Советская историческая энциклопедия - древнеиранская мифология
Связанные словари
Древнеиранская мифология
Осн. источниками для изучения Д. м. являются Авеста и примыкающие к ней памятники среднеперс. лит-ры ("Бундахишн", "Денкард" и др.), а также знаменитое "Шахнаме" Фирдоуси (10-11 вв.). Мифологич. сюжеты и образы, имена собственные богов и героев, сохраненные Авестой, перекликаются, а в ряде случаев и совпадают с сюжетами, образами, именами, зафиксированными древнейшим памятником индийской (индоарийской) словесности Ригведой. Эти общие Авесте и Ригведе мифологич. сюжеты являются общим наследием ираноязычных и индоязычных народов и восходят еще к эпохе индоиранской (арийской) общности (до 2-го тыс. до н. э.). В качестве примера таких древнейших индоиранских мифов могут быть приведены легенда о расширении царем Йима (др.-инд. Яма) обитаемого мира (Авеста, Видевдат II), легенда о первочеловеке и рожденных от него близнецах мальчике и девочке (др.-инд. Яма и Ями, иран. Машьяг и Машьяни), давших впоследствии жизнь людскому роду (иран. версия этой легенды известна по ср.-перс. лит-ре) и др. К эпохе индоиран. общности восходят также многие божества и герои Д. м.: солнечное божество Митра, божество ветра и воздушного пространства Вата (Вайу), божество победы Варатрагна, божество вод Апам Напат, герой Траетауна победитель дракона Дахака (Ажи-Дахака), и т.
д. Большой интерес представляют легенды, связанные с именем царя Йимы (Йима Хшайта). Помимо уже упоминавшейся легенды о расширении земли, сюда относятся миф о золотом веке, когда "В царстве великолепного Йимы не было ни холода, ни жары, ни старости, ни смерти, ни созданной дэвами болезни" (Авеста, Ясна, IX, 5); миф о построении царем Йимой ограды, где были спасены от гибели семена мелкого и крупного скота, людей, собак и птиц, и т.
д. (интересная параллель к легенде о Ноевом ковчеге). К несколько более позднему времени восходят, очевидно, циклы, связанные с именами мифич. героев, засвидетельствованных только в Д. м. и отсутствующих в мифологии древнеиндийской. Сюда относятся сюжеты о первозданном человеке Гайо Мартан (букв.смертная жизнь), об Хаошь-янха, Тахма Рупа (букв. сильный Рупа), укротителях дэвов и ряд др.
В Сасанидскую эпоху (3-7 вв.) мифологич. циклы были включены в контекст легендарной истории Ирана, в результате чего мифологич. персонажи были переосмыслены и превратились в первых царей Ирана, связанных друг с другом кровным родством и преемственностью правления.Д. м. нашла отражение в фольклоре и искусстве народов Средней Азии.Лит.: Оранский И. М., Введение в иран. филологию, М., 1960 (библ.); Molé M., Culte, mythe et cosmologie dans l'Iran ancien, (P.), 1963.И. M. Оранский. Ленинград. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое древнеиранская мифология
Значение слова древнеиранская мифология
Что означает древнеиранская мифология
Толкование слова древнеиранская мифология
Определение термина древнеиранская мифология
drevneiranskaya mifologiya это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):