Энциклопедия Кольера - иран. история
Иран. история
Мидяне и персы. Историю иранской государственности принято начинать с Кира II Великого, основателя династии Ахеменидов (550-330 до н.э.), который первым объединил два крупнейших индо-иранских племенных союза мидян и персов. Еще ранее, до возникновения персидского государства, мидяне, чьей столицей была Экбатана, расположенная в окрестностях современного Хамадана, достигли высокого уровня политической организации, бросив вызов ассирийцам и в 612 до н.э. захватив их столицу Ниневию. Расширение Персидского царства началось при Кире II, который согласно легенде, пересказанной греческим историком Ксенофонтом, был также внуком царя Мидии по материнской линии, и продолжилось при его преемниках, особенно при Дарии I. В период наивысшего могущества государства его границы простирались до Малой Азии, Центральной Азии, Египта и долины Инда. К важнейшим историческим и археологическим памятникам эпохи Ахеменидов принадлежат развалины их столицы Персеполя, или, как его называют иранцы, Техте-Джамшида; гробница Кира II в Пасаргадах и Бехистунская надпись Дария I. Персеполь был сожжен Александром Македонским после покорения им Ирана, что положило конец государству Ахеменидов. Ряд историков полагают, что древнеперсидский пророк Заратуштра жил и проповедовал в начальные годы правления династии Ахеменидов. Сильное влияние на Ахеменидов, широко использовавших таланты покоренных народов, оказала высокоразвитая культура Месопотамии. При этом Ахемениды внесли и собственный значительный вклад в развитие цивилизации обширного региона, простиравшегося от Индии до Египта и крайнего юга современной России. Ахемениды первыми разработали концепцию всемирного правительства и мирового государства. Письменные свидетельства эпохи Ахеменидов практически не сохранились, поскольку Александр Македонский приказал перевести все иранские произведения на греческий и коптский языки и уничтожить оригиналы, в том числе Авесту, священную книгу зороастризма.
Эллинистический и парфянский периоды. Этап между гибелью государства Ахеменидов в 330 до н.э. и созданием государства Сасанидов (Новоперсидское царство) в 226 н.э. считается фазой упадка страны и оскудения ее культуры. Начиная с завоевания Александром Македонским и до образования Парфянского царства (248 до н.э.) Иран находился под властью греческой династии Селевкидов. В то время греческий язык и культура распространились по всему Ирану и глубоко проникли в высшие слои иранского общества, но эллинизация мало затронула рядовое сельское население и другие низшие социальные слои. Появившиеся переселенцы из Эллады, в свою очередь, оказались подвержены иранизации, хотя этот процесс происходил только в тех областях, где не было крупных и самодостаточных общин греков, которые были вынуждены смешиваться с иранцами. Автохтонная культура в наиболее чистом виде сохранилась на юге в провинции Парса, сердце государства Ахеменидов. После греков власть над Ираном перешла к парфянам. Происхождение названия "Парфия" окончательно не выяснено. Некоторые считают, что оно происходит от названия провинции государства Ахеменидов Парфа, по мнению других, от названия одного из иранских племен парнов, или апарнов. Однако сами парфяне именовали себя пехлеви, дав свое имя языку (пехлеви, или среднеперсидский), распространившемуся в стране в постахеменидский период. Парфянские цари, чья династия получила название Аршакиды по имени своего основателя Аршака, объявили себя потомками Ахеменидов. Более вероятно, что Аршакиды таким способом стремились придать легитимность своему правлению. Высказываются различные мнения о роли Аршакидов в возрождении иранской нации и культуры. Одни считают, что они были всего лишь деградировавшими греками, другие приписывают им восстановление традиций, в частности зороастризма. Несомненно, Аршакиды находились под сильным влиянием греческой культуры, себя они называли феэллинами. В то же время Аршакиды способствовали освобождению Ирана от власти греков и защитили страну от набегов кочевников с востока и вторжения римлян. С Аршакидами связывают также создание иранского народного эпоса и множества героических сюжетов и персонажей, таких как Рустем, который считается иранским аналогом Геракла. В мусульманскую эпоху великий персидский поэт Фирдоуси отразил эти легенды в своей поэме "Шахнаме" (Книга о царях). Тем не менее среди иранцев Аршакиды не пользуются таким уважением и любовью, как Ахемениды и Сасаниды; даже Фирдоуси отзывался о них с пренебрежением. В политическом плане в парфянский период произошло укрепление феодализма, что привело к ослаблению державы и, в конце концов, к военным поражениям и приходу к власти Сасанидов.
Государство Сасанидов. Полнее всего древнеиранская культура сохранилась в провинции Парса, что подтверждается иранскими именами, которые носили местные правители. Парса не избежала усиления феодальной раздробленности при Аршакидах, когда ею управляли различные мелкие князья. В одном из княжеств, Стахре (Истахре) правил дом Безренджи. Жрецом в храме Анахиты в Стахре служил Сасан, представитель знатного рода, женатый на княжне из дома Безренджи. Ему наследовал сын Папак, использовавший свое положение для возвышения своего сына Ардашира, который и стал основателем династии Сасанидов. Это произошло между 224 и 226 н.э., после того как был разгромлен последний парфянский царь Артабан V. По-видимому, Ардаширу I удалось восстановить древние границы Ирана, но реальное расширение державы началось при его прямом наследнике Шапуре I, когда рубежи государства продвинулись до западных районов Китая и включали также Закавказье и Пенджаб. Шапур I боролся с римлянами, и ему даже удалось пленить римского императора Валериана. С тех пор Сасаниды вели постоянные войны с Римом, а потом и с Византией. При Сасанидах Иран испытал подъем городской жизни и централизацию государственной власти. Тогда же появилась официальная религия зороастризм, а также система управления (которая была впоследствии скопирована арабами, в частности династией Аббасидов), и произошли возрождение и кодификация древнеиранских традиций. При Сасанидах в Иран проникло христианство, против которого, однако, выступило зороастрийское жречество. В эпоху Сасанидов процветали и другие религии и социальные движения, такие как манихейство и маздакизм. Проповедь маздакизмом равенства и общности имущества была, не исключено, реакцией на жесткую классовую систему, существовавшую при Сасанидах. Самым известным шахом династии Сасанидов был Хосров I Ануширван (букв. "с бессмертной душой"; годы правления 531-579), чья слава сохранялась на протяжении многих веков после падения государства Сасанидов. Уже после принятия ислама термин "хосрой" стал использоваться аналогично понятию "цезарь", в качестве синонима титула правителя. Хосров I был великим реформатором и проявлял большой интерес к науке и философии, причем в такой степени, что многие древние неиранские источники сравнивали его с платоновским "царем-философом". К сожалению, преемники не дотягивали до его уровня, что относится, в частности, к правившему в течение 37 лет Хосрову II Парвизу (590-628). Непрерывные войны с Римом, обогащение с помощью общественных работ, пренебрежение к людским нуждам, отчужденность от военачальников и иранской знати посеяли семена последующего упадка Сасанидов. Первая крупная битва была проиграна арабам в 641. Со смертью Йездегерда III, последнего из Сасанидов, закончился первый этап истории Ирана.
Принятие ислама. Ко времени вторжения в страну арабов разочарование иранской властью и государственной религией было почти всеобщим. Почва для восприятия Ираном новой веры была подготовлена в предыдущие столетия, чему способствовало проникновение христианства. Полагают, что к нему испытывал симпатии еще Хосров II, чья любимая жена Ширин, а также жена Мария, дочь Византийского императора, исповедовали христианство. Очаги сопротивления чужеземному господству еще в течение столетия сохранялись на севере и западе Ирана. Это весьма сказалось на эволюции ислама в Иране, особенно применительно к мистическим сектам, воспринимавшимся ортодоксальными мусульманами как ереси. Таковыми считались, например, отдельные ветви шиизма и основанные на нем синкретические учения алавитов и друзов. Существенным было также то обстоятельство, что иранцы составляли мощную прослойку среди тех, кто создавал исламскую науку, искусство, философию и даже арабскую грамматику. Таким образом, сложилась новая ирано-исламская общность, которая на протяжении последующих столетий распространилась от Центральной Азии до Индии и Османской империи.
Местные династии и персидское возрождение. По мере расширения Арабского халифата контроль центра (Дамаска при Омейядах и Багдада при Аббасидах) над провинциями ослабевал, что способствовало появлению местных династий в Иране. Первая такая династия Тахиридов правила в Хорасане между 820 и 873. Ее сменили Саффариды, которые во второй половине 9 в. господствовали на территории Хорасана, Герата и южного Ирана. В конце 9 в. трон захватили Саманиды, причислявшие себя к потомкам парфянского военачальника Бахрама Чубина. Эта династия удерживала престол более полувека, распространив свою власть от восточных окраин Иранского нагорья почти до хребта Загрос. При Наср ибн Ахмеде в государстве с центром в Бухаре творили такие известные фигуры, как Абу Али ибн Сина, великий философ, известный на Западе как Авиценна, а также Рудаки и Дакики, основоположники современной персидской литературы. Все эти династии приходили к власти одним и тем же путем: их основатели были вассалами или наместниками, захватывавшими престол в результате вооруженного мятежа против своих сюзеренов. Позднее на территории Ирана сосуществовали еще два правящих рода. Из Зийеридов, контролировавших во второй половине 10 в. побережье Каспийского моря, наиболее известен Кабус, автор книги "Кабус-наме" собрания нравоучительных притч. Его надгробный памятник, 49-метровая колонна из кирпича, возведенный в 1007, до сих пор возвышается на побережье Каспийского моря. В центральном Иране в 10 в. правили монархи династии Буидов. Один из них захватил Багдад, хотя продолжал признавать духовную власть халифа Аббасидов. Буиды, которые были шиитами, первыми ввели обычай отмечать трауром в память третьего шиитского имама Хусейна ибн Али, убитого халифом Язидом I из династии Омейядов в 680 н.э.
Династии Газневидов и Сельджукидов. В 8 в. на Иранское нагорье проникали кочевые тюркские племена. После перехода к оседлости они подпадали под влияние ирано-исламской культуры, а при создании царских дворов взяли в качестве примера Сасанидов. Один из племенных вождей, Али-Тегин, служивший Саманидам, стал ок. 960 властителем государства со столицей Газни и основал династию Газневидов, которая правила на протяжении столетия. Махмуд Газневи, седьмой ее представитель, одержал множество военных побед в Индии и собрал богатые трофеи. Под его неусыпным контролем находилась обширная территория от Индии до Месопотамии. При великолепном дворе Газневидов собрался круг поэтов и ученых, в числе которых был Фирдоуси творец великого иранского эпоса Шахнаме (Книга о царях). Махмуд поселил в Хорасане сильное племя тюрок-огузов, которое впоследствии подняло восстание и погубило державу Газневидов. Вождь огузов Тогрул-бек двинулся на запад, занял Багдад и получил из рук халифа султанский титул, после чего объявил столицей Рей и положил начало династии Сельджукидов. Сельджукиды стали правоверными мусульманами и сумели подчинить себе местных наследственных правителей, однако в течение многих лет были вынуждены вести бесконечные войны для сохранения и упрочения своего главенствующего положения. Двумя наиболее известными монархами из этой династии были Алп-Арслан (годы правления 1063-1072) и Меликшах (годы правления 1072-1092). В качестве везира (главного министра) при них служил Низам аль-Мульк, автор бессмертного трактата Книга о правлении. При Сельджукидах расцвела архитектура, были возведены сотни мечетей, медресе, дворцов и общественных зданий. В это время жили знаменитые личности: математик и поэт Омар Хайям, мусульманский теолог аль-Газали, поэт-суфий Аттар и эпический поэт Низами. Будучи ортодоксальными суннитами, султаны осуществляли репрессии против шиитов, в частности против последователей Хасана ибн Саббаха, известных как "ассасины". В то же время царствование Сельджукидов сопровождалось постоянными восстаниями в провинциях и вторжениями других тюркских племен, двигавшихся на запад. В конце первой четверти 12 в. государство, созданное Тогрул-беком, начало распадаться. На крайнем северо-востоке отделились наместники Хорезма, основав династию Хорезмшахов. Позднее одна из ветвей династии Сельджукидов стала самостоятельно править в Кермане, на юго-востоке Ирана.
Монгольское господство. Вскоре на Иран обрушилось новое бедствие. В 1219 войско Чингисхана овладело Хорезмом и двинулось на запад, захватив и разграбив Бухару, Самарканд, Балх, Мерв и Нишапур. В 1256 внук великого завоевателя Хулагу-хан разбил ассасинов, а в 1258 осадил и взял приступом Багдад, уничтожив там Аббасидов. Вернувшись в северо-западный Иран, он принял титул ильхана и дал свое имя династии Хулагуидов. Все предыдущие волны монгольского нашествия сопровождались уничтожением сотен тысяч жителей, разрушением многих прославленных городов и жизненно важных ирригационных систем. Подпав под влияние своего нового окружения, Хулагу-хан и его приемники приняли религию, образ жизни и культуру Ирана. Правнук основателя династии Газан-хан (годы правления 1295-1304) избрал местом своей ставки Тебриз. Его брат и приемник Ольджейту-Ходабенде построил новую столицу Солтание (Султания). Позиции монголов слабели по мере активизации центробежных сил. В районах к западу от Кермана власть захватили Музаффариды, а после смерти ильхана Абу Саида в 1335 и вплоть до конца столетия велась непрерывная борьба между несколькими мелкими династиями и феодальными правителями. При ильханах процветали литература, астрономия и медицина. В это время творили поэт Саади из Шираза и поэт-суфий Джалаледдин Руми. Длительные войны на восточной окраине страны привели в итоге к возвышению Тимура (Тамерлана). Между 1380 и 1395 ему удалось захватить всю территорию Иранского нагорья и покорить земли, прилегающие к Средиземному морю. Его потомки, среди которых были Шахрух, Улугбек и Султан-Хусейн, смогли сохранить государство Тимуридов в целости и спокойствии приблизительно до 1506, когда оно подпало под власть узбекской династии Шейбанидов. Основными центрами культуры в 14-15 вв. были Самарканд и Герат. Очень продуктивной оказалась гератская школа миниатюры, сложившаяся вокруг художника Камаледдина Бехзада. В Герате трудился поэт и философ-суфий Джами, а в Ширазе поэт Хафиз.
Династия Сефевидов. На протяжении всего 15 в. в северо-западном Иране правили боровшиеся между собой роды тюрок-огузов из племен кара-коюнлу ("черные бараны") и ак-коюнлу ("белые бараны"). В 1502 Исмаил, потомок шейха Сефи ад-дина Исхака из Ардебиля, жившего в период правления ильханов и основавшего орден сефевие, сплотил вокруг себя семь тюркских племен и сверг династию из племени ак-коюнлу. Приняв титул шаха, Исмаил стал первым монархом из азербайджанской династии Сефевидов. При его преемниках Иран в последний раз пережил период возрождения военного могущества, экономического процветания и национального единства. Однако Сефевиды, несмотря на свои иранские корни, были в целом сильно тюркизированы и ничего не сделали для сохранения древнеиранских традиций. Второй шах из династии Тахмасп I (годы правления 1524-1576) потерпел ряд поражений от османских войск и перенес столицу из Тебриза в Кезвин, подальше от арены боевых действий.
Шах Аббас I (Великий). В 1587 на трон взошел Аббас I, пятый шах в династии Сефевидов. В годы его царствования, вплоть до кончины в 1629, Иран переживал период могущества и процветания. На востоке узбеки были изгнаны из Хорасана. На западе османы были разбиты, а Азербайджан, Армения и Грузия вновь подчинены. В 1636 Османская империя и Иран заключили договор, определявший границу, которая оставалась неизменной вплоть до 19 в. В 1598 шах Аббас I перевел свой двор в Исфахан и приступил к строительству столицы. Создание регулярной наемной армии гарантировало внутреннюю безопасность, а набожность монарха привела к тому, что многие высшие государственные посты были заняты мусульманскими священнослужителями. Принимая решительные меры для упрочения своего положения, Аббас I уничтожил потенциальных соперников из своего собственного окружения. В результате его преемники шахи Сефи I, Аббас II и Сулейман оказались неспособными закрепить достигнутые ранее успехи. В период правления шаха Султан-Хусейна афганские племена гильзаев и абдали подняли восстание и провозгласили независимость Кандагара и Герата, после чего двинулись на запад и осадили и захватили Исфахан. В 1722 Сулейман признал их вождя эмира Махмуда Гильзаи (Хотаки) правителем, но ни тому, ни его приемнику Ашрафу не удалось сохранить целостность страны. Вскоре турки захватили северо-западный Иран, а Россия при Петре I побережье Каспийского моря.
Надир-шах. В защиту свергнутых Сефевидов выступил Надир-кули, представитель туркменского племени афшаров из Хорасана, возглавивший борьбу против афганских захватчиков. В 1730 ему удалось изгнать их из Ирана, а в 1736 узурпировать царскую власть под именем Надир-шаха и основать династию Афшаров. Надир-шах совершил поход в Индию, захватив сокровища Дели, разбил узбеков на землях к северу от Аму-Дарьи и занял архипелаг Бахрейн в Персидском заливе, но в 1747 в результате военного заговора был убит одним из своих солдат. В 1750-1779 весь южный Иран оказался под властью вождя лурского племени зендов Керим-хана. Правя в Ширазе, он объявил себя претендентом на трон Сефевидов. Династия Зендов прекратила свое существование после поражения от каджаров, одного из тех тюркских племен, которые в свое время помогли занять трон шаху Исмаилу. Их вождю Ага Мохаммад-хану удалось постепенно завоевать всю территорию Иранского нагорья, и в 1796 он был провозглашен шахом за год до своей гибели в боевом походе.
Династия Каджаров. После Ага Мохаммад-хана и вплоть до 1925, когда династия Каджаров была низложена, правили его племянник и преемник Фетх-Али-шах (годы правления 1797-1834), а затем еще пять представителей династии. При Каджарах в Иране произошли важные политические, экономические и социальные изменения. Вследствие неспособности Каджаров создать национальную армию, централизованный государственный аппарат и единую налоговую систему власть оказалась слишком слабой, чтобы противостоять экспансионистским имперским устремлениям Великобритании и России. В начале 19 в. Иран потерял свои кавказские провинции (территории нынешних государств Азербайджана, Армении и Грузии), отошедшие к России после продолжительных войн 1804-1813 и 1824-1828. Во второй половине 19 в. Афганистан и Туркестан (советская Средняя Азия) исторически находившиеся в сфере иранских интересов, оказались под контролем соответственно Великобритании и России. При этом сам Иран стал ареной российско-британского соперничества. При династии Каджаров несколько реформаторов на посту первых министров шаха попытались реорганизовать системы образования и управления. Особенно решительно действовал Мирза Таги-хан Эмире Кабир, который занимал эту должность при Наср-эд-дин-шахе (годы правления 1848-1896); он заложил основы современного бюрократического устройства, основал пионерную школу европейского типа Дар-оль-фонум (Дом наук) и направил студентов для обучения за границу. Им была также предпринята попытка создать военно-морской флот, чтобы защитить иранские интересы в Персидском заливе от посягательств Великобритании. Однако слабость Каджаров, их нежелание поступиться своими привилегиями, а также интриги русских и англичан привели к убийству Мирзы по приказу шаха. Наср-эд-дин-шах для увеличения доходов казны начал продавать европейским инвесторам концессии с монопольным правом