Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - феодора супруга феофила
Феодора супруга феофила
супруга византийского императора Феофила (829—842) и мать Михаила III (842—867). Житие ее и позднейшие летописцы представляют Ф. образцом супруги и христианской царицы. Передается легенда, как привезенная на царские смотрины Ф. одержала верх над остроумной Касией благодаря своему смирению и благочестию. Родом из Пафлагонии, Феодора со своей армянской родней (матерью Феоктистою, братом Вардою, талантливым, но бессовестным правителем государства при несовершеннолетнем Михаиле, и Петронасом, полководцем с заслугами, но за беззаконие наказанным при Феофиле телесно) играла и при жизни крутого и властного Феофила самостоятельную роль, являясь защитницей, иногда укрывательницей гонимых почитателей икон; она была не чужда властолюбия и даже корыстолюбия. Назначенная умирающим Феофилом первой регентшей государства за малолетством сына их Михаила, Ф. не без колебания, под давлением родни, особенно же одного из регентов Мануила, указавшего на опасность для династии, выступила в активной роли и положила конец иконоборству, господствовавшему, хотя в умеренной форме, со времен Льва Армянина (с 813 г.). Объявив о своем решении собранию сановников, она освободила из заточения и ссылки поборников икон, сместила иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика и возвела на патриарший престол главу православной партии, св. Мефодия; затем на соборе 843 г. торжественно было провозглашено почитание икон, канонизованы их ревностные защитники, иконоборцы же были преданы анафеме. Акты этого собора были вырезаны на трех больших плитах, помещенных в храме св. Софии, и вместе с позднейшими дополнениями составили "Синодик в неделю православия", читаемый в первое воскресенье великого поста. В угоду Ф. соборные отцы не прокляли Феофила, ее умершего супруга. Регентство Феодоры, Варды и двух сановников (Мануила и Феоктиста) было энергично; при нем крестился болгарский царь Борис, был подавлен славянский элемент в Пелопоннесе; но пагубным для империи оказалось фанатическое преследование сектантов-павлишан, заселивших пограничные с арабами области. Конец жизни Ф. был несчастлив. Варда устранил прочих регентов, и при его попустительстве молодой император Михаил предался распутству, не имевшему пределов, кощунствуя над религией и грубо оскорбляя свою мать. Прокляв сына, после убийства одного из регентов почти на глазах ее, и, предсказав ему и Варде скорую погибель, Ф. отдала сенату отчет в состоянии казны и удалилась с дочерями в городской монастырь-дворец (Карианов), где была пострижена насильно и скоро умерла (около 867 г.), благословляемая церковью, с римским папой Николаем во главе. Исторические сведения о Ф. собраны наиболее полно у Baronius, "Annales Ecclesiastici, rec. Theiner" (т. XIV, 1868). См. Bollandus (в "Acta Sanctorum" под 11 февраля); Филарет Черниговский, "Св. подвижницы восточной церкви" (СПб., 1871); В. И. Успенский, "Очерки по истории византийской образованности" (СПб., 1891, из "Журн. Мин. Нар. Просвещения"). Греческое житие Ф. издал W. Regel, "Analecta Byzantino-Russica" (СПб., 1891).
Б. П—ко.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907