Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - феодор епископ мопсуестский
Феодор епископ мопсуестский
В разрешении разного рода вопросов он почти совершенно не придает никакого значения мнениям других лиц, а к мнениям противников всегда относится с крайней пренебрежительностью и резкими порицаниями. Он обладал обширным запасом знаний и заслужил за это прозвание "πολύιστωρ". Ф. был замечательно красноречивым оратором. Об этом единогласно свидетельствуют и его друзья, и его противники.
По своему темпераменту он был человек очень горячий и способный сильно увлекаться. Ф. начал свою литературную деятельность в самом раннем возрасте и продолжал ее до самых последних лет своей жизни. Несмотря на огромную литературную производительность Ф., до нас сохранилось сравнительно очень немногое из всего написанного им. В целом виде дошло только два соч. Ф.: одно, в подлинном греческом тексте — комментарий на ХII малых пророков, другое, в латинском переводе — недавно открытый комментарий на меньшие послания ап.Павла. Прочие его сочинения или совсем утрачены, или же дошли в отрывках, по большей части очень незначительных. Все сочинения Ф. могут быть разделены на 1) сочинения, писанные по объяснению Св. Писания, 2) догматико-полемические, 3) апологетические, 4) сочинения практического характера и 5) письма. Подробное рассмотрение всех сочинений Ф.
сделано в исследовании П. Гурьева:"Феодор, епископ мопсуестский" (М., 1890, стр. 61 — 193). — Христологическое учение Ф. всецело носит на себе несторианский характер. При резком различении Божества и человечества, Ф. рассматривал Иисуса Христа во время Его земной жизни как простого человека, как сына Божия по благодати. Он учил о двух сынах Божиих: один Сын единосущен с Богом Отцом, другой — рожденный от Девы Марии, постепенно через борьбу и искушения шел вперед по пути нравственного совершенствования, пока, наконец, через воскресение не сделался совершенно непорочным и не удостоился соединения с истинным Сыном Божиим. Таким образом Ф. учил о двух лицах в Иисусе Христе. Он решительно отвергал ипостасное соединение в Нем Божества и человечества, потому что не мог мыслить Божества и человечества совершенными без самостоятельных ипостасей. Иисус сын, Пресвятой Девы Марии, и Бог Слово были для него двумя отдельными, нравственно соединенными друг с другом лицами. При жизни своей Ф. ни в ком не возбуждал подозрения в еретичестве. Но немного прошло времени после смерти Феодора, как раздаются противные о нем голоса, обвиняющее его в еретичестве. Защитники Нестория, после осуждения его на III вселенском соборе, в оправдание его стали прямо ссылаться на сочинения Диодора тарсийского и Ф. Мопсуестского и доказывать, что Несторий учил вполне согласно с этими всеми уважаемыми учителями. Православные поборники истины были вынуждены начать борьбу против сочинений Ф. С неменьшей ревностью старались защищать Ф. его почитатели. Иоанн антиохийский с восточными епископами писал, между прочим, св. Кириллу, что они "изберут лучше быть сожженными, чем анафематствовать принадлежащее Ф.". Отцы антиохийского церковного округа обращались также с особыми посланиями к Проклу константинопольскому и императору Феодосию, защищая в них Ф. Видя такую горячую приверженность к Ф. отцов антиохийско-сирской церкви и замечая у некоторых неразумных противников Ф. проблески новой, столь же опасной, как и несторианство, ереси евтихиянской, прежние противники Ф.
нашли нужным смягчить резкий тон своих на него нападений. Император Феодосий II издал на имя Иоанна антиохийского указ, в котором, призывая всех к миру и спокойствию, запретил "предначинать что-либо против тех, которые скончались в мире с церковью". Споры о Ф. на время утихли. В царствование императора Юстиниана снова возгорается жаркий спор о Ф., а также и о блаж. Феодорите и Иве эдесском, и на Константинопольском соборе 553 г. Ф. был осужден (см. Три главы). Среди несторианских обществ, живших в Персии, Армении и других странах, авторитет Ф. достиг самых крайних пределов. Несториане называют его "учителем учителей", "толкователем толкователей", "морем мудрости". Они ревностно заботятся о сохранении его сочинений и большую часть из них переводят на языки тех стран, в которых они нашли себе убежище. Кроме сирского, сочинения Ф. переведены еще на языки армянский и персидский. См. А. Лебедев, "Спор о трех главах и V вселенский собор" ("Душеполезное Чтение", 1875, III и в его книге, "Вселенские соборы VI, VII и VIII веков ", изд. 2, M., 1897); А. Доброклонский, "Сочинение Факунда, епископа Гермианского, в защиту трех глав" (М., 1880); П. Соколов, "Толкование ветхозаветных писаний в антиохийской школе" ("Чтения в обществе любителей дух. просвещения", 1887, дек.); П. Гурьев, " Феодор, епископ мопсуестский" (М., 1890); Ф. Курганов, "Отношения между церковною и гражданскою властью в Византийской империи" (Казань, 1880); Fritzsche, "De Theodori Mopsuesteni vita et scriptis commentatio" (1836); Kihn, "Theodor von Mopsuestia und Jun i lius Africanus, als Exegeten" (1880); Specht, "Der exegetische Standpunkt d. Theodor v. Mopsuestia u. Theodoret v. Kyros"; Зифферт, "Theodorus Mopsuestenus veteris Testamenti sobrie interpretandi vindex"; Sachau, "Theodori Mops.
fragm. syriaca".Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.