Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - магницкий михаил леонтьевич

Магницкий михаил леонтьевич

(1778-1855) — один из видных деятелей царствования Александра I. Окончив курс в Моск. унив., он поступил на службу сперва в гвардейский Преображенский полк, затем в министерство иностранных дел; побывал в Вене и Париже. Обладая недурными способностями, вкрадчивым характером и значительным честолюбием, он приобрел доверенность Сперанского и после его возвышения сделался ревностным исполнителем его планов. После падения Сперанского он был сослан в Вологду, где пробыл с 1812 по 1816 г. Успев какими-то путями снискать расположение Аракчеева и кн. А. Н. Голицына, он был назначен сперва вице-губернатором в Воронеж, затем гражданским губернатором в Симбирск, а в 1819 г. членом Главного правления училищ. В правительственных сферах господствовали тогда реакционные течения — и бывший сотрудник Сперанского сделался крайним обскурантом и поборником "акта Священного Союза", на началах которого и построил свою деятельность в деле народного образования. В 1819 г. М. был послан в качестве ревизора в Казань с правами попечителя. В представленном им отчете он обвинял университет в растрате казенных денег и в безбожном направлении преподавания и предлагал торжественно разрушить самое здание университета. Такая мера не встретила, однако, сочувствия в Главном правлении училищ и не была одобрена государем; вместо уничтожения университета предположено было его преобразование, производство которого было поручено самому М., назначенному попечителем Казанского округа. Сущность преобразований М., по его же определению, заключалась в искоренении вольнодумства и основании преподавания всех наук на благочестии. Университет потерял даже тень самостоятельности и был всецело подчинен попечителю, старавшемуся сделать из высшего учебного заведения что-то похожее на монастырь. При самом назначении М. по его представлению были уволены 11 профессоров; затем последовали новые увольнения лиц, не подходивших в чем-либо к пропагандируемому М. направлению. Преподавание римского права в университете было заменено правом византийским, и в качестве источника последнего М. указывалась Кормчая книга. В 1823 г. была устроена особая "кафедра конституций", английской, французской и польской, "с обличительной целью". Профессора всех факультетов и кафедр, не исключая и медицинских, были обязаны проповедовать преимущество св. Писания над наукой. В том же 1823 г. М. выступил в главном правлении училищ с доносом против моск. проф. Давыдова, обвиняемого им в "следовании безбожному учению Шеллинга", и предлагал совершенно уничтожить преподавание философских наук в университетах. Самая жизнь студентов была подчинена в Казани строжайшим правилам монастырской дисциплины и наполнена упражнениями в благочестии. При таком порядке внутри университета водворились доносы и интриги, а местное общество начало брезгливо сторониться от него. Назначенная в 1826 г. ревизия ген.-м. Желтухина вскрыла перед правительством результаты системы М. в виде полного падения университета; обнаружилась и громадная растрата казенных денег. 6 мая 1826 г. М. был отставлен от должности попечителя; для покрытия растраты был наложен секвестр на его имения. Остаток жизни он провел вдали от госуд. дел. См. Феоктистов, "М. Л. Магницкий" (СПб., 1865); Попов, "Общ. любителей отеч. словесности и период. литературы в Казани 1805-34 гг." ("Русский вестник", 1859); Сухомлинова, "Исследования и статьи по русской литературе и просвещению" (т. I, СПб., 1889). Подробное указание литературы у Иконникова, "Опыт русской историографии" (т. I, кн. 2, стр. 934-5).

В. М-н.

