Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - шталь фридрих юлий
Шталь фридрих юлий
(Stahl) — германский юрист и политический деятель (1802—1861), еврейского происхождения, еще в молодости принявший лютеранство. Был профессором в Эрлангене, затем в Вюрцбурге, а с 1840 г. в Берлине. Первая его большая работа: "Ueber das ältere rö mische Klagenrecht" (Мюнхен, 1827) сразу обратила на него внимание как на глубокого знатока права, тонкого диалектика и превосходного стилиста. Еще большую известность дала ему его "Philosophie des Rechts" (Гейдельберг, 1830—37; 5-е изд., Тюбинген, 1878). Содержание книги уже, чем ее заглавие; это почти исключительно история и догма учения о государстве, а не права вообще. Книга эта имела значение как наиболее крупная попытка создать научно-философское обоснование феодально-консервативных стремлений эпохи, наступившей после Венского конгресса. Ш. оригинально сочетал в ней пиетистический консерватизм с еврейским теократизмом. Он отправляется от "личности Бога, как принципа мира", и выводит из нее всю сферу как религии и нравственности, так и права и политики; мироправление Божье в человеческом роде осуществляется посредством человеческих учреждений, источник и основание которых лежит в воле Верховного Существа; действующий в этих учреждениях порядок — есть право. Отсюда следует, что для сохранения и развития права необходим авторитет, который стоял бы выше людей и был бы посредником между ними и Божеством. Такой авторитет принадлежит монарху, управляющему милостью Божьей. "Не только государство вообще есть божеское повеление, но государственное устройство и определенные лица, составляющие правительство, имеют божескую санкцию". Из божественного полномочия монархической власти Ш. не выводит, однако, ее совершенной неограниченности; закон представляет грань, за которую монарх переходить не должен, но в "пределах закона власть его должна быть свободной; где не закон предписывает, а решают люди, там должен повелевать монарх". В виде "органа представительства и содействия" при нем должны состоять представители сословий, на которые расчленяется государство; но это представительство не должно стеснять власти, полученной по божественному уполномочию. Государство должно быть нравственным и религиозным; следовательно, церковь должна находиться в строгом и точном соответствии с государством. Все это здание сущего и долженствующего быть выводится Ш. дедуктивным путем из анализа "личности Бога, как принципа мира", и кое-где подтверждается ссылками на Священное Писание; но в сущности оно целиком получено из окружающей действительности. Ш. только облек в форму логических выводов политические идеалы и стремления тогдашних правящих сфер; именно эта сторона его книги, в связи с блестящим изложением, глубиной юридических и философских знаний и тонкостью аргументации, содействовала громкому успеху книги. "Autorit ät, nicht Majoritä t" — этот принцип, именно так сформулированный Ш., был в высшей степени симпатичен и Фридриху-Вильгельму IV, и придворной аристократии. Поэтому "Philosophie des Rechts" проложила Ш. дорогу в берлинский университет, и в аристократические сферы, охотно простившие ему его еврейское происхождение, и в первую палату (палату господ) прусского ландтага, пожизненным членом которой он назначен в 1849 г., и в верховный церковный совет евангелической церкви, членом которого он был с 1852 г. В 1858 г., когда было учреждено регентство принца прусского и пало реакционное министерство Мантейфеля, Ш. должен был отказаться от последней должности. В палате господ Ш. до самой смерти был главой феодально-консервативной партии; он выступал с речами по самым разнообразным вопросам; так, он защищал отмену конституции 1848 г., боролся против отделения церкви от государства, против лаицизации школы, против допущения развода, отстаивал двухпалатную систему и палату господ в частности. После "Философии права" появились в свет следующие сочинения Ш.: "Die Kirchenverfassung nach Lehre und Recht der Protestanten" (Эрланген, 1840; 2-е изд., 1862); "Das monarchische Prinzip" (Гейдельберг, 1845; эта брошюра в своих существенных чертах включена в 3-е и последующие издания "Философии права"); "Der christliche Staat" (Б., 1847; 2 изд., 1858); "Die Revolution un d die Konstitutionelle Monarchie" (Б., 1848; 2 изд., 1849); "Was ist Revolution" (Б., 1852; 3 изд., 1853); "Der Protestantismus als politisches Prinzip" (Б., 1853; 3 изд., 1854). После смерти Ш. вышел в свет сборник избранных его речей: "Siebzehn parlament arische Reden und drei Vorträ ge" (Б., 1862), а также "Die gegenw ä rtigen Parteien in Staat und Kirche" (1862; 2 изд., 1868). Последнее сочинение является как бы завершением труда Ш. по философии права. Все существующие партии сводятся здесь к двум группам, сообразно с их отношением к принципам революции и легитимности; либерализм признается исчадием революции, равно как и социализм.
См. анонимную книгу: "Pernice, Savigny, Stahl" (Б., 1862).
В. Водовозов.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое шталь фридрих юлий
Значение слова шталь фридрих юлий
Что означает шталь фридрих юлий
Толкование слова шталь фридрих юлий
Определение термина шталь фридрих юлий
shtal fridrih yuliy это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):