Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - росси пеллегрино луиджи одоардо
Росси пеллегрино луиджи одоардо
Как политэконом, Р. принадлежит к школе Адама Смита, хотя с некоторыми отступлениями: он распространяет положения Смита о ценности и производительности и на невещественные ценности, услуги и труд; вместе с Сеем он определяет политическую экономию, как науку о законах производства, распределения и потребления ценностей или национального богатства; являясь приверженцем теории ренты Рикардо, он, однако, не смотрит на увеличение поземельной ренты, как на необходимое зло. В учении о населении Р. — сторонник Мальтуса; рассматривая вопрос о материальной ценности человека, он определяет стоимость воспитания человека до 16 лет по крайней мере в 1000 франков. В сельском хозяйстве Р. признает значение принципа ассоциации, подробно останавливается на особенностях крупного и мелкого землевладения, указывает трудность абсолютного разрешения относящихся сюда задач. По мнению Р., развитие человеческого общества совершается по точно определенным законам; политическая история заключается не в изложении истории отдельного лица или семьи; напротив, прежде всего необходимо наблюдение и установление фактов, характеризующих начало, развитие, распространение или упадок государственной жизни. В этом смысле Р. является сторонником статистического метода, но расходится во взглядах с Кетле, который рассматривает государство, как особый политический индивидуум. Идеал государственного союза Р. находит в политическом порядке, тождественном с общественным и естественным. Из важнейших элементов общественного союза — происхождения, народонаселения, языка, религии и степени цивилизации — он выделяет, как наиболее важные для образования и прочности государственного союза, два — происхождение (раса) и язык; политический союз двух народов, говорящих различными языками, является не действительным, а скорее кажущимся. Р. придает также большое значение различию религий. Он думает, что двум или нескольким народам различных цивилизаций (понимая под цивилизацией сумму знаний, искусств, литературы, права, обычаев и нравов), трудно образовать одно целое; определяя национальность, как тождество цивилизаций, он находит, что соединение двух различных цивилизаций почти невозможно, особенно когда к этому присоединяется различие в религии и языке. Кроме принципа национальности, Р. выставляет в международном праве принцип невмешательства во внутренние дела государства со стороны других государств, в интересах охранения свободы народов. Из этого общего правила Р. допускает, впрочем, два исключения: с целью воспрепятствовать основанию нового правления или с целью положить конец упорной гражданской войне, но в том и другом случае лишь тогда, когда происходящие внутри государства события представляют опасность для других государств. В уголовном праве Р. является родоначальником и главным представителем господствующей и ныне во Франции теории наказания, которая, обуславливая наказание виной, в то же время полагает цель наказания в доставлении известной пользы обществу. Р. допускает существование двоякого правосудия: божеского или безусловного, и человеческого или общественного; оба основаны на идее нравственной, на требовании совести, но безусловное правосудие безошибочно, неминуемо и карает не только за всякое деяние, но и за помышление; правосудие же общественное взыскивает только с виновного и лишь по мере вины. Цель его состоит только в восстановлении нарушенного общественного порядка; поэтому оно карает только за те беззакония, которые зримо потрясают общественный порядок; это наказание должно дать какой-нибудь полезный для общества результат: наставить, устрашить или исправить. Ограничено общественное правосудие и тем, что открытие истины производится людьми, которые способны ошибаться и не всегда сумеют измерить вину и сообразить с нею наказание. Таким образом, по мнению Р., правосудие общественное справедливо и сообразно со своим назначением только при следующих условиях: 1) когда нравственная вина преступника несомненна и соразмерна наказанию; 2) когда деяние преступника действительно нарушило общественный порядок и 3) когда применяемое наказание способно восстановить общественный порядок. Слабая сторона этой теории наказания заключается в том, что Р., утверждая, что наказание должно быть налагаемо по мере вины, не дает указаний, как можно измерить нравственную вину.
См. Garnier, "Notices sur la vie et les travaux de Rossi" (Париж, 1849); Hübner-Saladin, "Rossi en Suisse de 1816—33" (П., 1849); Bertolini, "Rossi nella storia del resorgimento italiano" (Болонья, 1889); H. d. Ideville, "Le comte P. Rossi, sa vie son oeuvre, sa mort" (П., 1887); Tolra de Bordas, "Le comte P. de Rossi" (Амьен, 1888).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907