще дальше отошел от нее следующий император Аурангзеб (1658-1707).
Могольская империя на момент смерти Акбара, 1605
ГРОБНИЦА АКБАРА близ Агры.Акбар реорганизовал систему государственных финансов. В архитектуре сооруженные при Акбаре строения, особенно в Фатихпур-Сикри, близ Агры, характеризуются переплетением индусских и мусульманских мотивов. Его курс в отношениях с раджпутами зиждился на убеждении их в полезности дружбы с властями Дели и в целесообразности выдачи ими своих дочерей замуж в семью Великих Моголов. Министр финансов Тодар Мал, музыкант Тан Сен и поэт Тулси Дас, автор ставшей популярной версии Рамаяны, все эти личности отражают разные стороны того великого синкретизма, который наблюдался при дворе Акбара. Хотя Акбару удалось расширить южные пределы империи, оттесненные им раджпуты, маратхи во главе с их национальным лидером Шиваджи (умер в 1680), сикхи и многие другие отвечали восстаниями. Это ослабляло власть Дели, но освободительное движение не имело достаточной силы, чтобы восстановить независимость покоренных народов империи. Смерть Акбара ознаменовала начало развала огромной державы. Бенгалия и Хайдарабад отпали соответственно в 1720 и 1724, а вторжение войск Надир-шаха из Персии окончательно подорвало позиции делийских правителей. Череда марионеточных императоров продолжала наследовать трон Великих Моголов, пока последний из них (Бахадур-шах) не был сослан в Бирму после восстания сипаев в 1857. От могущественной империи остались замечательные архитектурные памятники мечети, мавзолеи и дворцовые крепости, а также прекрасные парковые ансамбли. Тадж-Махал в Агре стал самым известным символом культурных достижений Великих Моголов. Шедевры живописи той эпохи, с особым блеском проявившиеся в миниатюре, тоже служат убедительными свидетельствами былого блеска империи. В то же время коренной реконструкции подверглись "Великая столбовая дорога", пересекавшая территорию Северной Индии, и ответвления от нее к югу от Агры в Сурат и Голконду.