Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - конрад вюрцбургский
Конрад вюрцбургский
средневековый поэт, умер в 1287 г. К. был незнатного происхождения, сначала был странствующим певцом, потом поселился в Базеле, где достиг некоторого благосостояния. Образование его было монастырски-ученое; он знал латинский язык, французского не знал совершенно, имел познания богословские и юридические. Как поэт периода упадка, К. отличается большой изысканностью формы, но содержание и характеры у него тусклы и бледны. Самое раннее его произведение — "Нантский турнир", сохранившееся в единственной рукописи (изд. в "Denkmäler" Massmann'a, Мюнх., 1828). Затем следуют: "Schwanritter", по содержанию сходный с "Lohengrin" (1290) неизвестного автора (изд. в "Sprachproben", 1878, и Franz Roth'ом, Франф. на M. 1861), "Otte" (изд. Hahn'ом, Кведлинб. и Лпц. 1838), "Herzmäre", "Der Welt Lohn" (см. монографию F. Sachse, "Der Welt Lohn von K. v. Würzburg", Берл. 1857). Изд. оба последние произведения F.
Roth'ом (1846, 1843) и Massmann'ом, в "Gesammtabenteuer", а "Hermäre" и "Otte" — Lambel'ем, в "Erzählungen u. Schwänke" (Лпц., 1883); перевел их Karl Panner, под загл.: "Kleinere Dichtungen von K. von Würzburg" (Зондерсгаузен, 1879). Из больших стихотворений К. лучшее — "Engelhard", с пересказом сказания о друзьях, которых не устрашает и принесение в жертву собственных детей (изд. Mor. Haupt, Лпц., 1844). В Базеле К. прежде всего написал "St.
Alexius", по латинской легенде (издано Lambel'ем в "Zeitschr. f. d. Alterthum.", III). Там же возникли и стихотворения его о св. Панталеоне и св. Сильвестре. По желанию нескольких базельских патрициев, К., по французским, переведенным для него источникам написал своего "Partonopier", переделку "Partonopeus de Blois" Дениса Пирама; см. о нем H. v. Look, "Der Partonopier K. v. Würzburg und der Partonopeus de Blois" (Страсбург, 1881). Под конец жизни К. занялся стихотворным переложением сказания о троянской войне; этот труд, доросший до 40000 стихов, остался незаконченным. Фоном картин служит здесь не античная жизнь, а средневековая рыцарская, получившая, под маской классической древности, блестящее изображение. Неизвестный продолжатель довел эту поэму до конца, но не в духе К. Вместе с продолжением стихотворение издано Adelb. Keller'ом (Штутгарт, 1858); монография о нем: Clemens Fischer, "Der altfranzosische Roman de Troie des Benoît de Sainte-More, als Vorbild für die mittelhochdeutschen Trojadichtungen des Herbort von Fritslar und Konrad von Würzburg" (Падерборн, 1883). — Современники причисляли К. к лучшим поэтам; еще в середине XIV в. Леопольд Горнбург восхваляет его в своем панегирике двенадцати старинных поэтов; память о нем жила и в традициях мейстерзенгеров. См. Petelenz, "K. v. Würzburg" (Крак., 1881) и статью Pfeiffer'a в "Germania" (XII).Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.