Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - конкубинат
Конкубинат
Исследователи римского права видят обычно в K. форму брака "с меньшими юридическими последствиями", чем законный брак, как бы "полубрак". Действительно, мужчина при К. не считал свою сожительницу женой; женщина при К. не пользовалась гражданскими правами и общественным положением жены, а дети от К. считались незаконными и принадлежали к роду своей матери. Но так как других юридических последствий К. не имел, то правильнее видеть в нем не институт гражданского права, а простое явление римских нравов. Законы им занимаются лишь для того, чтобы отграничить его от брака, с одной стороны, и от преступного полового сожития, stuprum, с другой. В Риме формы вступления в брак были установлены религией и нравами; юридически обязательных форм не было, и от простого полового сожития брак отличался только фактическими признаками: affectio maritalis, honor, dignitas uxoris. Поэтому всякий раз, когда мужчина открыто называл свою сожительницу не женой, а наложницей, налицо был К., а не брак. Нравы позволяли мужчине не стыдиться своих любовных связей, но к женщине, вступившей в незаконную связь, общественное мнение относилось пренебрежительно. Даже на саркофагах мужчины встречается перечисление его любовниц; для женщины же положение конкубинки считалось позорным и потому недозволенным для римской матроны, т. е. дочери римского гражданина, любовная связь с которой составляла уже преступление, stuprum. Положение конкубинок занимали вольноотпущенные и иностранки; конкубинка обязана была хранить верность своему сожителю, но не как жена, а как бывшая рабыня, обязанная ему благодарностью за отпущение на волю. Ср. Р. Gide, "De la condition de l'enfant naturel et de la concubine dans la législation romaine".
M. Б.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907