Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - деформация тела человека

Деформация тела человека

т. е. изменения его природного вида и нормальной формы и соотношения его частей, могут быть естественные и искусственные. Естественные Д., в свою очередь, могут быть или врожденные, как, напр., шестипалость (присутствие лишнего пальца на руках или ступнях), малоголовость, или микроцефалия, связанная с идиотизмом, и другие уродства, или развившиеся впоследствии, в более раннем или позднем возрасте, вследствие различных патологических процессов в организме, как, напр., гигантский или карликовый рост, сопровождающийся обычно и изменением нормальных пропорций тела и обозначающийся, в большинстве случаев, лишь на известном году детского или отроческого возраста, — искривление позвоночного столба и конечностей, ненормальное удлинение или скашивание черепа, вызываемое преждевременным или односторонним зарастанием черепных швов (скафо-, плагио-, тригоноцефалия и т. д.). — Искусственные Д. могут быть случайные, ненамеренные, или произведенные сознательно и намеренно. К случайным, или ненамеренным, Д. могут быть отнесены, напр., различные телесные недостатки, происходящие от случайного повреждения (падения, удара); приплющивавшие и скашивание затылка, являющееся результатом долгого лежания младенца навзничь в колыбели, как это принято у многих азиатских и других народов; обезображивание формы ступни от тесной и неудобной обуви; отвисание ушей от ношения тяжелой, придавливающей уши шапки; искажение формы мертвого черепа под влиянием давления на него земли (посмертная Д.) и т. п. Намеренные Д. производятся или насильственными действиями, имеющими целью причинить смерть или увечье, или, наоборот, вызванными стремлением содействовать благополучию, красоте особи, или религиозными и нравственными мотивами, как, напр., в случае обрезания, оскопления и т. п. Сюда же относятся такие виды деформации, как отрезание последнего сустава мизинца у многих дикарей в случае смерти кого-нибудь из близких или для умилостивления духов; выбивание одного или нескольких зубов (у австралийцев) при наступлении половой зрелости; тяжелая операция, производимая (тоже у некоторых племен Австралии) в целях избавления себя от потомства; уродование себя различным образом в религиозном экстазе (у индусов, магометан) и т. п. Искусственные деформации, в целях придания более красивого или благородного вида, практикуются многими народами над самыми различными органами или частями тела, начиная с головы до ног. Кто не знает, напр., о маленьких китайских ножках, получаемых искусственно, путем крепкого бинтования ступней девочек, с раннего их возраста. Мода эта — специально китайская; ей не следуют маньчжуры, а следовательно, и царствующая в Китае маньчжурская династия, а равно и население некоторых южн. частей Китая. К числу Д. этого рода могут быть отнесены и различные нарезки или шрамы, производимые на коже темнокожими племенами (Австралии, Африки), и наколы (татуировка), путем вбивания в кожу игл и втирания затем сажи, охры и т. д. (как у многих народов Полинезии) или прошивания зачерненной в саже ниткой (как у некоторых инородцев Сибири). Д. туловища производятся у женщин перетягиванием талии (корсетами) — мода, которая вызывала уже насмешки Теренция, — или придавливанием, с помощью особой бляхи или дощечки, грудей (как это было в моде в Испании — в XVI в. и в настоящее еще время — в Кохинхине и в некоторых отдаленных уголках Германии). Но особенно часты и разнообразны Д. головы и частей лица. Уши (ушные мочки) прокалываются для вдевания в них серег, причем у некоторых народов отверстия эти растягиваются постепенно до того, что в них могут вставляться большие кружки, и уши оттягиваются до плеч. Подобные же кружки вставляются кое-где в верхнюю губу (пелеле, у некоторых негритянских народов Африки) или в нижнюю (у ботокудов Бразилии), при чем кружок торчит горизонтально перед ртом. Кроме ушей, серьги носятся у некоторых народов (напр. в Индии, Персии) и в носу, а многие дикари Полинезии, Америки — прокалывали себе носовую перегородку для вставления туда палочек и других украшений, или даже втыкали последние в щеки. Многие негры, в целях украшения, вырывают себе верхние или нижние резцы, чернят, надламывают или подпиливают себе зубы, и подобный же обычай разделяется многими малайскими племенами. Обширным распространением пользовался также обычай искусственного деформирования головы путем крепкой перевязки (бинтования) ее, иногда даже с наложением дощечек, с раннего младенческого возраста. Обычай этот практикуется еще и теперь у некоторых индейских племен, на многих о-вах Малайского архипелага и в Меланезии, а в более