Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - мохевцы
Мохевцы
небольшая народность грузинского племени, обитающая на границе Чечни и Мтиулетии, недалеко от станции Казбек, на Военно-Грузинской дороге. М. говорят на грузинском языке. Главное занятие их — скотоводство. Они живут общинами; прежде сельская сходка была у них безапелляционным учреждением; она решала даже вопрос о разводе, в случае насильственной выдачи девушки замуж. Община отыскивала и наказывала преступника, причем высшим наказанием было изгнание; изгнанный оставался навсегда отверженным и считался даже нечистым существом. Переселение в другую деревню допускалось не иначе как с разрешения общины, членом которой переселяющийся состоял; половину своего стада он оставлял в пользу бедных жителей своей деревни. Продавать овец или вообще что-либо из имущества М. мог лишь с согласия деревни, но теперь для этого достаточно разрешения родственников. Религия М., хотя они и считаются православными, содержит в себе много остатков язычества. Призывая в клятве имя св. Георгия, патрона всех кавказских горцев, они обращаются в то же время к блестящим лучам Солнца. Наряду с христианскими священниками пользуются большим авторитетом хевис-бери и деканози — древние языческие жрецы, избираемые из стариков безукоризненной нравственности и отправляющие все религиозные требы: крещение, причащение, венчание, погребение. В честь святых М. воздвигают иногда, вместо храмов, большие камни, с крестом на остроконечной верхушке; у подножия этого камня кладутся приношения богомольцев — кресты, кольца, серебряные чаши. В день храмового праздника устраивается братский пир за общим столом. Здесь решаются важнейшие дела; деканози произносит проклятие над скрывающимся преступником, и нередко под влиянием этой клятвы преступник сознается всенародно в своем преступлении; немедленно наряжается суд, и виновный навсегда изгоняется из общины. У М., в противоположность их соседям хевсурам, женщина занимает высокое положение в обществе. Ее честь — неприкосновенная святыня. Ее любовь дает главный материал песням М. Рядом с женщиной М. воспевают отважные подвиги, благородное гостеприимство, защиту слабых и оскорбленных. Есть и песни социального характера: богатому советуется добровольно разделить свое состояние с бедными, под угрозой отнятия его силой.
Ср. А. Хаханов, "О М." ("Сборник материалов по этнографии", изд. при Дашковском этнографическом музее", вып. III, Москва, 1888).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907