Советская историческая энциклопедия - древнеегипетская культура
Связанные словари
Древнеегипетская культура
культура долины Нила от Средиземного м. на С. до первого порога на Ю., развивавшаяся со времен неолита (5-4-е тыс. до н. э.) до 4 в. н. э. Зародившись в условиях первобытнообщинного строя, Д. к. оформилась в рабовладельч. деспотии, сложившейся в Египте к кон. 4-го тыс. до н. э. Хотя древние египтяне достигли для своего времени значит. успехов в различных областях культуры в целом, для Д. к. характерна известная застойность. Эта застойность была обусловлена медленностью развития производит. сил и связанных с ними социально-экономич. отношений и сильным влиянием религ. идеологии, способствовавшей длит. сохранению устарелых взглядов и приемов в иск-ве, лит-ре и науке.Материальная культура. В 5-м тыс. до н. э. в Египте начался переход от охотничьего хозяйства к земледелию и скотоводству. Появились первые с.-х. орудия (мотыга, серп); орудия труда изготовлялись исключительно из камня, дерева и кости. В 4-м тыс. до н. э. впервые началась обработка меди (начиная с Бадарийской культуры), появился примитивный плуг, с нач. 2-го тыс. стала применяться бронза. Железо вошло в широкое употребление лишь к сер. 1-го тыс. до н. э. Больших успехов достигли египтяне в обработке драгоц. металлов золота и серебра, из к-рых они изготовляли подлинные шедевры художеств. творчества (напр., маска и саркофаг Тутанхамона).В 5-4-м тыс. развились ткацкие и керамич. произ-ва. В 4-м тыс. уже вырабатывался фаянс (раньше чем в Азии). С 3-го тыс. появляется и стекло.Огромное значение имела ирригация. Были созданы различные приспособления для поливки полей: журавль (шадуф), позднее водоподъемное колесо (сакие). Бассейновая система орошения просуществовала в Египте до 19 в. н. э. Пути сообщения проходили в осн. по Нилу. Использовались также вьючные животные (гл. обр. ослы). Для перевозки тяжестей употреблялись салазки. Колесный транспорт применялся с 18 в. до н. э.Строительное дело и архитектура. На всем протяжении истории Др. Египта осн. материалом для строительства домов служили глина и тростник. Даже дворцы фараонов сооружались из кирпича-сырца. В 3-м тыс. до н. э. овальные и круглые хижины додинастич. периода сменились прямоугольными постройками, иногда двухэтажными с плоской кровлей. С 28 в. до н. э. (III династия) началось строительство царских гробниц (пирамид) из кам. блоков. Только интенсивная эксплуатация подневольного труда рабов и бедняков давала возможность сооружать эти огромные и прочные строения с помощью медных орудий и крайне примитивных технич. приспособлений. С 16 в. до н. э. стали высекаться скальные гробницы фараонов. К этому же времени относятся монументальные храмы (наиболее крупные Карнак и Луксор в Фивах) с огромными колонными залами и открытыми дворами. У входа часто воздвигались пилоны (башни) и обелиски. К ним вели аллеи для процессий, по бокам аллей обычно устанавливались сфинксы.Скульптура и живопись. Непревзойденные шедевры создали египтяне в пластике. Древнейшие глиняные и костяные статуэтки восходят к неолиту (5-4-е тыс. до н. э.). В кон. 4-го тыс. до н. э. ваятели стали применять камень, а с нач. 3-го тыс. медь.Представления о загробной жизни, согласно к-рым Ка, душа умершего, в случае разрушения тела, должна была иметь вместилище для посмертного существования, способствовали развитию скульптурного портрета. При этом цари, вельможи и боги в силу религ. традиций изображались в застывших, условных позах. Зато статуэтки слуг и работников отличались известной динамичностью движений.Те же тенденции прослеживаются в живописи и рельефах на стенах гробниц и храмов, а также на изображениях стел и саркофагов. Стремясь передать наиболее характерные признаки, егип. художники не считались с требованиями перспективы и показывали предмет (особенно человеч. фигуру) в нескольких ракурсах одновременно. Попытка полной ломки художеств. традиций и канонов относится ко времени Эхнатона (15-14 вв. до н. э.) (напр., изумительные по изяществу и экспрессии скульптурные портреты царицы Нефертити, ее дочерей, Эхнатона, фрески дворца в Амарне).Письменность. В 4-м тыс. до н. э. в Египте появилось рисуночное письмо (идеограммы). В дальнейшем нек-рые знаки стали употребляться (по созвучию) для передачи сочетаний 2 или 3 согласных (фонограммы), а в нач. 3-го тыс. выработался алфавит из 24 согласных букв (гласные звуки в егип. письме не передавались). Все три вида иероглифич. знаков (идеограммы, фонограммы и буквы) сосуществовали. После слова, написанного фонетич. знаками, часто ставился детерминатив, определявший категорию понятий, к к-рой оно относится. Наряду с иероглифич. письменностью употреблялись различные виды скорописи: с конца эпохи Древнего царства иератика, а с 8 в. до н. э. демотика. Материалом для письма служили папирус, кам. плиты, деревянные доски, острака и пр.Наука. Др.-егип. наука носила преим. эмпирич. характер. Развитие математич. знаний, начиная с эпохи Древнего царства, объяснялось нуждами централизованного гос-ва с его сложной системой исчисления податей и определения зем. наделов, а также необходимостью точных расчетов для ирригац. и строит. работ. Египтяне впервые ввели десятичную систему исчисления. Сохранились задачи на 4 правила арифметики, с учетом дробных чисел. Была известна арифметич. и геометрич. прогрессия. Исчислялись площади прямоугольников, треугольников, круга (p определялось как 3, 16, т. е. с ошибкой на 0,02), а также поверхности простой и усеч. пирамиды. Появились зачатки алгебры (понятие неизвестной величины, уравнение с 2 неизвестными). Разливы Нила и цикл с.-х. работ заставили очень рано накапливать наблюдения над явлениями природы, в т. ч. за движением небесных тел, что привело к зарождению начатков астрономии и возникновению, возможно еще в 4-м тыс. до н. э., календаря. Год делили на 365 суток (12 месяцев по 30 дней и добавочная пятидневка, без учета лишних часов и минут). Егип. жрецы и писцы, в чьих руках преим. накапливались науч. знания, отмечали положение звезд и группировали их в созвездия. Для ориентировки зданий фиксировалась полярная звезда. Использовались солнечные и водяные часы. Составлялись примитивные геогр. карты и списки городов, с учетом расстояния между ними.В медицине проводилась специализация (офтальмология, гинекология, ветеринария и пр.). Обычай вскрытия тела при мумификации способствовал ознакомлению с анатомией. Были изучены функции сердца и открыт закон кровообращения. Имелись нек-рые представления о значении мозга. Егип. врачи производили трепанацию черепа, пломбировали зубы, применяли антисептич. средства, хирургич. шины и т. д. Однако вполне реалистич. представления переплетались с верой в магию и колдовство.Известные химич. познания использовались при мумификации трупов, приготовлении благовоний, лекарств и в стекольном ремесле (применение примесей окиси цинка, меди, марганца, кобальта при произ-ве цветного стекла).Лит.ратура была весьма разнообразна по содержанию и по жанрам. Особенно много дошло до нас религ.-магич. сборников, тексты к-рых по представлениям древних египтян должны были обеспечить умершим загробное блаженство ("Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга мертвых"), а также гимны богам и ритуальные, т. н. драматич. тексты, предназначенные для мистерий, во время к-рых жрецы играли роль богов. В то же время в егип. лит-ре можно найти проявление скептицизма в отношении офиц. религ. догм; так, в "Разговоре разочарованного со своим духом" подвергается сомнению загробная жизнь.Начиная с Древнего царства (3-е тыс. до н. э.) сохранились многочисл. автобиографии вельмож, позднее послужившие образцом для приключенч. повести (напр., "Рассказ Синухета"). Записывались мифы, басни, сказки (напр., о потерпевшем кораблекрушение, о 2 братьях, о взятии Яффы), произведения любовной лирики. Весьма популярными были поучения (в т. ч. царей), носившие характер политич. завещаний.Социальная борьба особенно резко отражена в "Речениях Ипусера", проникнутых нескрываемой ненавистью к восставшим нар. массам. Ист. лит-ра представлена погодными записями Палермского камня и надписями, анналами царей (Тутмоса III, Рамсеса II и др.). В 4 в. до н. э. жрец Манефон составил обзор истории Египта на греч. языке.Судя по изображениям в гробницах, были весьма распространены музыка и пение как в быту, так и при богослужении. Египтянам были известны муз. инструменты: струнные (арфа, лютня), ударные (систр, тамбурины, барабан) и духовые (флейты, трубы).Д. к. оказала значит. влияние на культуру народов Куша, азиат. стран, позднее на Грецию и Рим.После завоевания Др. Египта Александром Македонским религия, иск-во и лит-ра Др. Греции, смешавшись с местной, образовали синкретическую эллинистическую культуру, воздействие к-рой ярче всего проявилось в городах Дельты, особенно в Александрии.В 4 в. н. э. христианство полностью одержало победу над язычеством. Одновременно с этим иероглифич. письменность (считавшаяся языческой) была заменена коптским алфавитом. С этого времени начинается ср.-век. егип. культура (коптская, а позднее арабская).Лит.: Лурье И. и др., Очерки по истории техники Древнего Востока, М.-Л., 1940; Лукас А., Материалы и ремесл. произ-ва Др. Египта, пер. с англ., М., 1958; Веселовский И. Н., Егип. наука и Греция. Из истории древней математики и астрономии, в кн.: Тр. Ин-та истории естествознания АН СССР, т. 2, М., 1948; Коростовцев М. A., Писцы Древнего Египта, М., 1962; Тураев Б. A., Егип. лит-ра, т. 1, М., 1920; Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения Др. Египта, М., 1958; Матье М. Э., Иск-во Др. Египта, Л.-М., 1961; Коростовцев М. A., Егип. язык, M., 1961; Петровский Н. С., Егип. язык, Л., 1958; Posener G., Dictionnaire de la civilisation égyptienne, P., (1959); Erman A., Aegypten und aegyptisches Leben im Altertum, (neu bearb. von H. Ranke), Tübingen, 1923; Wiedemann A., Das alte Г„gypten, Heidelberg, 1920; Mathematischer Papyrus des Staatlichen Museums der schönen Künste in Moskau, hrsg. und kommentiert von W. W. Struve, В., 1930; Grapow H., Grundriss der Medizin der alten Г„gypter, Bd 1-7, В., 1954-61; Lefebnre G., Romans et contes égyptiens, P., 1949; Posener G., Littérature et politique dans l'Egypte de la XII dynastie, P., 1956; Wolf W., Die Kunst Г„gyptens, Stuttg., 1957; Hickmann H., 45 siècles de musique dans l'Egypte ancienne, P., (1956).И. С. Кацнельсон. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое древнеегипетская культура
Значение слова древнеегипетская культура
Что означает древнеегипетская культура
Толкование слова древнеегипетская культура
Определение термина древнеегипетская культура
drevneegipetskaya kultura это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):