Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - россия. русская наука социология
Россия. русская наука социология
Эта молодая наука, развившаяся преимущественно за последние тридцать лет, имеет в России нескольких представителей. Первыми ее пионерами у нас были не присяжные ученые, а литературные деятели, выступавшие с конца шестидесятых годов главным образом в "Отечественных записках" и "Знании". Скоро у нас сделалась возможной речь об особой русской социологической школе, которая называется также субъективной. Примыкая, прежде всего, к "Курсу положительной философии" Конта, представители этой школы отнеслись критически и вполне самостоятельно к основным положениям основателя социологии. Главной задачей русской социологии в семидесятых годах было, с одной стороны, применение к изучению общественных явлений принципов эволюционизма, потребовавшее критики основных положений Спенсера и дарвинистических взглядов в социологии, а с другой — разработка сравнительным методом данных этнографии, фольклора, доисторической археологии и истории культуры в целях социологического знания. Из отдельных важных вопросов русские социологи этого периода занимались в особенности ролью личности в истории и определением того законного субъективизма, который неизбежен в социологии. К этому времени относятся первые социологические работы П. Л. Лаврова (под псевдонимом Миртова) и Н. К. Михайловского, а также и "Социологические этюды" С. Н. Южакова. Несколько позднее приняли участие в разработке социологических вопросов представители университетской науки. Уже в 1870 г. в диссертации В. П. Сергеевича "Задача и метода государственных наук" Конту и его социологическому методу было отведено почетное место. В восьмидесятых годах Н. И. Кареев сделал предметом своей докторской диссертации ("Основные вопросы философии истории") применение новых социологических взглядов к старой проблеме философии истории, а с начала девяностых годов читал в СПб. унив. и небольшие социологические курсы (из них образовалась книга "Введение в изучение социологии"). Социологическое мышление сильно сказалось на общих теориях права С. А. Муромцева и Н. М. Коркунова. Другое направление социологии на университетской кафедре в Москве было представлено юристом М. М. Ковалевским, который изложил свои основные взгляды в брошюре "Историко-сравнительный метод в социологии и приемы изучения права" и написал ряд работ по эволюции социальных форм. То же направление представлял собой и экономист Н. И. Зибер ("Очерки первобытной экономической культуры"). Оба направления социологии только дополнялись одно другим и даже в тех случаях, когда расходились между собой по отдельным пунктам, не вступали во враждебные отношения. В девяностых годах в русской социологии произошел раскол. Именно в это десятилетие выступили в литературе представители экономического материализма, напавшие на "субъективную школу" как на школу, с их точки зрения, ненаучную и отсталую (П. Б. Струве, Н. Бельтов и другие). Господствовавшее до тех пор в русской социологии направление, стремившееся к синтезу позитивизма Конта, эволюционизма Дарвина и Спенсера, экономических формул Маркса, сравнительно-исторического изучения культурных и социальных фактов и современных этических и социальных идей, ближайшую основу социологии полагало в психологии, понимая это слово в самом широком смысле. Новое направление, опирающееся главнейшим образом на Маркса и Энгельса, основу всего общественного развития усматривает в экономических отношениях. В полемике, вызванной появлением этого нового направления, особенно важное место (кроме, конечно, вопроса о взаимных отношениях между экономикой и другими сторонами общественной жизни) принадлежит вопросам о роли личности в истории и о субъективизме в социологии. Субъективную школу экономические материалисты отождествляют с "народничеством", но их противники протестуют против этого. Сочинения по социологии (в алфавитном порядке): Арнольди, "Задачи понимания истории"; Бельтов, "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю"; Глинка, "Наука о человеческом обществе"; Де Роберти, "Социология"; Зверев, "Основания классификации государств в связи с общим учением о классификации"; Зибер, "Очерки первобытной экономической культуры"; Каблиц, "Основы народничества"; Кареев, "Основные вопросы философии истории", "Сущность исторического процесса и роль личности в истории", "Историко-философские и социологические этюды", "Старые и новые этюды об экономическом материализме", "Введение в изучение социологии"; М. Ковалевский, "Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения права", "Современный обычай и древний закон", "Первобытное право", "Очерк происхождения семьи и собственности"; Коркунов, "Лекции по общей теории права"; Лесевич, "Опыт критического исследования основоначал позитивной философии"; Лилиенфельд, "Мысли о социальной науке будущего"; Миртов (Лавров), "Задачи позитивизма и их решение", "Исторические письма", "Опыт истории мысли", "Цивилизация и дикие племена", "Формула прогресса господина Михайловского", "До человека"; Милюков, "Очерки по истории русской культуры" (введение); Михайловский, "Аналогический метод в общественной науке", "Что такое прогресс?", "Борьба за индивидуальность", "Герои и толпа", "Орган, неделимое, общество", "Теория Дарвина и общественная наука", "Идеалы человечества и естественный ход вещей", "Политическая экономия и общественная наука" и многое другое; Муромцев, "Очерки общей теории гражданского права", "Определение и основное разделение права"; Николаев, "Активный прогресс и экономический материализм"; Оболенский, "Организм и органическая теория", "Личность и прогресс", "Субъективный и объективный методы в социологии", "Что такое прогресс?", "Самосознание классов в общественном прогрессе", "Новый раскол в нашей интеллигенции", "Народники и марксисты"; Писарев, "Исторические идеи Огюста Конта"; Сергеевич, "Задача и метода государственных наук"; Слонимский, "Основные вопросы политики"; Смоликовский, "Учение О. Конта об обществе", "Изложение начал позитивной философии и социологии Конта"; Стронин, "История и метод", "Политика как наука", "История общественности"; Струве, "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии Р."; Чичерин, "Социология"; Южаков, "Социологические этюды", "Общежитие и обществоведение"; Юзов (Каблиц), "Социологические этюды". Весьма обширна переводная литература по социологии (сочинения Милля, Спенсера, Тарда, Фулье, Гиддингса и других); в скором времени будет издан и русский перевод Конта. Более подробные указания на оригинальную и переводную литературы см. в "Введении в изучение социологии" Кареева.
Н. К.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907