Литературная деятельность М. началась напечатанием "Печальной песни на кончину Имп. моск. унив. куратора П. И. Мелиссино" (М., 1795). В "Приятном и полезном препровождении времени" он поместил ряд стихотворений сентиментального содержания: "Дитяти", "Храм любви", "Песня моей Катенки: Тише, громкой соловей" и т. д. Несколько его стихотворений появилось и в "Аонидах" Карамзина. Своеобразное литературное дарование он проявил значительно позднее, в разных "мнениях", записках и донесениях, писанных крайне витиевато, но полных остроумной казуистики. В"Мнении об естественном праве" и "Доношении министру духовных дел и народного просв." ("Рус. архив", 1864, I) он доказывает, что естественное право — изобретение новейшего неверия с Кантом и Стефенсом во главе и что взгляды Куницына нашли себе отклик в революциях Сардинии, Испании и Неаполя. "Сон в Грузине" ("Русский архив", 1863, I, писан в 1825 г.) — сплошная лесть Аракчееву. Любопытны еще донос на Кеппена по поводу издания им "Библиогр. листов" ("Чтения в Моск. общ. ист. и древн.", 1864, II), "Две речи попечителя Казанского учебного округа" (Казань, 1827-28) и проникнутая пиетизмом "Инструкция для осмотра училищ Казанского округа" ("Рус. архив", 1867). После своего падения М. издал под псевдонимом К-ц-н-г-м "Историч. альманах" (М., 1832), а затем, поселясь в Ревеле, руководил ежемесячным журналом "Радуга", издателем которого был учитель ревельской гимназии Бюргер. Журнал этот, выходивший в 1832-33 г., был прототипом "Маяка", "Домашней беседы" и т. п. изданий. В "Радуге" преобладало глумление над западным просвещением и зап. философией в особенности, что не помешало тогдашнему министру народн. просв. кн. Ливену установить обязательную подписку на журнал в подведомственных ему учебных заведениях. Из числа статей, безусловно принадлежащих самому М., интересны: "Отломки от философского мозаика, степного отшельника, М. Простодумова, помещика с. Спасского, Саратовской губ.". Автор доказывает, что "одна религия есть предмет, предохраняющий науки от гниения". Философия, "холодно-богохульная в Англии, затейливо-ругательная во Франции, грубо-чувственная в Испании, теософо-иллюминатская в Германии", всегда только "облекала ереси в новые формы". "Голос над гробом Гегеля" оканчивается словами: "Да отпущено будет Гегелю в мире вечном земное мудрствование его, и да доступна будет философу жизнь, которой он не чаял! но да изгладятся со смертью его и следы философии его на земле"! В направленной против Карамзина статье "Судьба России" есть кое-что общее с позднейшим славянофильством. Полемизируя с историком, скорбевшим о периоде владычества татар как остановившем развитие России, М. говорит: "Философия о Христе не тоскует о том, что был татарский период, удаливший Россию от Европы, она радуется тому, ибо видит, что угнетатели ее, татары, были спасателями ее от Европы" (курсив подлинника). "Угнетение татар и удаление от Зап. Европы были, может быть, величайшим благодеянием для России, ибо сохранили в ней чистоту веры Христовой"... "Чтобы превзойти Европу Россия, вместо сближения с Европой, удалялась от нее"... Переходя к реформам Петра, М. заявляет, что "сближение с Европою нужно было совсем не для нее (России), как обыкновенно думают, а для самой Европы", которую Россия должна была обновить и очистить. По прекращении "Радуги", живя в Одессе, М., по свидетельству П. О. Морозова, сотрудничал в "Одесском вестнике" и "Одесском альманахе". После его смерти напечатан "Взгляд на мироздание" ("Москвитянин", 1843, XI). Отдельно вышло еще "Краткое руководство к деловой и государственной словесности для чиновников, поступающих на службу" (М., 1835). — Сестры М., Александра и Настасья Леонтьевны, помещали переводы и стихотворения в "Приятном и полезном препровождении времени" и в "Аонидах". Ср. А. А. Чумиков, "М. Л. М." ("Рус. старина", 1875, XIV); Ф. Фортунатов, "Памятные записки вологжанина" ("Рус. архив", 1867, № 12); П. Морозов, "Мое знакомство с М." (М., 1877).

В. К.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое магницкий михаил леонтьевич
Значение слова магницкий михаил леонтьевич
Что означает магницкий михаил леонтьевич
Толкование слова магницкий михаил леонтьевич
Определение термина магницкий михаил леонтьевич
magnickiy mihail leontevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины