Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - терпимость понятие
Терпимость понятие
Веротерпимость, драгоценнейшее завоевание современного культурного государства, существовала в Греции, потому что у греков не было государственной общепризнанной религии, а местные культы мирно уживались один с другим. Религия греков была слабою стороною этого талантливого народа; только в лучших представителях греческого ума религиозные представления достигли подобающей высоты. Процессы против некоторых философов за их безверие имели не столько религиозную, сколько политическую подкладку и посему не могут служить доказательством отсутствия веротерпимости. Рим точно так же относился вполне терпимо ко всем культам, хотя эдилы и должны были следить за тем, чтобы в государство не проникали чуждые римлянам религии. Во времена империи в Риме процветали самые различные культы, по преимуществу восточные, и все они принимались благосклонно. Причины такого распространения чужих религий в Риме заключались как в слабости религиозных представлений у римлян, так и в особенностях характера римлян и их учреждений. Христианство сначала принадлежало к числу religiones peregrinae et illicitae; христиане подвергались преследованиям, их называли tertium genus, считали людьми в государственном смысле опасными, обвиняли в разных тайных преступлениях; все бедствия объясняли их участием. Христианские апологеты, доказывавшие полную безвредность в политическом смысле их религии, в то же время стояли за свободу совести и свободу церкви. Дело меняется с 312-го года, когда христианство стало государственной религией и вступило в союз с государством. Начались гонения не только язычников и евреев, но и христианских сект, признанных еретическими. Сознание христиан, что они обладают истиной, сделало их нетерпимыми. Эта нетерпимость проявилась в их отношениях к арианам, донатистам и др. Уже Августин стал учить, что еретиков силою должно вернуть к учению церкви. Полное слияние христианской церкви с государством оказало пагубное влияние на церковь и привело к ужасам инквизиции. Без сомнения, всегда были люди, которые стояли за терпимость и указывали на внутреннее значение веры, но их голос терялся в общем течении; защитников терпимости считали неверующими. Скептики в деле религии оказались союзниками тех, которые понимали религию как дело внутреннее, дело совести и потому восставали против церковного гнета. История вправе с благодарностью назвать имена Агоарда из Лиона и Абеляра, наряду с автором книги "De tribus impostoribus", приписанной Фридриху II, так как они все имели в виду одну и ту же цель — терпимость, хотя мотивы их были совершенно различные. В ХIII-м в. обычной темой рассуждений служило сравнение различных религий — христианства, магометанства, иудейства — и их относительная оценка. В сфере философской мысли появляется учение о двойной истине, религиозной и философской — учение, делавшее возможным некоторое освобождение разума от веры, науки от религии. Право разума в сфере религии провозгласила реформация в лице Виклефа, Иоанна Гуса, Иеронима Пражского, Лютера и др. Дальнейшие выводы из принципов реформации были сделаны французской революцией, явившейся в деле религии результатом течения мыслей, которое можно назвать деистическим. И в этом движении опять к однородной цели стремились мыслители весьма различных направлений: искренне верующие, религиозные скептики и, наконец, политики. В Англии к этому направлению принадлежали Джон Локк, Джон Толанд, граф Шэфтесбэри, Болинброк, Давид Юм, во Франции — Жан Бодэн, Пьер Бейль, Ж.-Ж. Руссо, Гельвеций, Дидро, Вольтер, Гольбах, в Германии — Реймарус, Лессинг и др. XIX в., послуживший распространению веротерпимости (признанной, с некоторыми ограничениями, всеми государствами), представляет некоторые характерные особенности. Историческая точка зрения на христианство, намеки на которую мы впервые встречаем у петробрузианцев (в XII в.), потом у Спинозы, ясно выражена тюбингенской школой. Попытка путем исторической критики определить истинное учение Христа совпала с усилением религиозного чувства и со стремлением вернуться к учению первых христианских веков, выразившимся в различных новых религиозных направлениях и сектах. Усиление идеи национализма заключает в себе некоторую опасность для принципа веротерпимости, почему к числу защитников веротерпимости принадлежат и те писатели, которые, подобно В. Соловьеву, боролись с национализмом.
Э. Радлов.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907