Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - димитрий митрополит ростовский

Димитрий митрополит ростовский

(Туптало) — святой, знаменитый митрополит ростовский; род. в 1651 г. в местечке Макарове, в 40 верстах от Киева. Отец его, Савва Григ. Туптало, был казаком макаровской сотни киевского полка и служил сначала Польше, потом Москве; отличался большим благочестием, как и жена его, мать святителя. 11 лет Даниил (в монашестве Д.) поступил в Киево-могилянскую коллегию, в которой ректором тогда был известный Иоанникий Голятовский. Состояние Коллегии было незавидное: у нее было мало средств, мало порядка. Преподавание было схоластическое. Оно давало формальное знание латинского языка, приучало к составлению проповедей и стихов, но не снабжало фактическим знанием. В 1665 г. Коллегия была разрушена во время нашествия Дорошенка и возобновлена лишь в 1669 г. Даниилу пришлось поучиться в ней только три года (1662—1665). Поселясь в Кирилловском монастыре, в 3 верстах от Киева, он в 1668 г. принял монашество от игумена Мелетия Дзика. Мелетий Дзик был одним из наиболее образованных людей своего времени, и влияние его на Д. было благотворно. Д. был близок с теми представителями малорусского духовенства, которые были в одно время и ревнителями православия, и защитниками самостоятельности малорусской церкви, ее независимости от московского патриарха — с киевским митрополитом Иосифом Тукальским, черниговским архиепископом Лазарем Барановичем, Мелетием Дзиком. В 1675 г. Д. перешел в Густынский монастырь, близ г. Прилук, а оттуда — в Чернигов. К этому периоду жизни Д. относится первое дошедшее до нас его сочинение: "Руно орошенное", изданное в 1680 г. В 1677 г. Д. уехал в Литву, на поклонение иконе Новодворской Богородицы, и близко сошелся с белорусским епископом Феодосием Василевичем, который тяготел к Польше, хотя и был ревностным православным пастырем. В 16 78 г. Д. проживал то в Вильне, то в Слуцке, и говорил проповеди, которые не сохранились. После смерти Василевича Д., в 1679 г., выехал из Слуцка в Чернигов. Ко времени пребывания Д. в Литве относят (И. А. Шляпкин) ознакомление Д. с латино-польской пропагандой и возникновение в нем симпатий к Московскому государству. Д. поселился на время в Батурине, при дворе гетмана Самойловича, и в 1682 г. получил в управление Батуринский монастырь, но уже в следующем году оставил игуменство в этом монастыре, переехал в Киев и поселился в лавре. В это время он приступил к составлению Четьи-Миней (жития святых). Он принялся за работу 6 мая 1684 г. и настойчиво вел ее около 20 лет. В лавре Д. был официальным проповедником. Митроп. киевский Варлаам Ясинский называет Д., в 16 8 9 г., искусным и благоразумным проповедником слова Божия. Первая проповедь Д., дошедшая до нас, сказана в 1685 г. В 1686 г. Д. вторично принял игуменство в Батуринском монастыре. В 1690 г. Димитрий был в Москве и познакомил московское духовенство с первыми книгами Четьи-Миней. В 1692 г. Д. оставил батуринское игуменство, "для спокойнейшего писания житий святых", и поселился в типографии Киево-Печерской лавры. В конце 90-х годов Д. был на короткое время игуменом в Глуховском монастыре, потом в Кирилловском, потом в Елецком; произносил, при случае, проповеди; печатал понемногу Минеи. В 1701 г. Д. был назначен митрополитом сибирским; но на пути в Сибирь, в Москве, расстроилось и без того слабое его здоровье, и, по его просьбе, Петр позволил Д. остаться в Москве. В 17 0 2 г. Д. назначен был митрополитом ростовским. В том же году он прибыл в Ростов и ревностно занялся просвещением духовенства и мирян и борьбой с невежеством и пьянством. Паства была темная, бедная, погрязшая в суевериях. Д. учредил школу для детей всех сословий, причем ввел в преподавание греческий и латинский языки. Наряду со школьным обучением Д. заботился о развитии проповедничества, собирал и читал книги по истории церкви и о расколе. Среди дел благочестия, в трудах научно-литературных, св. Д. скончался 28 октября 1709 г. в Ростове. Открытие мощей его последовало в 1752 г., а в 1757 г. Д. причислен к лику святых. Сочинения св. Д. разделяются на поучительные, полемические, исторические и драматические. К нравоучительным относятся многочисленные проповеди. Проповеди, сказанные в Малороссии, бедны фактическим содержанием, искусственны и риторичны; проповеди, сказанные в России, отличаются применительностью к понятиям народа и большей простотой. Главная цель св. Д. в проповедях — сделать людей лучше и добрее; он — защитник всех слабых и угнетенных. Многие проповеди последних годов жизни Д. направлены против раскола. В проповедях, вызванных реформами Петра Великого, Д. различает в Петре человека и царя, он обличает некоторые слабости Петра, как человека, например вспыльчивость, и хвалит его достоинства, как правителя, например заботу о просвещении народа. Полемические сочинения направлены против раскола. Главное из них, написанное в 1709 г., до сих пор не потеряло своего значения. Содержание его видно уже из заглавия: "Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, o делах их и изъявление, яко вера их не права, учение их душевредно и дела их не богоугодны". Вера названа брынской по Брынским лесам Калужской губ., где жило много раскольников и откуда учение их проникало в Ярославль и Ростов. К историческим трудам Д. принадлежит летопись от начала миробытия до Р. X., состоящая из нравственных размышлений, Диариум, каталог киевских митрополитов; но главный труд его — Четьи-Минеи, сделавшиеся любимой книгой благочестивых людей (имели в X V III в. около 10 изд. Последнее изд. — Москва, 1855). Св. Д. принадлежит еще несколько духовных драм или мистерий, из которых лучшей считается драма "Рождественская". Она построена по образцу юго-западных мистерий. Собрание сочин. Д. вышло в Москве в 1786 г. Позднейшие изд. — М., 1838—42 и 1849.

Главные сочинения о св. Д. Ростовском: неизвестного автора, 1849, статья Костомарова в "Рус. ист. в жизнеоп." и обширная диссертация И. А. Шляпкина (1891).

Н. Сумцов.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое димитрий митрополит ростовский
Значение слова димитрий митрополит ростовский
Что означает димитрий митрополит ростовский
Толкование слова димитрий митрополит ростовский
Определение термина димитрий митрополит ростовский
dimitriy mitropolit rostovskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины