Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - моралитэ
Моралитэ
(фр. Moralité) — особый вид драматического представления в Средние века и в эпоху Возрождения, в котором действующими лицами являются не люди, а отвлеченные понятия. Уже между древнейшими мистериями (см.) почти всех стран Европы встречается представление притчи о женихе и 10 девах — М. в зародыше. В латинской мистерии об антихристе и Римской империи ("Ludus paschalis de adventu et interitu Antichristi"), появление которой относится к царствованию Фридриха Барбароссы, между действующими лицами встречаются Церковь, Синагога, Лицемерие, Ересь и пр. Наклонность выводить на сцену такие лица особенно усиливается к концу XIII в., когда все выдающиеся произведения светской поэзии принимают дидактико-аллегорический характер (см. Роман Розы). Тогда в сводные мистерии, в особенности ветхозаветные, входят целые ряды сцен в роде "Procès de Paradis ", т. е. судбища между Милосердием и Миром, с одной стороны, Справедливостью и Правосудием, с другой — за род человеческий. Тогда же (в XIV—XV вв.) М. выделяются в особый вид драматич. представлений, цель которых — первоначально нравоучительная: отвлекать человечество от пороков к добродетели; а так как лучшее средство сделать порок ненавистным есть его осмеяние, то нравоучение М. легко переходит в сатиру. Во Франции (специально в Париже) этот вид представлений, по-видимому, пропагандировало братство базошей (см.). Одним из старейших (около 1440 г.) М. считается "la Farce de la Pippée" (pippée — ловля птиц на приманку), осмеивающее модников. Из наиболее серьезных М. известно явившееся около 1475 г. "Moralité du bien advisé et du mal advisé" (около 8000 стихов), развивающее мысль о двух путях — добродетели и порока; в заключение bien advisé попадает в царство небесное, а его соперник — в ад. К концу XV в. относится М. "Les enfants de Maintenant ou l'éducation" (ок. 2000 стих.), бичующее страсть горожан воспитывать сыновей выше уровня своего сословия. В начале XVI в. подновляется старое М. с латинским заглавием "Mundus, Caro, Daemonia" ("Мир, Плоть, Демоны"), изображающее победоносную борьбу христианского рыцаря с приманками мира. В 1507 г. врач Nicolas de la Chesnay опубликовал "Диететику", в которую вставлено "Осуждение пирушки" ("Condamnation du Banquet") — живо написанное М. на тему о вреде неумеренности в пище и питье ("злодеями" пьесы являются Колики, Апоплексия и пр.). Еще популярней и влиятельней этот род представлений был в Англии, где М. вскоре перерождаются в комедию нравов. От начала XV в. мы имеем: "The Castle of Perseverance" ("Замок Постоянства" — в нем заключился род человеческий, осаждаемый 7-ю смертными грехами под предводительством Мира, Плоти и Дьявола), "Mind, Will and Unterstanding" ("Характер, Воля и Разум") и "Mankind" ("Человеческий род"). От времени Генриха VII дошел целый ряд М., таких же серьезных и назидательных: к той же эпохе относится и "Чародей" ("Nigromansir") Скельтона, где, кроме аллегорических фигур, действуют и "типы" — Вызыватель духов и Нотариус. От первых лет Генриха VIII мы имеем весьма популярное М. "Гик Скорнер" неизвестного автора, где нравоописательный и сатирический элементы еще сильнее. Так как М. по природе своей — вид поэзии весьма подвижной и свободной, то именно через их посредство театр принимает участие в религиозной борьбе того времени: мы имем рядом М. "Every Man" ("Всякий человек"), которое посредством талантливой драматизации известной притчи об испытании друзей проводит католическую идею оправдания посредством добрых дел, и "Lusty Juventus" ("Веселая юность"), защищающее протестантское учение об оправдании верой и изображающее победу Новой Веры (New Custom) над Превратным Учением (Perverse Doctrine), скрывающим от народа Евангелие. Протестантскую тенденцию еще с большей энергией проводит М. Натаниэля Вудса "Борьба с совестью" ("The Conflict of Conscience"). Некоторые М. той же эпохи проводят идею о необходимости гуманистической науки; были М. и с чисто политической тенденцией. Чем дальше, тем все большее значение получали в моралитэ живые лица, превращающие аллегорию в настоящую национальную драму. Из постоянных "типов" М. доживает до шекспировской эпохи Порок (Vice), одетый в шутовской костюм, постоянно сопровождающий дьявола, чтобы дурачить его, и в конце концов попадающий в преисподнюю. В позднейшее время пережитком М. являются фамилии действующих лиц комедии, указывающие на их свойства (Простаков, Скотинин, Ханжихина и пр.). Литература о М. та же, что о мистериях. Кроме того, см. Leroux de Lincy et Fr. Michel, "Recueil de Farces, Moralités et Sermons joyeux" (Пар., 1837); P. L(acroix) Jacob, "Recueil de Farces, Sotties et M. du XV s." (П., 2 изд., 1876); E. Mabille, "Choix de Farces, Sotties et Moralités des XV et XVI s." (Ницца, 1873); Dodsley, "Collection of old English Plays" (новое изд., Лонд., 1874). См. статью об англ. драме Н. И. Стороженка в III т. "Всеобщей истории литературы" Корша и Кирпичникова.
А. Кирпичников.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907