Энциклопедия Кольера - китон бестер
Китон бестер
(Keaton, Buster; наст. имя Джозеф Фрэнсис Китон)
БАСТЕР КИТОН в фильме Профессор (1932).(1895-1966), американский актер, наиболее одаренный и влиятельный комик немого кино после Чарли Чаплина. Родился 4 октября 1895 в Пикуа (шт. Канзас), в семье преуспевающих эстрадных артистов. Прозвище Бастер (амер. buster удалец) было дано Китону знаменитым Г.
Гудини после того, как шестимесячный Джозеф скатился с лестницы, не получив при этом и царапины. Позже, в возрасте трех лет, Китон был выхвачен смерчем прямо из комнаты и благополучно приземлился возле соседнего дома. Будучи уже хорошо известным эстрадно-цирковым артистом, Китон решил попробовать свои силы в новом виде искусства кино, на студии своего дяди Р.Арбэкля. Его первый самостоятельно задуманный и поставленный фильм Три эпохи (The Three Ages, 1923; в рус. прокате Бен-Акиба клянется) эксцентричная пародия на Нетерпимость Д.У.Гриффита. Импровизированная колесница в "древнеримском" эпизоде этого фильма была первой в ряду знаменитых китоновских "упрямых машин" воздушных шаров, мотоциклов, автомобилей, яхт, паровозов и пароходов.
В таких классических картинах, как Шерлок младший (Sherlock Jr., 1924; в рус. прокате Одержимый), Навигатор (The Navigator, 1924), Семь шансов (Seven Chances, 1925), Иди на Запад (Go West, 1925), Колледж (College, 1927), Пароход Билл-младший (Steamboat Bill Jr.), эти механизмы терзают невозмутимого Бастера, но в конце концов покоряются ему. Вершиной мастерства Китона стало его трогательное и эффектное "обращение" с локомотивом в фильме Генерал (The General, 1927).
В противоположность театральной, зачастую сентиментальной манере игры Чаплина, Китон выполнял свои акробатические трюки с непоколебимым хладнокровием, благодаря чему завоевал репутацию "большого каменного лица". Он проявил себя большим, чем Чаплин, новатором в области кинематографа, позволяя себе значительную степень творческой свободы в экспериментах с кинокамерой, монтажом и такими лабораторными трюками, как наложение кадров и множественное изображение.
К 1929 пик в творчестве Китона был пройден, и после двух фильмов, снятых на студии "МГМ" (Оператор The Cameraman, 1928; Брак назло Spite Marriage, 1929), его карьера пошла на спад. В 1952 он в первый и единственный раз появился на экране вместе с Чаплином (в эпизоде фильма Огни рампы краткая элегия по двум отыгравшим свое клоунам пантомимы). В 1959 получил специальную премию "Оскар".
Умер Китон в Голливуде 1 февраля 1966.ЛИТЕРАТУРА
Калужинский З. Бастер Китон. В кн.: Комики мирового экрана. М., 1966 Волков А. Эксцентрическая комедия. М., 1977 Феллини Ф. Делать фильм. М., 1984 .