Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - димитрий солунский
Димитрий солунский
св. великомуч., пострадавший во время импер. Диоклетиана. О жизни, страдании и чудесах его находится повествование в нашей Минеи, под 26 числом месяца октября. О житиях св. Д. см. под тем же числом в месяцеслове архим. Сергия. Была попытка доказать, что св. Д. по своему происхождению — славянин (см. чт. Общества истор. и древн. рос. 1846 г.). В старинных русских стихах св. великомученик Д. представляется помощником русских в борьбе с Мамаем. У русских и вообще у всех славянских народов мы видим с древнейших времен особенное чествование св. Д. Сербы и болгары чтут его как патрона славянской народности, называют "отечестволюбцем" славянских народов. В русских летоп. имя св. Д. встречается на первых же страницах, прежде чем было упомянуто имя какого-либо другого святого: о нем упоминает препод. Нестор в рассказе о взятии вел. кн. Олегом Константинополя. По словам нашего летописца, свое поражение греки приписывали не храбрости славян, а заступлению за них св. Д., их покровителя. Русские издревле старались приобретать хотя бы малейшие частички его мощей, одежды, мира или даже персти от гроба его. Этим объясняется, потому во всех древних монастырях и церквях, среди частиц мощей различных святых, почти непременно находится часть мощей или мира от св. Д. В 1197 г. была принесена из Солуня во Владимир вел. кн. Всеволодом Юрьевичем икона св. великомуч. Д., писанная на гробовой доске великомуч., и это событие было внесено как праздник в древн. святцы. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а при вел. кн. Димитрии Ивановиче, в 1380 г., перенесена в Москву и поставлена в Успенском соборе. Особое почтение к памяти св. Д. видно, между прочим, из того, что наши князья часто называли своих первенцев именем этого святого. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. В древней Руси день св. великомуч. Д. считался в числе больших праздников; службу совершал обычно сам патриарх, в присутствии государя. Св. Д. был воин и правитель Солуни; сообразно с этим он изображается на древних иконах в военном облачении, с копьем и мечом.
П. В.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907