Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - димитрий митрополит новгородский
Димитрий митрополит новгородский
(Сеченов, 1708—1767) — митрополит новгородский. Уроженец московской епархии, воспитанник Московской славяно-греко-латинской академии, с 1730 г. учитель красноречия в ней; в 1732 г. принял монашество и, в сане архимандрита, в 1740 г. поставлен во главе миссии, отправленной в поволжские губернии для обращения в христианство язычников и магометан. В звании правителя новокрещенских дел, Д. в два года обратил в христианство более 17000 инородцев и, кроме того, в одной нижегородской епархии, в которой с 1742 г. был епископом — 50000 инородцев. В 1748 г. оставил епархию и удалился на покой. В 1752 г. был назначен епископ. рязанским и вызван в СПб. для присутствия в синоде; в 1757 г. сделан архиепископом новгородским. В 1762 г. совершил чин коронования императрицы Екатерины II, после чего был ею возведен в сан митрополита; в 1767 г. был назначен депутатом от духовенства в комиссию для составления нового Уложения. Д. имеет значение как один из замечательнейших проповедников, а также по своему отношению к вопросу об отобрании в казну монастырских имуществ, совершенном императрицей Екатериной II. Многочисленные проповеди его произнесены, в основном, в царствование Елизаветы. Их хотела, но не успела издать сама императрица Екатерина; они и доселе находятся, за исключением трех речей и выдержек из нескольких проповедей, в рукописях. Содержание их — всецело публицистическое: проповедник, с одной стороны, рисует яркие картины ужасов и неистовств немецкого владычества в России, непосредственно предшествовавшего воцарению Елизаветы, а также недостаток благочестия и пороки русского общества, сопровождая эти описания горькими сетованиями и резкими порицаниями; с другой — горячо приветствует императрицу Елизавету, ее возвращение в делах внутреннего управления к политике ее отца, освобождение ею России от "внутренних сокровенных врагов". Слова Д. в день Благовещения (1742) и в день явления казанской иконы Божьей Матери (1742) принадлежат к замечательнейшим произведениям русской проповеди. Язык проповедей Д. — сильный и живой, чуждый не только латинизмов и латинской конструкции, обычных в современной русской проповеди, но и славянизмов; это, в основном, простая и ясная русская речь, иногда несколько вульгарная и даже тривиальная (когда проповедник говорит о немецком управлении Россией в предшествующую эпоху) и изредка подражающая языку южнорусских проповедей XVII в. (когда, например, Иоанна Дамаскина он величает "философии и богословия прехрабрым кавалером, монашеских ликов генералом"). Когда императрица Екатерина приступила к секуляризации монастырских земель, Д., председательствуя в синоде, всецело стал на сторону власти и оказался не в меру жестоким судьей митрополита Арсения Мацеевича, доказывавшего право монастырей на земельные имущества.
Н. Б.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое димитрий митрополит новгородский
Значение слова димитрий митрополит новгородский
Что означает димитрий митрополит новгородский
Толкование слова димитрий митрополит новгородский
Определение термина димитрий митрополит новгородский
dimitriy mitropolit novgorodskiy это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):