Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - констебль джон
Констебль джон
(Constable) — один из значительнейших пейзажистов Англии, сын довольно богатого мельника (1776-1837). Отец предназначал его сперва к духовному званию, а потом хотел приучить к своему делу, но, после напрасных стараний в этом, позволил ему предаться врожденному влечению и посвятить себя живописи. В 1795 г. К. прибыл в Лондон, но вскоре возвратился домой, чтобы рисовать родные виды. В 1799 г. он вторично отправился в английскую столицу и на этот раз поступил в ученики тамошней акад. худож. Здесь его наставниками сделались ландшафтист Дж. Фарингтон и живописец животных Рич. Рейналь (Reinagle). Около этого времени он написал несколько портретов и две исторические картины, но не замедлил убедиться, что ни те, ни другие не составляют его настоящего призвания, и занялся исключительно пейзажем. Первое произведение его в этом роде, явившееся перед публикой в 1802 г., было неудачно и не удовлетворяло его самого: оно еще сильно отзывалось царившей тогда условностью. В последующих своих работах он освобождался от этой условности все более и более, стал воспроизводить натуру во всей ее неприкрашенной правде, и внес в ландшафтную живопись новый элемент — разнообразие красок, какое представляет нам сама природа, но приведенное к одной гармонической тональности. Успех, достигнутый им в этом отношении, не был, однако, оценен по достоинству его соотечественниками, зато доставил ему громкую известность во Франции: он сделался среди французских художников родоначальником естественности и настроения в пейзаже, вытеснивших из этой отрасли живописи прежнюю пригонку линий, масс и колоритных пятен под требования ложного представления о красоте и поэтичности. Распространителями славы К. были в особенности Делакруа и Добиньи. Первый, под впечатлением картин английского художника, в четыре дня переделал коренным образом пейзажную часть в своей уже готовой "Хиосской резне". Хотя лондонская акад. живописи, в 1819 г., и причислила К. к своему составу, а в 1829 г. избрала его в действительные члены, хотя за картины, выставленные в парижском салоне 1824 г., король Людовик-Филипп наградил его золотой медалью, и весь Париж приходил в восторг от его работ, — англичане только после его смерти признали их высокие достоинства и стали гордиться их автором, как одной из национальных знаменитостей. Главные его произведения — "Нива" (в лондонской национ. галерее; гравир. Лукас), "Ферма в долине" (там же), "Гемпстедский вереск" (в кенсингтонском музее), "Буря в Веймаутском заливе" (в луврской галерее, в Париже; грав. Лукас), "Радуга" (там же), "Проход судна через шлюз" (у У. Форстера, в Лондоне; грав. Лукас), "Вид Темзы" и некот. др. Ср. C.-R. Leslie, "A Memoir of the Life of John Constable" (Лондон 1842).
А. С — в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907