Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - действо церковные служения

Действо церковные служения

в старину известные церковные служения и крестные ходы в Кремле, в Успенском соборе и на площадке между ним и Архангельским собором. 1) Новолетие, т. е. действо Нового Лета или Многолетнего Здоровья, совершалось первого сентября, которым до 1700 года начинался год. 2) Крестовоздвижение — 14 сент. 3) В неделю Праотец, перед Рождеством, отправлялось в Успенском соборе в Москве (также в Новгороде и в др. городах кафедральных) пещное Д. в воспоминание чудесного спасения из печи огненной Анании, Азарии и Мисаила. Изображавшие халдеев вводили в печь трех отроков, подставляли под печь горн с горящими угольями, ходили вокруг нее с зажженными свечами и из особых трубок метали под печь и на печь воспламененную траву; затем в печь спускали ангела "в трусе велице зело с громом"; халдеи падали ниц, а диаконы опаляли их вместо ангельского паления; халдеи вставали с земли и высказывали друг другу удивление о случившемся; ангел оставался до конца действа как бы парящим над печью. В течение того же дня халдеи и отроки участвовали в обедне и в вечерне, а за столом у патриарха отроки пели пещные стихи. Все разговоры халдеев между собою и с отроками происходили не на церковном, а на народном языке. Пещное Д. оставлено при Алексее Михайловиче. 4) Д. Многолетнего Здоровья, кроме дня новолетия, совершалось еще в сочельники рождественский и богоявленский, а также в сборное воскресение, одновременно с Д. православия. 5) В неделю Мясопустную (воскресение пред масленицею) после утрени совершалось Д. Страшного Суда, прекратившееся с последним патриархом Адрианом. 6) В Сборное воскресение, т. е. первое воскресение Великого поста, совершалось на площадке, у алтаря Успенского собора, после утрени, Д. Православия по установленному чину: возглашалась вечная память православным и анафема еретикам. В настоящее время это Д., несколько измененное, совершается внутри собора. 7) О Д. Ваий см. Вход в Иерусалим. 8) Д. омовения ног: в Четверток Великий в Успенском соборе после обедни патриарх омывал ноги архиереям. В тот же день после утрени происходило 9) Д. освящения масла (елеосвящение). 10) Д. омовения мощей. Части мощей многих святых, полученные государями с Востока, преимущественно в XVII столетии, и хранящиеся в Благовещенском соборе, выносились в Великую Пятницу с крестным ходом в Успенский собор; там святили воду и омывали мощи. Омовение совершается поныне. 11) Д. плащаницы, в Великую Субботу, в Успенском соборе, на утрени, у гроба Господня. 12) Д. Пятидесятницы: на вечерне государь лежал на листу, без стебельков, политом водкою гуляфною (aqua rosarum); см. Устав соборный в "Древн. Росс. Вивл.", XI, 146. Некоторые выдержки из патриарших выходов напечатаны Дубровским в "Чтениях общества истории и древн. росс." (1869, кн. II).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое действо церковные служения
Значение слова действо церковные служения
Что означает действо церковные служения
Толкование слова действо церковные служения
Определение термина действо церковные служения
deystvo cerkovnye sluzheniya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины