Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - сокольские организации
Сокольские организации
у славян возникли впервые в Чехии, по примеру немецких гимнастических обществ. Они имеют целью создание здорового физически и морально поколения, воспитанного на национальных и демократических началах, и объединение народа. Д-р Мирослав Тырш (Tyrš) и Индрих Фигнер (Fügner) в 1862 г. основали "Пражский Сокол", причем первая форма для соколов была сделана по образцу гарибальдийской; конечной целью первой С. орган. являлось, по-видимому, образование народной милиции. В том же году в Чехии и Моравии возникло 8 таких же организаций. Несмотря на правительственные преследования, в 1871 г. С. орг. считалось 130; тогда же началось издание специального журнала "Sokol". В 70-х гг. замечается падение С. орг., занявшихся политическими спорами (в 1875 г. их было только 75); журнал их прекратился. С 80-х гг. начинается вновь развитие С. организаций; устроен был первый С. съезд (1882), открыты гимнастические курсы (1887) для приготовления С. инструкторов по всей Чехии, так как, по выражению Тырша, С. орг. должны стремиться к тому, чтобы "все чехи стали соколами". Затем С. орг. появились у чехов в Америке. В Праге было легализовано первое "Чешское С. общество" ("Českà Obec Sokolská", 1889 г.), объединившее отдельные кружки, а также "Моравско-Силезское С. общество" (1892). "Отдельные" С. кружки (jednoty) соединялись в "окружные" (żupy), с местными центрами (sídla), а последние — в "Союз чешско-славянского сокольства" ("Svaz českoslovanského sokolstva", 1896 г.). По образцу чешских С. орг. создавались они и у других славян: у поляков Австрии (Львов, 1892 г.) и Германии ("Велико-польская" С. орг. в Познани, 1893 г.), у хорватов (Загреб, 1904 г.; хорватский "Savez" объединяет Хорватию, Славонию, Далмацию, Боснию-Герцеговину, Истрию), у словенцев (Любляна, 1905 г.; объединяет Крайну, Штирию и Приморье), у сербов ("Душан Силни" в Белграде), у болгар ("Юнак" в Софии), у русских Галиции и Буковины (Львов, 1893). В России С. орг. возникли недавно: гимн. общ-ва "Юг" в Киеве (1900), "Север" в Петербурге (1900), гимн. общ-во в Тифлисе (1901), "Чешский гимн. кружок" в Москве (1904; раньше "Русское гимн. общ-во", с 1893 г.) и др. С целью объединения С. орг., сначала только чешских, а затем и всех славянских, в Праге устраиваются "всесокольские" съезды ("Slety všesokolské"). Число участников их лучше всего свидетельствует о росте С. орг.:
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Слет | Год | В форме | Без формы | От кружков |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| I | 1882 | 1600 | 700 | 76 |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| II | 1891 | 5600 | 2500 | 206 |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| III | 1895 | 7366 | 4271 | 311 |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| IV | 1901 | 12000 | 6500*) | 550 |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
*) Кроме того, 800 "соколиц".
Подобные "Слёты" устраивались до сих пор еще поляками (1892, 1896, 1903 гг.), словенцами (1888, 1904) и хорватами (1906).
По статистике 1905 г., чешских С. орг. считалось 885 (516 в Чехии, 171 в Моравии, 15 в Силезии, 10 в Вене, по 1 в Штирии, Венгрии, Франции и Англии, 8 в Германии; в Америке 73 чешских и 88 словацких), польских 240 (142 в Галиции, 70 в Германии, по 1 в Силезии и Буковине, 26 в Америке), 77 югославянских и 134 русских (Галиция и Россия), всего 1336 славянских С. организ. Идея "сокольства" в основе своей — национальная: вступление в С. орг. не обусловлено принадлежностью к какой бы то ни было политич. партии или вероисповеданию, и на собраниях соколов не принято говорить о подобных вопросах. Этим достигается крепость С. орг., подчиненных "старосте" или "голове"; остальные члены ничем не отличаются друг от друга и во время упражнений распределяются только по росту, осуществляя принцип равенства и называя друг друга "братом" (обычных обращений "pan" или "господин" в С. орг. не существует). Последовательно проводится принцип самостоятельности, саморазвития, самопомощи соколов, которые не должны пользоваться посторонними поддержками (членские взносы от 15 коп.). Средствами для осуществления идеи "сокольства" служат: гимнастические упражнения (cvičení) и игры (hry), главн. обр. на открытом воздухе, чаще всего под аккомпанемент оркестра; прогулки за город (výlety), с музыкой и пением специальных С. "гимнов"; введение С. гимнастики в учебные заведения, преподавателями которых приглашаются члены С. орг.; устройство концертов, публичных лекций, заседаний, спектаклей и всякого рода торжеств (slavnosti) "неполитического характера"; учреждение библиотек, читален и школ, главным обр. в тех местностях, где славянскому элементу угрожает поглощение чуждым элементом; постановка памятников видным национальным деятелям; устройство сельских пожарных дружин, снабжение их инструментами, посылка особых инструкторов и т. д. Подробная статистика, история и теория С. орг., литература вопроса, список членов, биографии выдающихся деятелей "сокольства" и т. д. помещаются в выходящем с 1883 г. календаре "Sborník sokolský" (изд. А. Прагера в Колине), в журналах "Vĕstník sokolský" (в Праге, с 1898 г., ред. R. Bílek), "Borec" в Колине (с 1894 г.), "Sokol americký" (в Чикаго, в 1880—88 гг.) и "Vĕstník'ax" разных С. жуп.
А. Яцимирский.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907