слабой форме и у некоторых народов Кавказа, и еще недавно — во Франции (дпт. Deux-Sèvres). В прежнее время он существовал в Перу, Мексике и других частях Америки, в некоторых местностях Азии, на Кавказе, в Крыму и в других областях Европы, как то доказывается историческими свидетельствами и находками многих подобных искусственно деформированных черепов в древних могилах и курганах. Формы головы, получаемые таким искусственным ее сдавливанием, могут быть различны, но между ними выделяются две главных, к которым легко сводятся все прочие. При одном способе Д. голова стягивается горизонтальной повязкой, с наложением иногда еще дощечки на лоб, вследствие чего как лоб, так и затылок приплющиваются, и голова вынуждена расти вверх и несколько назад. Получается высокая форма черепа, напоминающая иногда сахарную голову (только с округленной верхушкой и с приплюснутой передней и задней стороной). Такая форма Д. известна из Южн. Америки (тип Aymara), из Мексики, с Малайского и Меланезийского архипелага, с Кавказа, из Крыма и из разных местностей зап. Европы. Гиппократ уже упоминал о ней в V веке до Р. Хр., как о придаваемой себе искусственно некоторыми племенами черноморского побережья, которых он называл "большеголовыми" (макроцефалы). Впоследствии это название было придано высоким, вытянутым вверх и назад черепам, находимым в Керчи, в варварских (негреческих) могилах. Но более вероятно, что Гиппократ имел в виду некоторые народности Кавказа, где в древних гробницах Самтаврского могильника (близ Мцхета, недалеко от Тифлиса) действительно были найдены подобные искусственно деформированные черепа, хотя и не столь характеристичные, как крымские. В новейшее время подобные же, но сильнее деформированные черепа были найдены во многих древних могильниках Осетии и около Эльбруса, что доказывает значительное распространение некогда на Кавказе этого обычая. В Крыму, кроме Керчи, деформированные макроцефалические черепа были найдены в древних могилах близ Алушты, в Херсонесе, а затем и в некоторых других местностях России, как то: в Ростове-на-Дону, при постройке моста, на значительной глубине, в грунте дна реки; в курганах, при устье Дона и по реке Салу; в Самарской губ., близ станции Кряж. На Западе такие же черепа были давно уже известны из Австрии, а впоследствии их находили в Венгрии, на Рейне, в Англии, Франции, Швейцарии, Италии. Некоторые из этих черепов, как, напр., из Самтаврского могильника, относятся, может быть, к эпохе до Р. Хр., но большинство, как найденных в Крыму и на Кавказе, так и в других областях Европы, относятся, по всем признакам, к III — IV и последующим векам по Р. Хр. и, в Европе, — принадлежали, очевидно, варварским народностям начала средних веков, и многие, всего вероятнее — аланам (предкам осетин), чем можно объяснить и нахождение таких черепов в древних могилах Осетии. Во всяком случае, обычай деформирования головы, производившийся над особями обоих полов, не был, по-видимому, общим, так как рядом с деформированными черепами в тех же могильниках находят и недеформированные, и даже в большем числе. Другая форма Д. черепа, более редкая, практиковалась в Перу и состояла в том, что на голову надевалась более сложная повязка, сдавливавшая ее как кругом, так и вдоль темени, вследствие чего голова, лишенная возможности увеличиваться вперед, взад и вверх, росла в стороны и получалась характерная двулопастная форма черепа, ширина которого в теменной части превышают обычно его наибольшую длину. Резкое изменение формы черепа, конечно, должно вызывать и соответственное изменение формы мозга, тем не менее, нет определенных указаний на то, чтобы оно отражалось явно неблагоприятным образом на психической деятельности деформированных особей.

Литература: Forster, "Die Missbildungen des Menschen"; Топинар, "Антропология", и его же "Eléments d'Anthropologie générale" (1885, р. 720-759); Gosse, "Essai sur les déformations artificielles du crâne" (1885); Покровский, "О физическом воспитании детей" (изд. О. Л. Е.); Анучин, "Как люди себя украшают и уродуют" (в сбор. "Природа", 1876, кн. 3); Флауэр, "Мода на уродование"; Анучин, "Об искусственно деформированных черепах, найденных в России" (М., 1887, "Тр. Антр. Отд." О. Л. Е.); его же, "Sur les crânes artific. déformés" etc., в "Congrès intern. d'Archéologie préhist., 11-me session, à Moscou, 1892" (Vol. I).

Д. А.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое деформация тела человека
Значение слова деформация тела человека
Что означает деформация тела человека
Толкование слова деформация тела человека
Определение термина деформация тела человека
deformaciya tela cheloveka это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины