Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - союзники в римской истории

Союзники в римской истории

В отношении Рима к своим союзникам мы можем отличить три периода: 1) латинский союз, до прекращения его после латинской войны 340 и сл. гг. до Р. Х.; 2) италийский союз, до получения всеми союзниками прав римского гражданства, посредством lex Julia de civitate sociis donda 90 г.; 3) союзники в последние годы республики и во времена империи.

I. В период латинского С. весь Лациум распадался на ряд общин (populi). Каждая община состояла из ряда родовых союзов, а центром была arx, т. е. крепость, άκροπόλις. Важнейшая община — Альба, остальные 30 (или 45) преданием называются колониями Альбы, что, вероятно, только указывает на то, что все эти мелкие общины стояли в зависимости от Альбы. Члены союза ежегодно собирались на mons Albanus на празднество feriae Latinae или Latiar; вероятно, тогда же происходило и общее собрание (concilium). Подробности организации С. неизвестны, да и едва ли она покоилась на определенных основаниях; по крайней мере мы не находим следов общего суда или общего командования на войне или какой-либо другой черты, указывающей на твердую организацию. Самым важным объединяющим звеном служили commercium и conubium. Между отдельными членами войны допускались, исключая время празднования, feriae Latinae (Macrob. Sat. I, 16, 16). Пока город Альба существовал, союз управлялся его царями; кроме того, упоминаются десять представителей — decem principes Latinorum. И Рим когда-то принадлежал к латинскому союзу, к nomen Latinum, но римское предание тенденциозно постаралось изгладить память об этом не достойном первенствующей роли Рима равноправном положении и — с большим успехом. По преданию, в царствование римских царей, начиная с Тулла Гостилия и Анка Марция, латинский союз делается вполне зависимым от Рима и фактически союз остается в зависимости от Рима до уничтожения его в 340 и сл. гг. После того как Рим занял первенствующее место древние латинские общины, основанные будто бы Альбой, получают название prisci Latini; основанные же впоследствии Римом и латинским союзом общины называются coloniae Latinae. Гегемония Рима выказывается, например, в том, что на feriae Latinae римскими магистратами раздаются куски мяса принесенных в жертву быков; затем, по преданию, в царствование Сервия Туллия за счет латинских общин был построен на Авентине храм Дианы, в котором хранился писанный договор латинского союза. Рим ежегодно предписывает С., сколько посылать войск и т. д. После изгнания царей положение латинского союза сделалось более независимым и римлянам не удалось подчинить их снова. Поэтому консул Спурий Кассий в 493 г. заключил с ними договор, который был записан на медной доске, находившейся еще во время Цицерона на римском форуме (Dion. ant. VI, 94). Рим и Лациум на вечное время заключают мир и союз, устанавливается полный commercium, полная равноправность; в случае оборонительной войны они обязуются помогать друг другу. Дионисий называет также имена тридцати городов, заключивших договор: он называет эту равноправность ίςοπολιτεία, но, конечно, здесь может подразумеваться только гражданство без права голосования — civitas sine suffragio. В 486 г. тем же Кассием на тех же условиях был заключен договор с Герниками: с тех пор военная добыча поровну делилась между этими тремя С. Но мало-помалу равноправность латинских общин опять перешла в зависимость от Рима, хотя это и было foedus aequum и хотя в 358 г. союз был возобновлен. Это положение делалось для латинских общин все более и более невыносимым, так как Рим с их помощью вел все войны и начал покорение Этрурии и Кампании. Поэтому они в начале I самнитской войны стали требовать полной равноправности и, когда сенат им отказал, объявили войну в 340 г. Но ни латинские колонии, ни герники, ни кампанцы к ним не присоединились и они потерпели полное поражение около Везувия и Трифанума. Союз более не был возобновлен, а с отдельными общинами и городами заключались более или менее выгодные договоры и отдельным общинам строго воспрещалось между собой и conubium, и commercium. Рим предписывал теперь также сколько посылать войск и определял налоги.

II. Во втором периоде в течение IV и III веков до Р. Х. Рим распространяет свою власть мало-помалу по всей Италии и вступает в союзы со всеми италийскими народами то после их покорения, то просто на основании договора (foedus), как, например, с герниками, Неаполем, Апулией, марсами, пэлигнами, маруцинами, вестинами и др. Для упрочения своей власти римляне в завоеванные города и страны выводили колонии, и в 272 г. с окончанием войны с Пирром и с взятием Тарента объединение Италии под римской гегемонией в общем было окончено. Все общины распадались теперь на четыре класса: municipia, coloniae civium Romanorum, civitates foederatae и coloniae Latinae. Муниципии имели гражданство без права голоса (civitas sine suffragio), т. е. несли все повинности граждан, не пользуясь их правами. Они политически слились с Римом, сохраняя коммунальную автономию. Это право называлось также jus Caeritum, так как оно впервые было дано городу Цэре. Колонии римских граждан, которые с 338 г. выводились только как maritimae, сохраняли полное гражданство, выбирали своих магистратов и пользовались разными привилегиями. Туземцы (indigenae) становились cives sine suffragio и управлялись этими магистратами, но со временем различие исчезало и туземцам также давалось полное гражданство, особенно в 90 г. посредством lex Julia. К этой категории принадлежат и некоторые латинские общины, получившие полное, гражданство. Все эти колонии, как граждане, принадлежали к трибам, число которых до 244 г. возросло до 25. Положение civitates foederatae было самое разнообразное, смотря по договору (foedus), заключенному с Римом. Автономия их в принципе у всех была признана, они имели даже право чекана монеты, чего первые 2 категории не имели; они имели свой суд и свое управление, не служили в легионах, но должны были посылать вспомогательные отряды и суда. Это все общие черты, но в частностях мы видим величайшее разнообразие: так, например, Tibur, Praeneste и Neapolis имели jus exitii и были, следовательно, вполне автономными государствами. Но большинство этих civitates foederatae должно было populi Romani majestatem comiter conservare, т. е. дружественно блюсти величие римского народа, их договоры не foedus aequum. Список civ. foed. дает Marquardt, "Staatsverwaltung" (I, 47 и сл.). Coloniae Latinae выводились сначала Римом и латинским союзом, потом Римом, латинским союзом и герниками, наконец, одним Римом. Col. Lat. преимущественно посылались в страны только что покоренные. Они пользовались полной автономией), имели право чекана монеты, своих магистратов, имели с Римом commercium и conubium, но римского гражданства не имели. С 268 г. вновь выводимым Col. Lat. более не дается старое латинское право; они теряют право чекана монеты, теряют conubium и получение гражданства еще больше затрудняется. Во всяком случае, Рим старался свалить на плечи италийцев возможно большее количество повинностей и заботился о том, чтобы все союзы, бывшие между ними в прежние времена, прекратились или никакого значения не имели. Неравные права, данные отдельным общинам, значительно способствовали этому разъединению, по той же причине всюду поддерживалась аристократия. Но Рим тиранически к своим союзникам не относился. Во II в. до Р. Х. положение италийских socii меняется и сильно ухудшается: municipia почти перестают существовать, отчасти они получают гражданство, отчасти теряют все права, как Капуя и др. municipia в Самниуме, Апулии, Бруттиуме и Калабрии, в наказание за помощь, оказанную Ганнибалу. И положение civ. foed. и Col. Lat. значительно ухудшилось. Все это, в конце концов, привело к союзнической войне (см.). Большая опасность, которая грозила Риму, заставила римлян принять lex Julia в 90 г., по которой все латины и все socii, не отпавшие от Рима, получили право гражданства. Новые граждане все были причислены к последним восьми трибам, где они ровно никакого значения не имели. Сулпиций Руф и после него Цинна предложили дать им право голосования во всех трибах, но полное уравнение всех италиков было заслугой Суллы. В 89 г. Галлия циспаданская, в 87 г. луканцы и самниты, в 49 г. Галлия транспаданская получили гражданство; в 42 г. Альпы были объявлены границей Италии и с того времени вся Италия свободна от всех налогов.

III). Уже в течение II периода государство сильно стало разрастаться: Рим делается великой державой и ведет войны с другими великими державами. Civitates peregrinae делятся на 4 категории: civitates foederatae, civ. liberae, civ. liberae et immunes и civ. stipendiaria. В частности отношения civ. foed. к Риму основываются на договоре (foedus), подтвержденном присягой и той, и другой стороной. Автономия их всегда признается, они имеют jus exilii, право чекана монеты, административное самоуправление и собственный суд, которому в гражданских делах подвержены и римские граждане; они не платят налогов и независимы от римских наместников. Они обязаны только посылать корабли и вспомогательные отряды и вносить деньги. Это весьма выгодное положение делается со временем все более и более редким. Императоры стараются уравнять Италию со всеми провинциями, Каракалла всем свободным жителям провинций даровал гражданство, но полная нивелировка совершилась позднее. Socii foedere aequo вне Италии встречаются вначале довольно часто, например Massilia, Saguntum, Rhodus, Птолемей, Филалет и др., Греция, Иудея во времена Иуды Маккавея и т. д. Эти socii первоначально сохраняли даже свои владения, как Афины, Массилия и др. Но со временем эта категории все более и более исчезает. Socii foedere iniquo первоначально были такие, которые после несчастной войны принуждены были заключить foedus на невыгодных условиях, как Карфаген, Гиерон и др. К таким socii принадлежат и те, которые вовсе не воевали с Римом, но заключали foedus из боязни. В особенности следует отнести сюда царей, которые добивались титула socius et amicus populi Romani как Бокх, Адгербал, Антиох Епифан, Прусий, Ариобарзан, Ариорат и др. Часто цари платили даже большие деньги, чтобы удостоиться этой чести. Такого рода союзничество часто приносило союзникам (socii reges) большие выгоды и увеличение владений, как Масиниссе, Атталу, Ариебарзану, Деиотару и др. Цари эти на первый взгляд были свободны и автономны, но на самом деле были вассалами и подданными Рима и должны были слушаться их приказаний. Рим по желанию располагал их царствами: по теории царь один за себя заключал foedus, его преемников обещанные Римом условии не касались, так что Рим во всякое время мог уничтожить договоры и сделать из свободных государств провинции: так поступили с Нумидией, Египтом и др. На плечах этих подчиненных Риму царей лежали тяжелые повинности, они должны были даже платить дань. После покорения Македонии и Сирии и разрушения Карфагена Рим только для виду заключал foedera и, при первом удобном случае, из союзников делал подданных и провинциалов. И здесь отдельные союзники не имели права иметь сношения друг с другом, и римляне старались разъединить их всячески именно тем, что обращались с ними самым разнообразным образом. Так как foedera большей частью заключались на случай войны, то мы слово socii часто встречаем в военном смысле, особенно socii navales.

Литература. Кроме известных руководств по римской истории, ср.: Zoeller, "Latium und Rom" (Лейпциг, 1888); Nissen, "Italische Landeskunde"; Beloch, "Der italische Bund unter Roms Hegemonie" (Лейпциг, 1880); Mommsen, "Röm. Staatsrecht" (III, 1 стр., 607 и сл.); Marquardt, "Röm. Staatsverwalt." (I); Hirschfelt, "Röm. Verwaltungsgesch."; Lange, "Röm. Alterthümer"; Walter, "Röm. Rechtsgesch." и др.

E. Придик.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое союзники в римской истории
Значение слова союзники в римской истории
Что означает союзники в римской истории
Толкование слова союзники в римской истории
Определение термина союзники в римской истории
soyuzniki v rimskoy istorii это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины