Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - контраст в философии
Контраст в философии
Нет великого Патрокла
Жив презрительный Терсит.
Английская школа психологии, полагающая в основу умственной деятельности ассоциацию идей (см.), одним из ее главных видов признает ассоциацию по К., в силу которой данное представление или идея имеет свойство вызывать в уме прямо противоположную ей идею, подобно тому, как ощущение одного из цветов спектра стремится вызвать ощущение дополнительного цвета. Логически К. или противоположность есть первоначальный вид категории различия, ибо всякое различие, мыслимое в первом своем возникновении, есть прямая противоположность тому, из чего оно возникает — например, двойственность и единство, другое и одно, изменение и пребывание, движение и покой. Психологически К. есть один из многих способов, посредством которых наш ум соединяет представления и идеи, причем применение этого способа преимущественно перед другими зависит от индивидуальных свойств ума, от содержания и направления данного мыслительного процесса и от других конкретных условий. У некоторых людей замечается особенная склонность к К. или антитезе; таковы между знаменитыми писателями блаж. Августин, В. Гюго, Достоевский.
Вл. С.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907