Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - чиновники архиерейские светские

Чиновники архиерейские светские

Некоторые церковные учреждения Византии, перенесенные на Русь после принятия ею христианства, испытали здесь более или менее существенные изменения. В греческой церкви при епископах, митрополитах и патриархах образовался с течением времени целый двор, состоявший из разных Ч., между которыми точно разделены были различные отрасли церковного управления. Такими Ч. в константинопольской церкви были эконом, сакелларий, скевофилакс, хартофилакс, сакеллий, протэкдик и другие, число которых простиралось до 45. Все они избирались исключительно из духовных лиц, имели степень пресвитера или диакона, получали должность с рукоположением, участвовали при архиерейском богослужении. В русской церкви помощниками епископов и митрополитов сначала служили клирики кафедрального собора, которым архиерей давал поручения по епархиальному управлению, не учреждая каких-либо постоянных должностей с определенными обязанностями и кругом деятельности. К концу XIV в. епархиальный строй подвергся важным переменам, вследствие появления светских служилых людей архиерея. Оно находилось в связи с расширением земельных владений архиереев (см. Патриаршие вотчины, Секуляризация в России, Монастырский приказ,Церковные имения). Как скоро архиереи сделались богатыми землевладельцами, они, подражая во всем князьям, стали привлекать к себе на службу свободных людей, как для замещения различных придворных должностей, так и для управления землями и для отбывания с них военной повинности. Светские служилые люди охотно шли на службу к архиереям, как к богатым землевладельцам и лицам, занимавшим высокое общественное положение. Позднее, ввиду того, что в древнее время архиереи не различали свое частное владение от епархиального, а на духовенство смотрели как на тяглое сословие, светские Ч. превратились в епархиальных, заведовавших не только частными делами архиерея, но и епархиальным управлением. Первоначально участие служилых людей архиерея в епархиальном управлении носило случайный и временный характер. Архиерей, занятый многочисленными делами, посылал своего служилого человека расследовать или разобрать на месте то или другое запутанное дело, присмотреть за жизнью и нравственностью духовенства в том или другом пункте епархии, позвать виновных на суд, собрать пошлины и т. п. С течением времени участие Ч. в епархиальном управлении получило постоянный характер и сами Ч. в XV-XVII вв. сделались прочно организованным институтом русской церкви. Светские архиерейские Ч. в древней Руси было трех родов: одни из них заведовали различными отраслями епархиального управления, другие управляли архиерейским двором и землями, третьи занимали известные придворные должности.

А) К Ч. первого рода принадлежали: a) архиерейские бояре. Сначала отношения между ними и архиереями были такие же, как между боярами и князьями, но со времени Стоглавого собора в 1551 г. это изменилось, так как бояре стали назначаться к архиереям царем из его собственных Ч. и их служба у архиереев ставилась наравне с государственной. С разделением в XV в. бояр на собственно бояр и детей боярских, за боярами была оставлена одна важнейшая обязанность: постоянно находиться при архиерее, разбирать и решать, по его указанию, все дела, которые поступали к нему, помимо низших инстанций. Позднее в руки бояр перешел суд. По Стоглаву, суду архиерейских бояр подлежали как духовные лица по всем гражданским и уголовным делам, так и все лица светские по делам, подсудным церкви. С учреждением архиерейских приказов главное место в них также заняли бояре. Жалованья архиерейские бояре не получали, а владели более или менее значительными поместьями и получали различные доходы, главным образом судебные пошлины. b) Дьяки. Рядом с архиерейскими боярами, как судьями, всегда упоминаются архиерейские дьяки, или в качестве заведующих письменной частью судебных дел, или же просто в качестве помощников бояр. Сначала они назначались на должности и увольнялись исключительно по произволу епископа, но с 1551 г. назначение и увольнение их могло быть произведено только "с царева ведома". В приказах они заседали с боярами и заведовали всем делопроизводством. Кроме письменных дел, они исполняли различные поручения архиереев (опись имений, покупка земель и т. п.). Содержание получали от своей должности. с) Наместники являлись помощниками архиереев по управлению обширными отделами епархий. Число их в отдельных епархиях колебалось от 1 до 2. Сначала они назначались из духовных лиц, но с XIV в. — из светских служилых людей, главным образом из бояр. На обязанности их лежало ведать гражданские дела духовенства, давать суд мирянам по делам, подлежащим церкви, управлять архиерейскими делами и всем церковным хозяйством, собирать с духовенства различные подати и сборы как окладные, так и неокладные. Существовали до начала XVII в. d) Десятильники. Назначаемые первоначально для надзора за духовенством 10 церквей и призванные исполнять обязанности западных деканов, десятильники позднее превратились в низших Ч. архиерейских, стоявших во главе особого округа — десятины, на которые делились русские епархии. Главнейшими обязанностями их были: сбор архиерейских податей и пошлин, надзор за жизнью и деятельностью духовенства и разбор некоторых судебных дел как между духовенством, так и мирянами, особенно жившими на церковных землях.Стоглавый собор, поручив сбор податей поповским старостам, а надзор за духовенством — протопопам, архимандритам и игуменам, за десятильниками оставил одни судебные функции. Несмотря на это, десятильники до самого уничтожения их в 1675 г. продолжали исполнять все обязанности, принадлежавшие им до Стоглава. Десятильники назначались архиереями из архиерейских боярских детей и содержались за счет белого духовенства их участка. е) Тиуны архиерейские (см. это слово). f) Праветчики и доводчики. Вместе с десятильниками в грамотах обыкновенно упоминаются доводчики и праветчики. Обязанность первых состояла в том, чтобы призывать и приводить на суд истцов и ответчиков, а вторых — приводить в исполнение судебные приговоры по взиманию штрафов, судебных издержек и проч. За исполнение своих обязанностей они получали корм и деньги от духовенства и, кроме того, плату за позыв на суд ответчика и свидетелей. Обязанности тех и других позднее были перенесены на одно лицо, носившее название g) пристава или недельщика.

B) Ч., заведовавшие архиерейскими дворами, землями и крестьянами: а) дворецкий архиерейский. Когда в первый раз при архиерейских дворах появилась и как именно возникла эта должность — нет никаких указаний. По канонам греческой церкви, имениями и домами архиереев должны были управлять экономы из духовных лиц, но у нас экономов не было, а вместо них упоминаются казначеи, ведавшие архиерейскую казну, и дворецкие, на обязанности которых лежало управление архиерейским домом и служащими при нем лицами, а также всеми архиерейскими землями и жившими на них лицами. Сначала, по-видимому, дворецкий избирался из духовных лиц, но с 1464 г. назначался исключительно из светских Ч., сначала единолично архиереем, а со времени издания Стоглава — с ведома царя. Назначались дворецкие из бояр и боярских детей. В вознаграждение за свою службу они получали пошлины от каждого судебного дела ("гривенная пошлина") и от разных жалованных грамот, выдаваемых архиереями, а со времени учреждения приказов — также и жалованье. Кроме того, они верстались поместьями. b) Волостели. Главная обязанность архиерейских волостелей состояла в том, чтобы ведать всех лиц, живших в их волости, и судить их во всех делах, кроме татьбы с поличным, разбоя и убийства. Они же имели в своих руках управление финансовое и хозяйственное: собирали в своем округе подати с жителей в архиерейскую казну и в свою пользу, наблюдали за ведением крестьянами хозяйства, производили размежевание земель между различными лицами, обменивали земли, получая с жителей пошлины натурой или деньгами, известный процент со всех тяжебных дел и пользуясь работой крестьян, обязанных отбывать в их пользу некоторые повинности. с) Архиерейские приказчики, заведовавшие управлением отдельных сел и деревень. С течением времени они мало-помалу стали смешиваться с волостелями и наконец отождествились с ними. Назначались на один год архиереем. Обязанности их были те же, что и у волостелей. Вознаграждение за свою службу они получали от жителей частью натуральными произведениями, частью деньгами. d) Стряпчие появились при архиереях в XVII в. Стряпчие были архиерейские и монастырские. Они вели дела архиереев в присутственных местах, защищали архиерейские интересы, заключали различные сделки и т. п. Жили обыкновенно в Москве, где хлопотали по делам своих кафедр и осведомлялись обо всех распоряжениях духовного и светского правительства, сообщая их своим доверителям. Получали жалованье и содержание от кафедры и еще особые деньги на расходы по делам.

C) Ч., занимавшие исключительно придворные должности при архиереях: а) архиерейские стольники. Появились они рано. Избирались всегда из боярских родов; присутствовали при архиерейском столе и иногда исполняли частные поручения архиерея. b) Кравчие или крайчие y архиерея исполняли те же обязанности за столом, как и царские кравчие. с) Конюший при архиерейском дворе встречается в первый раз в середине XV в. и называется боярином. d) Чашники архиерейские исполняли у архиереев те же обязанности, как у царя — его чашники. Большая часть указанных выше архиерейских Ч. принадлежала к архиерейским боярам и боярским детям; но независимо от этого при архиереях были и такие боярские дети, которые постоянно находились при них и исполняли те или другие их поручения, а также отбывали с архиерейских земель "государеву" военную службу, получая от архиереев поместья на тех же условиях, как и царские боярские дети. Как отдельное сословие, архиерейские боярские дети существовали до Петра Великого, который указом 1705 г. уничтожил их, зачислив по большей части в военную службу. Управление епархией через светских Ч., ввиду неканонического его характера, а главным образом — притеснений, чинимых светскими служилыми людьми, вызывало в духовенстве горькие жалобы и неудовольствие. Первый открытый протест белого духовенства на епархиальное управление через светских Ч. был сделан на соборе 1503 г., священником Григорием Скрипицей. Этот протест, косвенно поддержанный Стоглавом, впервые выступившим, в лице поповских старост, против мирского воинства. владыки, достиг своей цели только в XVII в., на соборах 1666 и1675 гг. Желая уничтожить влияние, оказываемое со стороны светского правительства путем назначения светских Ч., эти соборы постановили уничтожить светских Ч. и заменить их духовными.

Ср. Каптерев, "Светские архиерейские Ч." (М., 1874); Перов, "Епархиальные учреждения в XVI и XVII вв." (М., 1882); Знаменский, "Приходское духовенство на Руси" ("Православное Обозрение", т. 21 и 22); Горчаков, "О земельных владениях патриархов в России" (СПб., 1871).

П. Гидулянов.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое чиновники архиерейские светские
Значение слова чиновники архиерейские светские
Что означает чиновники архиерейские светские
Толкование слова чиновники архиерейские светские
Определение термина чиновники архиерейские светские
chinovniki arhiereyskie svetskie это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины