Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - огневое хозяйство
Огневое хозяйство
Так называют культуру, в которой прибегают к содействию огня. Эта культура применяется преимущественно при разделке лесных угодий, затем болотных пространств и лугов. Выжиг леса называется лядом или подсекой, кустарника — сыросеком, дерна — кубышем; общее же название таких культур — огнища или палы (см.). Лес, если имеется в виду приготовить из-под него лядо; рубится весной, когда он совершенно оденется листом. Тогда деревья иногда успевают к августу подсохнуть до того, что легко сгорают. Лучшие деревья, годные на строительный материал, а равно и на разные поделки, отбираются; сжигаются только мелкие. По пожогу, почти без всякой подготовки земли, лядо засевается озимой рожью; если же срубленный лес не успел за лето просохнуть, то лядо оставляется на следующую весну и идет под какое-либо яровое растение (ячмень, пшеница и т. п.). В иных местах без всякой подготовки и заделки сеют по гари, а в других обрабатывают лядо мотыгами (копылами). При употреблении мотыги считают, что на десятину нужно 20-25 женских рабочих дней; затем выжженное пространство заскораживается особой бороной, состоящей из тонких высоких еловых сучьев — так называемым смыком. Лядо обыкновенно бывает свободно от всякой сорной травы, но возле пней появляются побеги осины и ольхи, которые стараются уничтожить. На другой год лядо, хотя и с трудом, вспахивается сохой без палицы, на что требуется очень опытный рабочий. Под третий хлеб лядо вспахивается с осени, весною пни окапываются копылами, семена покрываются сохой. Сеют хлеб по лядам подряд лет 5-6, пока земля родит без навоза, а затем лядо или запускают под древесную поросль, или превращают в пахоту с удобрением навозом. Растения, высеваемые на лядах, различны; там, где лето слишком короткое, например в самых северных губерниях, довольствуются ячменем или репой; несколько южнее сеют на пожогах рожь, лен, а еще южнее, в губерниях Псковской, Смоленской, Витебской и др. — даже яровую пшеницу. В некоторых местах, например в Вологодской губернии, заканчивают лядо посевом тимофеевки, что у нас, на дальнем севере, очевидно зародилось, совершенно самостоятельно (см. Кормовые травы). Урожаи на лядах бывают, особенно в первые годы, очень прибыльны — от 7 до 15 зерен, иногда до 25-30. Хлеба, снимаемые с ляд, полновесны и чисты от всякого сора, почему такой хлеб рекомендуется как посевной. Лядинное или подсечное хозяйство ведется почти исключительно крестьянами, требует очень много рабочих рук, почему предпринимается только многосемейными домами или целыми деревнями; тем не менее крестьяне охотно берутся за такую работу, а при обилии лесных пустошей О. хозяйство может дать очень денежные статьи; при правильном ведении такой культуры получается хотя и истощенное, но скоро поправимое земельное угодье, годное или для пашни, или для лугов. Форма земледелия, известная под названием сыросека, состоит в разработке также с помощью огня, запальных земель, покрытых не лесом, а мелким кустарником. Таковы так называемые наши облога, которые, если не выбиваются сильно скотом, скоро зарастают лесной порослью, под которой в 10-15 лет земля поправляется и снова становится годной для распашки. На сыросеках лесная поросль вырубается и в то же лето сжигается. Сыросеки уступают лядам, но 2-3 года дают порядочные урожаи и при некоторых разумных приемах легко могут быть обращены в хорошие луга. Всего чаще на сыросеках делаются так называемые резы, по которым сеется лен, почему их называют иногда льнищами. В кубышах пожог направляется главным образом на верхний слой почвы, на дернину; выжигание дернины допускается на местах, поросших мелколесьем, мхом, сорными травами, на старых выгонах, вообще, на почвах сильно задернелых и уплотненных. С этой целью сначала заготовляют хворост, идет в дело старая солома, бурьян и т. п. Из поднятого дерна и хвороста делают кучи, таким образом, чтобы последний весь закрывался дерном, исключая подветренную сторону, откуда надобно бывает зажечь кучу. Когда весь хворост истлеет и остынет, тогда дерн, золу, разбрасывают возможно ровнее по разделанной пожне и засевают под борону обыкновенно рожью, которая в первый год дает от 10 до 20 зерен, а во второй довольствуются и 4 зернами; в третьем же году на кубышах и овес родится много сам-друг. Выжигание дернины (Kütterbrennen) в прежнее время было в большом употреблении в Финляндии, в Прибалтийском крае и в Петербургской губернии. Ученые агрономы Финляндии всегда были против такой культуры, так как там обширные площади превратились в совершенно бесплодные "овсяные пашни", получившие такое название вследствие бессменного засевания выжженных задернелых мест овсом. К помощи огня прибегают также при разделке в луга или поля болот как моховых, так и травянистых, но преимущественно первых; болота предварительно должны быть обсушены. Так как моховые болота очень глубоки, то обжигание их повторяется не один раз и это не считается особенно вредным, так как полученная таким путем зола увеличивает количество неорганических веществ, которыми мох (Sphagnum) очень беден. Но часто повторяемое выжигание может быть вредно даже и на моховых болотах. Что же касается луговых болот, то здесь имеется в виду истребление крупных сорных трав, для чего довольствуются самым поверхностным обжигом. Наконец, огнем пользуются при выжигании растительности на черноземе, что не раз сопровождалось страшными степными пожарами. Целью, ради которой предпринимается выжигание степей, считают уничтожение бурьянов. На вред таких пожогов несколько раз обращало внимание общество сельского хозяйства южной России, а также департамент земледелия. Тем не менее выжигание степей ("палы"), хотя в настоящее время значительно ослабло, так как степи большей частью распаханы, все-таки до сих пор встречается. Так, например, в Таврической губернии в больших овцеводческих имениях выжигают степи с целью истребления "калдана", особого вида ковыля (Stipa capillata), колючие плоды которого вонзаются в тело овец настолько глубоко, что причиняют нередко им смерть.
Огневая культура принадлежит к числу самых древних и существовала всюду и везде, где народу приходилось занимать земли, обильные лесами, путем колонизации. Для обращения таких земель в пашни, хлебные деревни, пашенные сельца, слободы "починки", "сиденья" нужно было ронить и чистить лес прежде, чем внести в них соху и косу, что всего легче делать при помощи огня. А так как на долю наших предков досталась земля древлянская, т. е. по преимуществу лесная, то огневая культура в свое время была господствующей формой земледелия в древней России, что доказывается свидетельствами иноземных путешественников по России (Олеарий, Герберштейн и др.), а равно и нашими актами XV и XVI столетий, в которых постоянно говорится о подсечном, т. е. О. хозяйстве. Но еще и в настоящее время наши северные и приозерные, богатые лесами губернии в большинстве держатся огневой системы. В 1790 г. императрица Екатерины дала Вольному экономическому обществу повеление "о начертании мнения, объясняющего пользу и вред суков и кубышей, которые при жжении от неосторожных земледельцев частые причиняют пожары и таким пагубным истреблением невозвратный ущерб народу приносят". Есть полное основание полагать, что все наши так называемые пустошные земли, заросшие мелколесьем, перебывали под огнем. Во внутренних центральных губерниях, например Псковской, Витебской, Смоленской и др., также лядинное хозяйство доставляет землевладельцам при правильном пользовании землей хорошие доходы. Известный Энгельгардт основывал всю систему своего хозяйства на разработке мелколесья и обращения последнего, с помощью некоторых приемов, в которых немалую роль играла О. культура, в пашню, а лет 20 тому назад в Витебской губернии один хозяин все благосостояние своего имения основал именно на О. культуре. Однако эта культура должна быть рассматриваема как неизбежное зло и может быть терпима только в исключительных случаях, как, например, при разделке лесных пространств, там, где лес по отсутствии сбыта не имеет никакой ценности, затем при разработке болот, при сжигании морских выбросов, торфяников и т. п. Бывают однако случаи, когда О. хозяйство может приносить пользу и в странах весьма культурных, какова, например, Англия. Мы разумеем обжигание тяжелых глинистых почв, практикуемое на английских и преимущественно на шотландских