Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - древнеримская мифология и религия

Древнеримская мифология и религия

Мифология и религия древних римлян никогда не имели законч. системы. Остатки старинных верований уживались в них с мифами и религ. представлениями, заимствованными у соседних народов (этрусков, греков и др.). О Д. м. и р. периода родового строя можно судить по архаич. пережиткам в поздних эпохах. На тотемистич. представлениях основаны, напр., культ капитолийской волчицы, содержание свящ. гусей на Капитолии. Пережитки фетишистских представлений сказались в культе Юпитера-камня, Юпитера-молнии, Януса-двери, в почитании свящ. оружия Нумы Помпилия и т. д. Исконная Д. м. и р. характерна дробностью, мелочной детализацией функций богов (так, 43 бога ведали детством человека, 4 произрастанием злака и т. п.). Особенностями рим. анимизма были его абстрактность и безличность. Обожествлялись отвлеч. понятия, сооружались храмы Победе, Надежде, Счастью и др. С анимизмом связана вера в гениев охранителей людей, семей (лары, пенаты), родов, племен, самого гос-ва. В культ возводилось почитание душ предков (маны). Была распространена магия как средство навязывания человеч. воли божеств. силам. Гадали гл. обр. по полету птиц и различным явлениям природы (грому, молнии и т. д.). Магич. сила приписывалась заговорам (напр., по законам 12 таблиц полагалось наказание за порчу урожая заговором; на табличках встречаются заговоры, "связывающие" врага). По мере развития рабовладельч. общества и гос-ва аристократия и жречество вырабатывают пантеон божеств, в народе же были живучи первобытные религ. представления. В царский период (по преданию, при Нуме Помпилии) складывается государственная религия, создается общегос. календарь религиозных праздников. Гл. богами становятся: Юпитер, верховный бог неба, Янус бог двери, а затем всякого начинания, в т. ч. и войны; Марс бог производит. сил природы, а потом войны, покровитель рим. общины; Веста охранительница домашнего очага и вообще огня как символа благополучия гос-ва; Сатурн бог посева, а в дальнейшем родоначальник богов (с ним связано представление о т. н. золотом веке). Под влиянием этрусков выделяется т. н. капитолийская триада (Юпитер, Юнона, Минерва), строятся храмы, оформляются жреч. коллегии, усложняется обрядовая сторона. Обрядности придавалось огромное значение, т. к. рим. культ пронизывало договорное начало "do, ut des" "я даю, чтобы и ты мне дал". Высшей культовой властью были жрецы-понтифики во главе с верховным понтификом (pontifex maximus). Как и в Греции, в Риме не развилось профессионального жречества, замкнутого в особое сословие. Религия в Риме не отделялась от гос-ва, а сливалась с ним. Жрецы те же должностные лица, выполняющие определенные функции. Помимо осуществления культовых функций, они составляли календарь, списки должностных лиц, вели главную летопись. Жертвоприношения отд. божествам совершали фламины. Вечный огонь в храме Весты поддерживали весталки. Толкователями знамений были авгуры и гаруспики (этрусского происхождения). Коллегия фециалов совершала определенные обряды при объявлении войны и заключении мира.

Особые древние коллегии составляли жрецы богини плодородия, т. н. арвальские братья (братья-пахари), жрецы Марса "салии" ("плясуны"). Местами священнодействий первоначально были рощи, пещеры, источники и т. д., где сооружались жертвенники; с развитием антропоморфизма богов стали строить храмы (жилища божества), важнейшие из к-рых Капитолийский храм, Пантеон, храм Весты, храм Фортуны Вирилис на "Бычьем рынке".

Священнодействия выражались в очистит. обрядах, просит. и благодарств. молитвах, торжеств. обетах, кровавых и бескровных жертвоприношениях. В эпоху республики эллинистич. влияние привело к отождествлению, часто внешнему, рим. божеств с греческими (Юпитер Зевс, Минерва Афина, Юнона Гера, Диана Артемида, Венера Афродита, Марс Apec, Меркурий Гермес, Церера Деметра, Веста Гестия, Нептун Посейдон, Вулкан Гефест и т. д.). Вводится культ греч.

Аполлона, приобретают авторитет сивиллины книги, туманные по смыслу греч. прорицания в стихах. Смещанная греко-рим. мифология, а также мифологич. преломление ист. прошлого Рима в виде легенд об Энее, Ромуле и Реме и т. д. закрепились в лит-ре и иск-ве. В нек-рых религ. праздниках (напр., Компиталиях), сохранившихся от доклас. об-ва, наравне со свободными участвовали рабы.

У плебеев были особые храмы и обряды, связанные культом плебейской триады (Церера, Либер, Либера). Со 2 в. до н. э. в связи с обострением социальной борьбы усиливается тяга к мистике: вакханалии, увлечение вавилонской астрологией, вера в судьбу фортуну, культ Великой матери богов (Кибелы) из Песинунта.

Вместе с тем развиваются скептицизм и критика религии (Лукреций Кар). В эпоху империи бедственное положение низов общества и аполитизм рабовладельч. верхушки вызвали, особенно в вост. провинциях Рим. империи, эсхатологию учение о конечных судьбах мира и загробной жизни человека, а также мессианизм веру в пришествие божеств. спасителя мира.

Этим чаяниям противопоставлялся императорский культ, носивший не столько религ., сколько политич. характер. Императоры отождествлялись гл. обр. с популярными в широких массах Рим. империи богами Гелием (богом солнца и плодородия) и Геркулесом (символизировавшим труд и культуру). В Рим продолжают проникать вост. культы: египетской Исиды, иудейского Яхве, персидского Митры, сирийских богов, находившие особенно много сторонников среди низших и средних слоев населения. Постепенно складывается представление о едином боге и остальных богах как его олицетворенных функциях. Тяга к монотеизму, мистицизм, развитие идеалистич. философии (стоицизма, неоплатонизма) способствовали, в конечном счете, победе христианства.

Лит.: Буассье Г., Рим. религия от Августа до Антонинов, М., 1914; Каждан А. П., Религия и атеизм в древнем мире, М., 1957; Тренчени-Вальдапфель И., Мифология, пер. с венг., М., 1959; Штаерман Е. М., Мораль и религия угнетен. классов рим. империи, M., 1961, Wissowa G., Religion und Kultus der Römer, Münch., 1902; Altheim F., Römische Religionsgeschichte, Bd 1-2, Baden-Baden, 1951-53. См. также лит. при ст. Древнегреческая мифология и религия.

А. Ч. Козаржевский. Москва. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое древнеримская мифология и религия
Значение слова древнеримская мифология и религия
Что означает древнеримская мифология и религия
Толкование слова древнеримская мифология и религия
Определение термина древнеримская мифология и религия
drevnerimskaya mifologiya i religiya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):