на определенные виды экономической деятельности, а также брать займы в зарубежных банках. К началу 20 в. страна сохраняла независимость только благодаря тому, что служила буфером между Российской империей и Британской Индией. Грубое иностранное вмешательство в дела Ирана вызывало широкое народное недовольство действиями власти, которая не обнаружила способности противостоять внешнему давлению. Первые крупные антиправительственные выступления прокатились по стране в 1891, когда были организованы забастовки и демонстрации против решения шаха предоставить табачную концессию англичанам. Во главе движения протеста стояли три группы: реформаторы, получившие светское образование европейского типа; купцы с традиционных городских базаров; духовенство. Все они продолжали играть активную роль в политической жизни страны вплоть до революции 1978-1979. После ряда забастовок, фактически парализовавших административные структуры и экономическую жизнь страны, Мозаффар-эд-дин-шах (годы правления 1896-1907) был вынужден согласиться принять конституцию и создать представительное собрание меджлис. Его сын Мохаммад Али-шах (годы правления 1907-1909) сделал попытку отказаться от достигнутой ранее договоренности, но потерпел поражение от народной армии и был смещен с трона, который занял его малолетний сын Ахмед-шах (годы правления 1909-1925). Этот последний правитель из династии Каджаров смирился с ролью конституционного монарха и избегал конфликтов с меджлисом. Великобритания и Россия выступили против конституционного режима и объединились в своем стремлении его ликвидировать. В 1907 ими было подписано соглашение, в соответствии с которым Иран был фактически разделен на зоны влияния: Великобритания изъявила готовность считать северный Иран зоной исключительного влияния России, а Россия признала британские претензии на южный Иран; центральная часть страны была сочтена нейтральной зоной. Первая мировая война, в которой Великобритания и Россия оказались союзниками в борьбе против Германии и Османской империи, обострила внешнеполитические проблемы Ирана. Иран объявил о нейтралитете, но российские войска заняли северную часть страны и участвовали в боях на иранской территории с турецкой армией, тогда как британские войска на юге использовали Иран в качестве базы для нападения и захвата османской провинции Ирак. Депутаты меджлиса были вынуждены бежать из Тегерана, чтобы избежать ареста англичанами и русскими. Революция 1917 в России и образование СССР в 1922 устранили на время опасность с севера, но не устранили нараставшего политического хаоса внутри страны. В 1919 Великобритания попыталась, правда безуспешно, установить над Ираном свой протекторат, а несколько позднее, в 1921, поддержала военный переворот, который организовал пробритански настроенный политический деятель и публицист Сеид Зия Табатабаи.
Династия Пехлеви. Одним из участников переворота 1921 был Реза-хан, командир небольшой элитной части, остававшейся единственной реальной военной силой в стране. Используя свой контроль над этой бригадой, он стал влиятельной политической фигурой и вынудил соперничавший лидеров поддержать его планы по восстановлению законности и порядка. К 1925 были ликвидированы раскольнические и сепаратистские движения в провинциях, реорганизованы государственные финансы и реконструирована национальная армия. Эти мероприятия были осуществлены без участия Великобритании, которая была вовлечена в конфликты с национальными движениями, развернувшимися по соседству от Ирана в Индии и Ираке. Первоначальной целью Реза-хана было провозглашение республики, но его планы натолкнулись на сопротивление со стороны шиитского духовенства, которое опасалось, что республиканские власти установят светский режим, как это произошло в соседней Турции. В итоге Реза-хану удалось убедить религиозное руководство и меджлис низложить династию Каджаров и провозгласить его первым шахом новой династии Пехлеви. Реза-шах (годы правления 1925-1941) поддержал принципиально важную программу индустриализации, осуществив прямые государственные капиталовложения в промышленное производство и предоставив различные налоговые льготы частным вкладчикам. Были разработаны программы строительства шоссейных дорог, портов и общегосударственной железнодорожной сети, создание которой финансировалось за счет средств, собранных с помощью специального налога на чай и сахар. При Реза-шахе большие средства выделялись на новую иранскую армию, была установлена всеобщая воинская повинность для мужчин сроком на два года. Во внешних отношениях Реза-шах пошел на сближение с Германией, Францией и США. Тесные связи с гитлеровской Германией стали причиной трений с Великобританией, когда в Европе началась Вторая мировая война, а после того, как в 1941 Великобритания и СССР оказались союзниками, они направили Ирану ультиматум с требованием выслать из страны немецких специалистов. Когда шах промедлил с ответом, обе державы оккупировали Иран, быстро подавив сопротивление иранской армии. Реза-шах был вынужден отречься от престола и выслан в Южную Африку под надзор английских властей. С согласия Великобритании и Советского Союза трон занял сын бывшего монарха Мохаммад Реза Пехлеви (годы правления 1941-1979). Оккупация Ирана продолжалась до 1946. Основная ее задача заключалась в необходимости обеспечения безопасности Трансиранской железной дороги, которая связывала порты Персидского залива с советскими дорогами на Кавказе и, таким образом, обеспечивала доставку военных грузов и других товаров в СССР. В 1942 США присоединились к этому процессу, послав в Иран 30-тысячный корпус, основной задачей которого была охрана транспортных путей. После окончания войны советские войска остались в провинции Азербайджан, где, как и в Иранском Курдистане, было сформировано промосковское марионеточное правительство. Действия СССР привели к политическому кризису вокруг Азербайджанского Ирана, что стало одним из элементов в череде конфликтов, предшествовавших "холодной войне". Вторая мировая война оказалась для страны периодом стабильности. Конец жесткого авторитарного правления Реза-шаха позволил меджлису вновь превратиться в независимый источник власти и способствовал созданию многочисленных политических группировок, отражавших интересы различных сил. Одной из самых авторитетных была тогда марксистская партия Туде, отвергавшая методы вооруженной борьбы. Ее тактика мобилизации населения на митинги и демонстрации, активный поиск политических партнеров, издание собственной газеты все это постепенно было перенято и другими политическими партиями. Наиболее известный государственный деятель Ирана в 1941-1953, Мохаммад Мосаддык, будучи убежденным антимарксистом, оценил опыт Туде и использовал при создании своего собственного массового движения в 1949 аналогичную стратегию. Кризис в Иранском Азербайджане окончательно был разрешен только после вмешательства ООН и США, сделавших предупреждение Советскому Союзу. Однако эти события продемонстрировали, что Иран вновь оказался ареной соперничества между Востоком и Западом. В послевоенный период в Иране начался подъем национального движения. В экономической сфере это выразилось в национализации в 1951 Англо-Иранской нефтяной компании, изгнании из нее всех британских специалистов и взятие под контроль нефтяной промышленности. В политической сфере в твердом желании сохранить нейтралитет в "холодной войне", что нашло отражение в концепции "отрицательного равновесия" Мохаммада Мосаддыка. Великобритания восприняла национализацию компании как опасный прецедент для всего Среднего Востока и организовала международный бойкот иранской нефти. Премьер-министр Ирана Моссадык попытался опереться на помощь США в разрешении конфликта и вначале нашел понимание администрации президента Гарри Трумэна. При новом президенте Соединенные Штаты вместе с Великобританией сделали ставку на военный переворот в Иране. Причинами такого решения стал рост влияния прокоммунистической Народной партии Ирана (Туде), что вызвало опасения в самом Иране и на Западе относительно возможного советского проникновения в страну; учитывались также неспособность правительства Мосаддыка противостоять этой угрозе и его расхождения с шахом, который в 1953 покинул Иран. В августе 1953 кабинет министров, возглавляемый Мосаддыком, был отстранен от власти, а шах был возвращен в страну из ссылки. Вскоре после переворота Иран получил щедрую военную и экономическую помощь от США, вступил в переговоры с британскими и другими нефтяными компаниями о создании консорциума по добычи и экспорту нефти и встал на сторону Запада в "холодной войне" против СССР. Подобное развитие событий привело к тому, что иранские патриоты стали воспринимать шаха как марионетку Запада. После 1953, в результате чистки армии и разгрома коммунистов, шаху удалось постепенно упрочить свою власть и установить монархическую диктатуру наподобие режима, сложившегося при его отце в 1930-е годы. Мохаммад Реза Пехлеви уделял большое внимание укреплению армии, крупным промышленным программам и социальным реформам. Начиная с 1960-х годов растущие доходы от экспорта нефти обеспечили правительству достаточно средств для реализации многочисленных проектов. Были расширены и модернизированы сети шоссейных и железных дорог, значительно увеличена пропускная способность портов, ускорилось строительство школ и больниц, были сооружены гидротехнические объекты, использовавшиеся для орошения и производства электроэнергии. Мохаммад Реза Пехлеви уделял большое внимание подъему сельского хозяйства. Начиная с 1962 шах поддерживал глубокие аграрные преобразования, которые привели к перераспределению почти половины обрабатываемой площади между крестьянами, до этого арендовавших землю у собственников. Аграрная реформа явилась стержнем того, что шах называл "белой революцией" серии мер, направленных на предупреждение возможной "красной революции" против режима. Другие шаги в рамках "белой революции" включали предоставление женщинам избирательных прав, кампанию по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, улучшение условий жизни сельских жителей, введение минимальной оплаты труда и национализацию таких природных ресурсов, как вода, леса и пастбища. Во внешней политике шах, оставаясь союзником Запада, начиная с середины 1960-х годов попытался занять более независимую позицию. Однако ему не удалось убедить большинство иранцев, что он не является послушным орудием американцев. Одновременно Мохаммад Реза Пехлеви своей независимой политикой вызывал недовольство западных партнеров, которые стали критиковать его за авторитарную форму правления, нарушения прав человека и наращивание военной мощи. Администрация президента Картера, пришедшая к власти в США в 1977, заняла в отношении иранского режима настороженную позицию и стала налаживать контакты с различными оппозиционными группировками, базировавшимися в США. Тем временем внутри страны с начала 1960-х годов деятельное участие в антиправительственных выступлениях начало принимать шиитское духовенство. Один из его лидеров, аятолла Рухолла Хомейни, получил всенародное признание, осуждая в своих проповедях внешнюю и внутреннюю политику шаха, в том числе аграрную реформу и предоставление избирательных прав женщинам. Арест Хомейни в 1963 привел к крупным демонстрациям протеста в ряде городов. С помощью армии правительство подавило эти выступления, причем несколько сот демонстрантов были убиты. Впоследствии Хомейни был освобожден из тюрьмы, но продолжал в своих выступлениях критиковать власти, и в 1964 его вновь арестовали, а затем выслали из страны. В 1965 правительство Ирака разрешило Хомейни поселиться в центре паломничества и просвещения шиитов Эн-Наджафе. В изгнании аятолла продолжал поддерживать связи со своими сторонниками в Иране и других странах. В 1965-1977 ученики Хомейни составили основу организованной антишахской оппозиции. В это же время другие противостоящие власти силы, включая исламскую марксистскую Организацию борцов за святое дело иранского народа и светские левацкие группировки, типа Организации федаев иранского народа, развернули подпольную борьбу в городах, получив при этом поддержку радикальных арабских режимов, Организации освобождения Палестины и СССР. До 1978 правительству с помощью секретной полиции удавалось сдерживать активность различных оппозиционных организаций и групп. В течение 1978 антишахские демонстрации охватили всю страну. К концу года забастовки рабочих и студентов парализовали экономику страны. Армия, брошенная на подавление массовых выступлений, отказывалась стрелять в народ и присоединялась к демонстрантам. В январе 1979 шах покинул Иран, отправившись в добровольную ссылку. Две недели спустя Хомейни вернулся в страну. 11 февраля 1979 армия объявила о своем нейтралитете в политической борьбе между революционерами и режимом, что предопределило дальнейшую судьбу монархии. См. далее
Иран. История. Исламская Республика