Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - народная музыка
Народная музыка
Так называется музыка, свойственная тому или другому народу и свободная от примеси чуждых ему элементов. Она выражает дух народа и служит отголоском его внутреннего мира. В Н. музыке отражаются радости и горести, пережитые народом на пути своего культурного развития, окружающая природа влияет на Н. музыку, особенно на рисунок мелодии. У горных жителей большую роль, например, играет эхо; в русской протяжной песне слышится ширь и гладь наших полей и степей и раздолье могучих рек. Хотя в Н. музыке нередко заметно подражание природе, но главным образом она является выражением чувств народа. Н. музыка бывает вокальная — песня — и инструментальная — танцы; одна инструментальная музыка существует лишь у немногих народов (например, в Гватемале). О первобытной вокальной Н. музыке можно судить по пению современных нам дикарей; на инструментальную указывают инструменты, найденные при раскопках и принадлежащие доисторическим временам (например, костяные флейты, найденные в Южной Америке и хранящиеся в копенгагенском этнографическом музее). Сохранились инструменты, принадлежащие каменному веку. В дольмене близ Пуатье найдена флейта из оленьих рогов с тремя дырочками. У современных диких народов также есть музыкальные инструменты. Н. музыка первобытных людей состояла из весьма малого количества звуков; у современных нам дикарей — караибов, эскимосов, папуасов — их от 3 до 5. Мелодия, основанная на гамме из пяти звуков, встречается не только у дикарей, но и у китайцев, индийцев, а также в шотландских, ирландских и древнейших русских песнях. Это — мажорная гамма, в которой выпущены третья и седьмая ступени. В музыке некоторых дикарей попадаются, однако, и полутоны и встречаются мелодии, построенные на хроматической гамме (например, у дикарей Маркизских островов). Многие песни дикарей имеют определенный ритм, а некоторые — даже ритмическое разнообразие. В индейской песне замечается иногда стремление к разделению голосов, из которых верхний исполняет мелодию, а нижний повторяет одну и ту же ноту. В первобытной музыке иногда обнаруживаются зародыши полифонии; например, у жителей Донголы есть лира (кассара), на которой исполняется двухголосный аккомпанемент к самостоятельной мелодии. Здесь есть уже и зародыш гармонии. Это тем более замечательно, что у многих народов, достигших значительной степени культурного развития, музыка — одноголосная (например, у народов, создавших культуру древнего Востока). Отличительная черта первобытной музыки заключается в многократном повторении весьма короткой и простой музыкальной фразы. Не говоря уже о дикарях, даже китайцы придерживаются того же приема.
У многих народов Востока (например, у китайцев) музыка остановилась на степени развития, достигнутой в древности. Н. музыка имела большое значение у индусов, египтян, евреев, греков, римлян, персов (см.). Музыка арабов сперва находилась под влиянием египетской. Арабы и теперь, подобно древним египтянам, сопровождают работы музыкой, с целью регулировать движения рабочих. При Магомете она получила преобладающий воинственный характер. Затем она подпала под влияние персидской музыки. Арабы приписывают музыке сильное нравственное влияние. По выражению арабов, музыка нежна как молоко, пламенна как вино; она приручает диких зверей и очаровывает человеческое сердце. Гамма арабской музыки — ре-мажор, только не с до-диез, а с простым до. Октава арабской музыки делится на 17 частей. Объем ее — 40 звуков; они обозначаются цифрами или буквами. Музыка — одноголосная, если не считать иногда выдерживаемый тон в виде органного пункта на инструменте во время исполнения мелодии. Арабские мелодии разукрашены массой фиоритур. Турецкая музыка очень схожа с арабской, но отличительную черту первой составляет частое применение чрезмерной секунды и чрезмерной кварты. Форма арабской песни в большинстве случаев довольно симметричная и напоминает коленный склад. Многие инструменты арабов перешли в Европу; лютня, например, была перенесена в Европу во время крестовых походов, канун (щелеобразный инструмент, перешедший в Европу в Средние века) повлиял на происхождение фортепьяно. На кануне навязаны 75 кишечных струн, из которых каждые три настроены в унисон.
Н. музыка европейцев, к которой можно причислить и музыку первых христиан, находилась сперва под некоторым влиянием греческих ладов; затем в основу её легли наши современные гаммы, мажорная и минорная. Исключением являются музыка шотландцев и ирландцев и древние русские песни, основанные на гамме в пять тонов, о которой говорилось выше. Гнет турецкого владычества отразился на музыке болгар, сербов, герцеговинцев и черногорцев; но рядом с грустными песнями у них есть и героические. Самый распространенный инструмент у этих народностей — гусли. Наиболее музыкальной нацией является чешская. Некоторые её песни носят характер глубокой древности. Они исполняются под звуки волынки (дуда), скрипки и цимбал, Григорианское пение оказало влияние на чешскую Н. музыку, особенно в гимнах св. Войтеха и св. Вацлава. Гуситское движение отразилось в гимнах, частью приписываемых самому Гусу, и в воинственных песнях стана Жижки. Иноземное влияние, сперва французское, а затем итальянское, сказалось на Н. музыке, которая под этим гнетом стала терять свою физиономию. В конце XVIII в. музыка была введена в школы Чехии как обязательный предмет, что содействовало подъему Н. музыки. Н. песня стала появляться в операх, например Брикси (1732—1771). После наполеоновских войн заметно усиливается интерес к Н. песне, их собирают и применяют в художественной обработке (сборник чешских песен Эрбена в гармонизации Мартиновского, романсы в Н. духе Вейта, хоры Гржиковского, Вашака, оперы Шкраупа и Сметаны). Польская Н. музыка более замечательна и характерна в танцах, чем в песнях: мазурки, полонезы, краковяки отличаются своеобразным ритмом. Польские Н. инструменты — варганы, замры или зурны (род гобоя), кобзы или рыли, скрипки, литавры. Н. музыкальный элемент появляется в операх Стефани (XVIII в.). Более художественную обработку польская Н. музыка получила в операх Монюшко, которые скорее можно назвать национальными.
Н. творчество в России, как в песне, так и в танцах, проявилось с большой силой и разнообразием. Любовь русского народа к музыке сказалась еще в глубокой древности. Свое творчество русский народ внес в песни духовные и светские. В христианской России обученные певчие обогащали духовную музыку новыми произведениями. По месту изобретения церковных мелодий, роспевы получили названия киевского и симоновского (см. Церковная музыка). Русская Н. музыка представляет громадный материал для собирателей и исследователей. Инструментальная музыка вращается в области плясовой, а также и песни. Число инструментов весьма значительно. Самые старинные: гусли, свирели, волынка, гудок, дудка, затем домра, из которой развилась балалайка, бандура, сурна, жалейка, состоящая из двух трубочек, сопели, сурьмы, накры, рога, барабаны, бубны. К струнным относятся гусли, гудок, домра, рыли или лиры, бандура или кобза; к духовым — волынка, дудка, сурна, жалейка, свирель, рога; к ударным — барабаны, бубны, литавры, накры. В иностранных свидетельствах попадаются указания (например, у Рейтенфельса, 1680 г.), что русские исполняют в весьма приятном согласии музыку на трубах, бубнах, сурнах, сопелях и волынках. Главными представителями русской народной музыки были скоморохи (см.), пользовавшиеся большой любовью народа. Большинство русских народных инструментов затерялось, а некоторые из оставшихся теперь малоизвестны. Сохранились гудок (хор владимирских рожечников еще недавно концертировал по России) и балалайка, усовершенствованная В. Андреевым, который вновь вызвал к жизни также домру и старинные гусли.
Для исследования русских старинных народных инструментов много сделано А. С. Фаминцыным ("Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа", СПб., 1891; "Гусли, русский Н. музыкальный инструмент", СПб., 1890). См. еще М. О. Петухов, "Н. музыкальные инструменты музея спб. консерватории" (1884) и "Опыт систематического каталога инструментального музея спб. консерватории" (1893); Guthrie, "Dissertation sur les antiquités de la Russie" (1795).
Форма русской Н. музыки периодическая, не вполне симметричная, в особенности в песне. По мнению Сокальского ("Русская Н. песня", Харьков, 1888) строй русской Н. музыки естественный, пифагорейский. По мнению Мельгунова, русская Н. музыка имеет в своей основе так называемые натуральные гаммы, мажорную и минорную ("Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные", Москва, 1879). Фаминцын находит в русской Н. музыке преобладание пятитонной мажорной гаммы ("Древняя индокитайская гамма и ее проявление в русских Н. напевах", СПб., 1889). См. еще Песня, Танцы и в статьях о разных народах — отделы, касающиеся их музыки.
Н. Соловьев.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907