Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - краузе карл христиан фридрих

Краузе карл христиан фридрих

(Krause) — немецкий философ (1781-1832). В Берлине и Геттингене К. читал частным образом лекции по философии, но ему не удалось получить профессуру, ввиду его симпатии к учению франмасонов. В Геттингене против него начато даже было уголовное преследование, как против провозвестника союза человечества. В 1811 г. исключен из числа масонов, за опубликованное о масонстве сочинение.

Масонству К. посвятил "Die drei ältesten Kunsturkunden der Freimaurerbrü derschaft" (Дрезд., 3 изд. 1849), "H öhere Vergeistigung der echt ü berlieferten Grundsymbole der Freimaurerei" (Фрейбург, 1810) и "Urbild d. Menschheit" (Дрезд., 1819). В течение своей жизни К. не раз приходилось бороться с заботами о куске хлеба и со всякого рода нуждою. К. имел в виду согласить субъективную доктрину Фихте с объективным учением Шеллинга, изменив их христианским взглядом на вещи.

Он исходит из сознания, в котором находит непосредственное познание божества. Само по себе (an sich) божество чисто от всякого противоречия, оно чистое тожество. В себе (in sich) оно содержит все противоположения и прежде всего основное — природы и разума. Божество находится вне мира: оно беспредельно, между тем как мир имеет пределы. Оно находится и в мире; иначе божество не было бы все Сущее. К пантеистическим атрибутам божества надо присоединить моральные. Это учение — не деизм и не пантеизм чистый, а панентеизм (все в Боге). Организм, в котором осуществляется божество — мир, представляющий собою не что иное как божество, раскрытое в пространстве и времени. Самая совершенная часть мира — человеческий индивидуум, в котором соединяются природа и разум. Цель индивидуума жить, по возможности, в Боге. Жизнь всей вселенной резюмируется в нем: он, в свою очередь, видоизменяет ее своей свободой. Но индивидуум не может рассматриваться отдельно. Будучи сам в себе целым, он вместе с тем — часть организмов с постепенно увеличивающимся объемом: семьи, рода, народа, расы, человечества. Человечество — это "царство духов", в котором разум распределяется органическим способом. Души, составляющие его вечны; они осуществляют божество через преемство существования. Божество есть целостное благо, которое человек должен осуществлять в своей жизни. Определение этого человеческого блага составляет содержание наиболее важной части системы К. — его "практической философии". Сюда входит теория религии, теория нравственности и теория права. Оригинальна последняя. На право следует смотреть не как на совокупность условий внешней свободы (по учению Канта и Фихте), а как на совокупность целостной свободы; право обнимает все человеческое существо, в его стремлении к божественной жизни. Каждый из организмов, составляющих переход от индивидуума к человечеству, имеет свое право. Эти системы права подчиняются праву человечества, обнимающему их все. Право не имеет смысла иначе как в отношении к прогрессу. Эта цель делает законными некоторые формы права, которые кажутся тираническими, напр. право уголовное: это временное покровительство, опека. Теории нравственности и религии освещены философией истории. К.

понимает ее очень схоже с позитивизмом. Живое существо развивается пo двум законам, восходящему и нисходящему. Каждый из этих двух законов осуществляется в трех последовательных моментах: момент зачаточный, роста и зрелости. В первом возрасте человечества содержатся зачатки нравственности и религии: человек соединен с Богом каким-то смутным инстинктом, магнетическим родством.

Век роста содержит три подразделения: политеизм, с рабством и тиранией, монотеистические и фанатические средние века и, наконец, век освобождения, терпимости и цивилизации. Этот век подготовлен знанием о сущем, провозвестниками которого являются, по К., Кант, Спиноза и он сам. Человечество узнает и старость, дряхлость и смерть. Эта система, представляющая странную смесь знания и фантазии, создала К. несколько учеников, особенно в Германии и Бельгии; главные из них явились издателями его книг. В их числе были Аренс, Тиберген, Линдеман, Леонгарди и другие. Главные сочинения К.: "Grundla g e des Naturrechts oder philosophischer Grundriss des Ideals des Rechts" (Иена, 1803); "Entwurf des Systems der Philosophie" (там же, 1804); "System der Sittenlehre" (Лпц., 1810 и 1887); "Das Urbild der Menschheit" (Дрезд., 1812; Геттинг., 1851); "Abriss d es Systems der Philosophie" (1 отд.: аналитическая философия, Геттинг., 1825); "Abriss des systems der Logik" (Геттинг., 1825 и 1828); "Abriss des Systems der Rechtsphilosophie" (там же, 1828); "Vorlesungen ü ber das System der Philosophie" (там же, 1828; 2 изд. Пpara, 1868-1869); "Vorlesungen ü ber die Grundwahrheiten der Wissenschaft" (там же. 1829; Прага, 1868-69). Много сочин. К. издано после его смерти. О нем см.: Leonhardi, "Die neue Zeit" (Прага, 1869-75); S. Lindemann, "Uebersichtliche Darstellung des Lebens und der Wissenschaftslehre K.'s" (Мюнхен, 1839); Р. Hohlfeld, "Die Krausesche Philosophie" (Иена, 1879); A. Procksch, "Krause, ein Lebensbild" (Лпц., 1880); Br. Martin, "Krauses Leben, Lehre u. Bedeutung" (Ллц., 1881; нов. изд. 1885); A.Cless, "Das Jdea1 der Menschheit nach Krauses Urbild der Menschheit" (Штуттг.,1881); K. Eucken, "Zur Erinnerung an Krause" (Лпц., 1881); Tiberghien, "Exposition du syst è me philos. de К." (Брюсс. 1844).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое краузе карл христиан фридрих
Значение слова краузе карл христиан фридрих
Что означает краузе карл христиан фридрих
Толкование слова краузе карл христиан фридрих
Определение термина краузе карл христиан фридрих
krauze karl hristian fridrih это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины