Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - сергий в мире симон петрович юршев
Сергий в мире симон петрович юршев
выдающийся деятель на пользу единоверия, сын московского купца, ревностного раскольника. Оставшись сиротою, Юршев удалился в леса (в Московской губ.), где скрывались многие раскольники и всякого рода беглецы. Здесь он постригся в монашество с именем С. Схваченный вместе с другими, С. был посажен в тюрьму, но бежал в Польшу, а оттуда в иргизские скиты, где играл роль "строителя" в широком значении слова (см. Иргизские единоверческие монастыри). В 1779 г. С. участвовал на "перемазанском" соборе в Москве (см. Перемазовщина). На С. возложена была обязанность письменно полемизировать с Михаилом Калмыком и Никодимом. В сочинениях его: "Обыскательное рассуждение", "Соборное рассмотрение на ответы настоятеля Антония", "Сочинение о бегствующем священстве", "Беседословие от лица св. церкве строителя о. Сергия с сомнящимися о св. церкви и о православном священстве" проводится мысль о необходимости перемазывания беглых попов и доказывается, что истинная их исправа возможна только в Успенском монастыре, во главе которого стоял С. Безнравственная жизнь беглых попов заставила его, однако, искать правильного священства. В 1786 г. астраханский архиепископ Никифор Феотоки разослал по епархии "Окружное послание", в котором призывал заблуждающихся обратиться в недра церкви. Как бы в ответ на него, С. составил 15 вопросов в подал (1790) их Никифору при прошении, в котором "именем всего общества" обещал присоединиться к церкви, если ему будут даны удовлетворительные ответы. Ответы были даны; С. разослал списки с них по иргизским обителям и другим поповским общинам, и за это временно лишен был настоятельства (1791 г.). Возвратившись (1793) к власти, С. с большей откровенностью стал выражать свои намерения и снова был уволен (1795). Он отправился в СПб. и подал там прошение о принятии его с братиею в ведомство Казанской епархии с дозволением отправлять богослужение по старопечатным книгам. В высоч. рескрипте 19 июня 1796 г. на имя казанского архиеп. Амвросия последовала желаемая резолюция. Раскольники крайне озлобились. Иргизское собрание постановило не допускать С. в м-рь не только к начальствованию, но и на жительство; тех, которые были согласны с С., из м-ря выгнали. С. обращался за содействием к губернатору, но безуспешно. В том же году С. уехал в Стародубье, вступил в число "согласных", был посвящен в иеромонаха и поставлен настоятелем Успенского Новороссийской епархии согласнического м-ря. Здесь С. составил книгу: "Зеркало для старообрядцев, непокоряющихся православной церкви" (СПб., 1799; М., 1860). См. "Исторические сведения об иргизских мнимо-старообрядческих м-рях до обращения их к единоверию" ("Правосл. собеседник", 1857, стр. 388—466); Н. Соколов, "Раскол в Саратовском крае" (Саратов, 1888).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.