Энциклопедия Кольера - китайская философия. аграрная школа
Китайская философия. аграрная школа
Аграрная школа ныне мало известна, поскольку произведения ее представителей не сохранились. Из фрагментарных сообщений о ней следует, что основу ее идеологии составлял принцип приоритета сельскохозяйственного производства в обществе и государстве как важнейшего фактора обеспечения жизнедеятельности народа. Некоторые развивавшиеся "аграрной школой" обоснования этого принципа изложены в отдельных главах энциклопедических трактатов 4-3 вв.
до н.э. Гуань-цзы (гл. 58) и Люй-ши чунь цю (XXVI, 3-6). В созданном конфуцианцами каталоге И вэнь чжи основная установка "аграрной школы" признана соответствующей конфуцианскому взгляду на значение производства продуктов питания и потребительских товаров, отраженному в Хун фане из канона Шу цзин и в высказывании Конфуция из Лунь юя. Однако в более раннем классическом конфуцианском трактате Мэн-цзы (III А, 4) подвергнуты резкой критике идеи самого известного представителя "аграрной школы" Сюй Сина (3 в. до н.э.). Сюй Син представлен "южным варваром с птичьим говором", демагогической ересью соблазнившим нестойких конфуцианцев.Проповедовавшийся им истинный "путь" (дао) требовал, чтобы все люди вплоть до правителей совмещали свою деятельность с самообеспечением и самообслуживанием, занимаясь сельскохозяйственным трудом и приготовлением пищи. Мэн-цзы отверг эту позицию, показав, что она, во-первых, противоречит основному принципу цивилизации разделению труда, а во-вторых, практически неисполнима, поскольку нарушается самим ее выразителем, носящим не им сшитые одежды, использующим не им изготовленные орудия и т.
д. Подобная апология натурального хозяйства, прямого товарообмена, определения цен по количеству, а не качеству товаров и в целом социальная уравнительность, ассоциирующиеся с "аграрной школой", позволили Хоу Вайлу и Фэн Юланю выдвинуть гипотезу о том, что ее представители участвовали в создании социальной утопии Да тун (Великое единение).
.