фермах. Такая форма О. хозяйства имеет свое начало с незапамятных времен. Оно было употребительно еще во времена римлян, и в Англии применяется довольно давно (первый предложил ее в 1828 г. Битсон), почему долгое время считалось формой рутинной. Королевское общество сельского хозяйства поручило химику Фелькеру подвергнуть вопрос об обжиге глины подробному исследованию. Приемы, употребляемые при обжигании таких почв, очень просты, но обходятся сравнительно дорого. В общем они сходны с выжиганием у нас дернины (см. выше), т. е. верхний слой земли подпахивается или же штыкуется (вскапывается заступом). В первом случае пласты, а во втором взрытые комья или глыбы складываются в кучи, внутрь которых закладывается горючий материал. Прежде для обжига глины строились особые печи, остаток которых еще не так давно можно было видеть на английских и шотландских фермах. Профессор Фелькер в обжигании глинистых почв различает двоякое действие огня на глину — механическое и химическое. Первое состоит в изменении ее физических свойств и главным образом — вязкости. Глинистые почвы считаются наиболее тяжелыми, вследствие затруднительности их обработки. Во влажном состоянии они очень вязки, а в сухом — очень тверды; вследствие обжига глина делается более скважистой и легче размельчается, что очень облегчает обработку глинистых почв, а равно и доступ внутрь их воздуха и более равномерное размещение влаги. Если верить Струкману (Германия), обожженные глинистые участки становятся рассыпчатыми и не теряют своей рассыпчатости и в последующие годы. Что же касается химического обжига глинистых почв, то оно, по Фелькеру, состоит в выделении из глины полезных для растений минеральных веществ и главным образом щелочей, а равно и фосфатов, особенно, если глинистые почвы не лишены органических веществ, а щелочи и фосфорная кислота особенно важны для растений корнеплодных, каковы, например турнепсы, культура которых так распространена в Англии. При слабом обжигании, количество щелочей увеличивается, при сильном — уменьшается, вследствие образования нерастворимых силикатов. Выжженные почвы, как показали опыты Струкмана, два-три года дают хороший урожай без всякого удобрения, а доступность обработки, вследствие приобретаемой ими от обжига рыхлости, как бы за ними закрепляется. У нас на обжигание глинистых почв недавно обратил внимание профессор киевского университета С. М. Богданов. В ряде статей, помещенных им в журнале "Хозяин" в текущем году, под заглавием "Попытки поднять плодородие почвы за счет ее богатства", он затронул вопрос о полезности обжигания. "Считаю не лишним указать — говорит Богданов — на вероятную пригодность приема обжигания почв и у нас, ввиду благоприятного его действия на физические и химические свойства почв мало культурных. Но, несомненно, еще большего внимания заслуживает более простой, доступный и менее рискованный прием выжигания жнивья, если замеченное у нас благоприятное влияние его на плодородие почвы удастся подтвердить в условиях обыкновенного полевого хозяйства на разнообразных почвах". К такому заключению г. Богданов пришел, с одной стороны, вследствие чрезвычайно благоприятного результата, от усиленного действия на почву вообще тепла, которое он развивал в почвенных образцах, стерилизуя их в атмосфере водяного пара при температуре около 125° Ц. в течение 2-х часов, а с другой, и от непосредственного обжига поверхности почвы, но в очень малом размере (2 кило). Опыт производился не с чистой глиной, а с черноземной почвой. Исследователь предполагает продолжать свои опыты над обжиганием почв, но в настоящее время он констатирует только факт, что в почве, после обжигания ее овсяной соломой, смоченной керосином, содержание усвояемой фосфорной кислоты увеличилось почти в 6 раз, что, впрочем, он приписывает нахождению в его почве значительного количества органических веществ, богатых фосфорной кислотой и выделивших ее после обжига. Во всяком случае, обжигание глинистых почв заслуживает внимания и стоит того, чтобы были произведены над этим приёмом более точные опыты и у нас, так как О. хозяйство существует у нас во всех возможных его видах.
А. Советов.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907