Энциклопедия Кольера - китайская философия. школа темного и светлого
Китайская философия. школа темного и светлого
Школа темного и светлого [[мирообразующих начал]] специализировалась в натурфилософско-космологической и оккультно-нумерологической
(см. Сян Шу Чжи Сюэ)
проблематике. Вошедшая в ее название пара основополагающих категорий китайской философии "инь ян" выражает идею универсальной дуальности мира и конкретизируется в неограниченном ряду бинарных оппозиций: темное светлое, пассивное активное, мягкое твердое, внутреннее внешнее, нижнее верхнее, женское мужское, земное небесное и т.
д. Время возникновения и состав представителей этой школы, первоначально астрономов-астрологов и уроженцев северо-восточных приморских царств Ци и Янь, точно не установлены. Не сохранилось ни одного сколько-нибудь развернутого текста этой школы, о ее идеях можно судить лишь по их фрагментарному изложению в Ши цзи, Чжоу и, Люй-ши чунь цю и некоторых других памятниках. Центральные концепции "школы темного и светлого [[мирообразующих начал]]" универсального дуализма сил инь ян и цикличности взаимодействий "пяти элементов", или фаз (у син1) дерево, огонь, почва, металл, вода легли в основу всей онтологии, космологии и вообще традиционной духовной культуры и науки Китая (в особенности астрономии, медицины и оккультных искусств). Вероятно, до середины I тысячелетия до н.э. концепции инь ян и "пяти элементов", выражающие различные классификационные схемы двоичную и пятеричную, развивались в раздельных оккультных традициях "небесной" (астрономо-астрологической) и "земной" (мантико-хозяйственной).Первая традиция прежде всего была отражена в Чжоу и, имплицитно в канонической части И цзин и эксплицитно в комментариях И чжуань, называющихся также Десятью крыльями (Ши и). Наиболее древним и авторитетным воплощением второй традиции является текст Хун фань, которому иногда отказывают в стандартной датировке 8 в. до н.э. и относят к творчеству представителей "школы темного и светлого [[мирообразующих начал]]" и конкретно Цзоу Яня (4-3 в.
до н.э.). Специфику обеих традиций и отражающих их памятников составляет их опора на "символы и числа" (сян шу), т.е. универсальные пространственно-числовые модели мироописания. Во второй половине I тысячелетия до н.э., обретя философский статус, эти концепции слились в единое учение, что по традиции считается заслугой единственного известного ныне крупного представителя "школы темного и светлого [[мирообразующих начал]]" Цзоу Яня, хотя в сохранившихся общепризнанных свидетельствах о его взглядах нет явных следов концепции инь ян.
Цзоу Янь распространил концепцию "пяти элементов" на исторический процесс, представляемый кругообразной сменой их главенства в качестве "пяти благодатей" (у дэ, см. ДЭ ), что сильно повлияло на официальную историографию и в целом идеологию новых централизованных империй Цинь и Хань (3 в. до н.э. 3 в. н.э.). Среди древнекитайских мыслителей общепринятым было нумерологическое представление о разделенности Поднебесной на 9 областей (цзю чжоу) в форме девятиклеточного квадрата, использовавшегося с древнейших времен в качестве универсальной мироописательной структуры.Мэн-цзы в связи с разработкой утопико-нумерологической концепции "колодезных полей" (цзин тянь), или "колодезных земель" (цзин ди), в основе которой лежал образ участка земли (поля) в виде девятиклеточного квадрата со стороной в 1 ли (более 500 м), уточнил размеры территории китайских ("срединных") государств (Чжун го). По его данным она "состоит из 9 квадратов, сторона каждого из которых равна 1000 ли" (Мэн-цзы, I А, 7).
Цзоу Янь же эту девятиклеточную территорию (Чжун го) объявил девятой частью одного из девяти мировых материков и соответственно -й всей Поднебесной. При подставке в его схему числовых данных Мэн-цзы получается квадрат со стороной в 27 000 ли. Эта нумерологическая троично-десятичная величина(33ґ103) трансформировалась в формулу размеров Земли "в пределах четырех морей: с востока на запад 28 000 ли, с юга на север 26 000 ли", содержащуюся в энциклопедических трактатах 3-2 вв.
до н.э. Люй-ши чунь цю (XIII, 1) и Хуайнань-цзы (гл. 4). Данная формула уже выглядит не умозрительной нумерологической конструкцией, а отражением реальных размеров Земного шара, так как, во-первых, соответствует действительной сплюснутости Земли в полюсах, во-вторых, содержит числа, поразительно близкие к величинам земных осей с востока на запад и с юга на север: тут усредненная погрешность чуть превышает 1%.
В западном мире о том, что "ширина" Земли больше ее "высоты" заявил уже в 6 в. до н.э. Анаксимандр, а близкие к истинным размеры Земли вычислил Эратосфен (около 276-194 до н.э.). Возможно здесь имел место информационный обмен между Западом и Востоком, поскольку Цзоу Янь был уроженцем царства Ци, развивавшего морскую торговлю и соответственно иноземные связи, а его схема носит экуменический характер, в целом нетипичный для Китая и особенно того времени. Впервые как единое учение, охватывающее все стороны универсума, концепции инь ян и "пяти элементов" представлены в философии Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), который интегрировал идеи "школы темного и светлого [[мирообразующих начал]]" в конфуцианство, развив и систематизировав таким образом его онтолого-космологический и методологический базис.В дальнейшем натурфилософский компонент "школы темного и светлого [[мирообразующих начал]]" нашел продолжение в конфуцианской традиции канонов в "новых письменах" (цзинь вэнь) и неоконфуцианстве, а религиозно-оккультный в связанной с даосизмом практической деятельности гадателей, прорицателей, магов, алхимиков и целителей. .