Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - дейве
Дейве
литовск. богиньки. Им посвящены были особые каменные жертвенники на Литве и Жмуди, в житницах. Такие божьи камни (Deivuakmenai — собств., камни богинек) еще в 1820-х гг. встречались в Шавельском, Тельшевском, Поневежском, Вилькомирском уездах, на берегах р. Шешувы и в других местах и считались ночным местопребыванием и игрищем литовских богинь судьбы. Ср. Юцевич (Людвиг из Покиева), "Litwa p. wzgledem starożyt. zabytków" (Вильно, 1846, стр. 28-31). По словам иезуитов-миссионеров 1600 г., они считались хранительницами домашнего скота и хлеба и соответствовали латышскому растительному демону Цероклису. Жертвоприношения им состояли из крови жертвенных животных, петуха, первых плодов или зерен нового земледельческого года, первого куска и глотка при еде и т. д. Почитание этих Д. или богинек напоминает боготворение земли-матушки (см. Дирволите) или жемины, у древних пруссов айстов — матери богов (mater deorum). Ср. A. Mierzyński, "Żródła do mytologii litewskiej" (Варш., 1892, стр. 11-20). О подобных женских существах ср. Н. Сумцова, "Boginki-Mamuny" (Варш., 1891), и Вольтера, "Материалы для этногр. латыш. пл." (см.); О Д. в смысле леших — см. там же.
Э. В.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907