Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - присяга клятва
Присяга клятва
По действующим у нас законам П. дается в следующих случаях: 1) на верность подданства воцарившемуся императору и законному его нacледнику (Св. Зак., т. I, ст. 33); к П. этого рода приводятся все вообще подданные мужского пола, достигшие 12-летнего возраста, всякого чина и звания, не исключая и крестьян; каждый приводится к П. по распоряжению своего начальства, в церкви. Иноверцы, где нет церкви их исповедания, приводятся к верноподданнической П. в присутственном месте (прим. 1 к ст. 34, т. I, Св. Зак., разд. 1). Умеющие писать подписывают присяжный лист; обыкновенно этот лист подписывается и священником, приводившим к П. Иностранцы, желающие вступить в русское подданство, приводятся к П. (т. IX, ст. 1540); по распоряжению губернаторов и губернских правлений (т. IX, ст. 1541 и т. II, Общ. Учрежд. Губ., ст. 406 и 746, п. 10). Члены Императорского Дома обоего пола по достижении совершеннолетия приносят по высочайше установленным церемониалам торжественную П. как в верности царствующему государю, так равно в соблюдении права наследства и установленного фамильного распорядка; П. эта утверждается подпиской; лица мужского пола вместе с П. приносят П. на верность службы. 2) На верность службы при первоначальном определении чиновников на службу, а равно и при вступлении на службу после отставки, при производстве в чины и при назначении на другие должности П. не повторяется. Приводятся к П. избранные на должности сословных старшин купеческой, мещанской, ремесленной управы и др., а также гласные земских собраний и городских дум перед началом первой после выбора их сессии. Крестьяне, избранные на сельские и волостные должности и утвержденные в них, также приводятся к П. (т. IX, Зак. о сост., ст. 812 и пр.) в приходских церквах в праздничный или воскресный день. Наконец, приводятся к П. лица, избранные на должности церковных старост и утвержденные в них; при избрании же церковных старост на второе и далее трехлетие П. не повторяется. Из общего правила о П. сделано исключение только для тех должностей и званий, служебных и неслужебных, для которых законом положительно установлены особые клятвенные обещания, например для членов Св. Синода и Государственного совета, для чиновников государственной канцелярии и т. п. (Св. Зак. изд. 1876 г., т. III, кн. 1, ст. 185—191). При вступлении в отправление некоторых должностей по судебному ведомству требуется принесение особой П. Лица, назначенные в первый раз на должность судьи, вступающие в число присяжных поверенных и присяжных стряпчих, назначенные на должности нотариуса, судебного пристава, присяжного переводчика и присяжного фотографа, приводятся к П. каждый по обряду своего вероисповедания, в публичном заседании всех департаментов или отделений того судебного учреждения, при котором они будут служить, причем, кроме обещания хранить верность государю императору и исполнять законы империи, судьи дают обещание творить суд по чистой совести без всякого в чью-либо пользу лицеприятия, присяжные поверенные — не писать и не говорить на суде ничего, клонящегося к ослаблению церкви, государства, общества, семьи и доброй нравственности, не нарушать уважения к судам и властям и охранять интересы своих клиентов, а остальные лица — исполнять добросовестно все обязанности принимаемой должности, не превышать своей власти и ограждать вверяемые им интересы, как свои собственные. Присяжные заседатели, призываемые к рассмотрению уголовных дел, дают клятвенное обещание приложить всю силу разумения к тщательному рассмотрению как обстоятельств, уличающих подсудимого, так и обстоятельств, его оправдывающих, и подать решительный голос согласно с тем, что увидят и услышат на суде, по сущей правде и убеждению совести, не оправдывая виновного и не осуждая невинного. Присяжные заседатели приводятся к П. каждый по обряду своего вероисповедания, духовными лицами их веры; в случае отсутствия духовного лица того иноверного исповедания, к которому принадлежит кто-либо из присяжных, он приводится к П. председателем суда; от лиц, принадлежащих к вероучениям, не приемлющим П., отбирается только соответствующее П. торжественное обещание. По судебным уставам 1864 г. присяжные заседатели приводились к П. после составления присутствия присяжных; при таком порядке присяжным заседателям нередко приходилось повторять П. по нескольку раз в день, чем нарушалась торжественность этого обряда. Поэтому законом 3 июня 1894 г. установлено, что все присяжные заседатели, вызываемые для участия в рассмотрении дел на известный период, приводятся к П. в особом публичном заседании, которым открывается каждый период заседаний с их участием.
В гражданском процессе свидетели допрашиваются обыкновенно под П. и могут быть освобождены от нее судом лишь с согласия тяжущихся, для чего, впрочем, достаточно, чтобы ни одна из сторон не требовала привода свидетелей к П. Присяга, приносимая свидетелями, есть обещательная и обыкновенно предшествует допросу; но некоторые западноевропейские кодексы (германский) допускают для свидетелей и подтвердительную присягу после допроса. Мировым судьям предоставлено в случае отсутствия священника допрашивать свидетелей без П., напомнив им об обязанности показать по чистой совести все им известное и отобрав у них подписку в том, что они все, ими показанное, обязываются в случае требования кого-либо из тяжущихся подтвердить под П. Во всяком случае освобождаются от П.: 1) священнослужители и монашествующие всех христианских исповеданий; 2) лица, принадлежащие к вероучениям и сектам, не приемлющим П.; вместо П. такие лица дают обещания показать всю правду по чистой совести. От этих начал Судебных Уставов отступают высочайше утвержденные 29 декабря 1889 г. правила о производстве судебных дел, подведомственных земским начальникам и городским судьям. По этим правилам, свидетели допрашиваются без присяги, но с предупреждением, что все ими показанное они обязываются в случае надобности подтвердить под П. Показание подтверждается П. в случаях особо важных, как по требованию одной из сторон, признанному земским начальником или городским судьей, заслуживающим уважения, так и по собственному усмотрению земского начальника или городского судьи. Затем правила 29 декабря 1889 г. воспроизводят действующие в уголовном процессе постановления о безусловном и условном недопущении к П. свидетелей известных категорий. Сведущие люди (эксперты) по нашему Уставу гражданского судопроизводства не приводятся к П., как это требуется в Западной Европе и как это установлено и у нас при рассмотрении дел уголовных. Окольные люди (X, 866) дают свои показания под П.
В уголовном суде при господстве обвинительного процесса П. употреблялась в качестве особого вида доказательства: допускалось принесение П. в подтверждение правоты заявлений как обвинителем, так и обвиняемым, причем в некоторых случаях вместе со сторонами присягали и их поручители, так называемые соприсяжники. Если обе стороны изъявляли желание принести присягу, то между ними бросался жребий. В период господства розыскных форм процесса П. как судебное доказательство была мало-помалу вытеснена из уголовного суда, и в современном процессе принесение П. в виде гарантии правдивости показания требуется только от свидетелей, сведущих людей, переводчиков и толмачей, которые дают при этом обещание показать сущую о всем правду и не утаить ничего им известного. Свидетели приводятся к П. в судебном заседании: православные — не иначе, как священником, а свидетели других исповеданий — духовными лицами их вероисповедания или же председателем суда, если в месте заседания суда не окажется духовного лица того иноверного исповедания, к которому принадлежит свидетель. При производстве дел у мировых и городских судей и земских начальников, а также в полковых судах в случае отсутствия духовного лица того исповедания, к которому принадлежат свидетели, от них отбирается подписка в том, что в случае требования которой-либо из сторон они готовы подтвердить свое показание под присягой. Священнослужители и монашествующие всех христианских исповеданий, а также лица, принадлежащие к исповеданиям, не приемлющим П., освобождаются от П. и вместо нее дают обещание показать всю правду по чистой совести. К свидетельству под П. не допускаются: а) безусловно: 1) муж или жена подсудимого, родственники его по прямой линии и родные братья и сестры; 2) отлученные от церкви по приговору духовного суда; 3) малолетние, не достигшие 14-летнего возраста; 4) слабоумные, не понимающие святости П., и 5) лица евангелического исповедания, если они не конфирмованы; б) условно, в случае предъявления отвода которой-либо из сторон: 1) лишенные всех прав состояния или всех особенных прав и преимуществ; 2) лицо, потерпевшее от преступления, муж и жена его, родные братья и сестры и родственники его по прямой линии; 3) родственники по боковым линиям потерпевшего и подсудимого в 3 и 4 степенях и свойственники обеих сторон в первых двух степенях; 4) состоящие с участвующими в деле лицами в особенных отношениях по усыновлению, опеке, управлению делами, а также имеющие с кем-либо из них тяжбу; 5) евреи — по делам их единоверцев, принявших христианство, и раскольники по делам лиц, обратившихся из раскола в православие. По отводу подсудимого не допускаются к свидетельству под П. наследники его, если он судится за преступление, влекущее за собой лишение всех прав состояния. При производстве предварительного следствия свидетели допрашиваются с предварением их о том, что на суде они могут быть допрошены под П., к П. же приводятся только в исключительных случаях, а именно: 1) когда свидетель собрался в дальний путь и возвращение его может замедлиться; 2) когда свидетель находится в болезненном состоянии, угрожающем опасностью его жизни; 3) когда свидетель живет вне округа того суда, которому подсудно дело, и по дальности расстояния не может явиться в суд без особого затруднения и 4) при производстве дознания через окольных людей. При производстве дел у мировых и городских судей и земских начальников применяются правила, действующие в гражданском процессе (см. выше). При пересмотре дела в апелляционном порядке (в съезде мировых судей, уездном съезде и судебной палате) свидетели, приведенные к П. судом первой инстанции, вновь не присягают, а председатель только напоминает им о принятой П.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907