Советская историческая энциклопедия - древнеегипетская мифолугия и религия
Связанные словари
Древнеегипетская мифолугия и религия
Др.-егип. мифология. Среди егип. мифов центр. место занимают осн. циклы: сотворение мира, наказание человечества за грехи, борьба Ра с силами мрака и особенно смерть и воскресение Осириса.Создание Вселенной чаще всего приписывалось богу солнца Ра, поднявшемуся из бутона лотоса, к-рый появился в предвечном водном хаосе (Нуне). Согласно представлениям древних египтян, из уст Ра вышли первые боги, а из его слез возникли люди. По другой версии, землю и людей вылепил бог-гончар Птах (или Хнум).Цикл мифов о наказании людей сильно отличается от вавилонского и библейского. Вместо потопа в егип. мифах Ра, разгневанный на людей, переставших повиноваться богам, посылает на землю свою дочь Сохмет-Хатор в образе львицы. Она начинает истреблять людей. Лишь с трудом удается богам ее остановить и спасти остаток человечества. Красной нитью через эти мифы проходит мысль о всесилии богов, способных по своему усмотрению карать или осыпать милостями. Нередко др.-егип. боги выступают как богатыри, в тяжелой борьбе поражающие своих врагов (миф о борьбе Ра с гигантским змеем Апопи; в основе этого мифа лежит обыкновенное явление природы смена дня и ночи). Смена времен года, расцвет и увядание природы, посев и сбор урожая отразились в мифе об умирающем и воскресающем боге Осирисе. Культ Осириса, культ производит. силы природы, особенно почитался среди земледельцев. Известны многочисл. изображения Осириса в окружении деревьев, виноградных лоз и т. д. или изображения фигуры Осириса, слепленной из земли, смешанной с нильским илом и семенами, к-рые прорастали и покрывали фигуру Осириса зеленым ковром, символизируя воскресение бога. Культ Осириса оказал влияние на христианство, особенно на формирование мифа о Христе.Религия древних египтян зародилась в первобытно-родовых общинах и прошла длит. путь от примитивных верований доклас. общества до сложных теологич. систем восточной рабовладельч. деспотии. Для др.-егип. религии характерно прочное сохранение древнейших верований на всем протяжении многовековой истории др.-егип. гос-ва: фетишизма (напр., поклонение камню бен-бен, связанное позднее с культом бога солнца Ра), обожествления растений (напр., священной сикоморы богини Хатор) и особенно зооморфизма (культа животных).Восходя к тотемизму, свойственному охотничьим племенам, зооморфизм стойко сохранялся в др.-егип. религии. Почти каждое егип. божество почиталось в виде к.-л. животного. Так, богиню Хатор почитали в виде коровы, мемфисского бога Птаха в виде черного быка с белой отметиной на лбу (Аписа), богиню Баст в виде кошки, бога мудрости Тота в виде ибиса или павиана, бога Гора в виде сокола и т. д. Даже в эллинистич. и римский периоды мн. города Египта носили название обоготворяемого животного: Крокодилополь (город крокодила), Кинополь (город собаки), Леонтополь (город льва) и т. д. На более позднем этапе наблюдается антропоморфизация божеств. Однако старые представления не исчезли, но стали сочетаться с новыми. Так, богиня Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, бог Тот в виде человека с головой ибиса, бог Анубис в виде человека с головой шакала или собаки. Священные животные всячески оберегались. Убийство свящ. животного считалось тягчайшим преступлением и наказывалось смертью. Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на спец. кладбищах.Переход от охотничьего х-ва к земледелию и скотоводству и образованию класс. общества в Египте в 4-м тыс. до н. э. привели к значит. переменам в религ. верованиях. На первый план выдвинулись боги, олицетворяющие различные стихии: небо (богиня Нут), землю (бог Геб), солнце (бог Ра), луну (бог Тот) и т. д. Особенно егип. земледельцы стали почитать свой жизненный источник реку Нил в образе бога Хапи.Широкое распространение в Др. Египте получил культ мертвых, в основу к-рого было положено представление о загробной жизни, о полях рая (Иалу), где наслаждаются души праведников, и о страшных наказаниях грешников в преисподней (Дуаут). Согласно религ. представлениям египтян, у каждого человека было неск. душ: Ба, изображавшаяся в виде птицы с человеч. головой, Ка, являвшаяся двойником человека, и др. По поверьям египтян достичь вечного блаженства мог только тот, у кого тело, считавшееся прибежищем души, было сохранено в целости. Отсюда обычай мумификации трупов. Для сохранения мумифицированного тела строилась гробница, к-рая снабжалась всем необходимым, употреблявшимся покойным при жизни. В гробницу клались также маленькие статуэтки слуг ("ушебти" "ответчики"). Египтяне верили, что силой магич. заклинаний покойный оживит эти статуэтки и они будут работать на него в загробном мире. Мумифицировали состоятельных египтян. Особенно пышно хоронили фараонов в эпоху Др. и Среднего царств. Им строили грандиозн. сооружения пирамиды, в более позднее время гробницы высекались в скале. Вокруг пирамид, а позднее скальных гробниц, образовывался комплекс захоронений город мертвых, некрополь с заупокойными храмами. После смерти душа покойного, согласно представлениям египтян, отправлялась в путешествие по загробному миру, где ее подстерегали чудовища, спастись от к-рых можно было с помощью заклинаний и молитв, содержавшихся в "Книге мертвых" неотъемлемой части погребального инвентаря. 125-я глава "Книги мертвых" посвящена загробному суду над человеч. душой. Перед лицом верховного судьи загробного мира Осириса происходила психостасия взвешивание сердца покойного на весах, уравновешенных символом истины. Сердце, отягощенное грехами, нарушало равновесие, и тогда покойный пожирался страшным чудовищем Амамат-Пожирательницей. В списке грехов т. н. "отрицательной исповеди" (125-я глава) мы находим весьма характерные преступления егип. бюрократии: взяточничество, подлоги, кражи и пр. Смертным грехом считалось отведение воды из чужого оросит. канала, т. к. это влекло за собой гибель посевов и обрекало потерпевшего на голод. Праведники, сердца к-рых не нарушали равновесия весов, отправлялись в поля Иалу. Изображение др.-егип. загробного суда несомненно повлияло на христ. иконографию Страшного суда (изображение весов, чудовищ, пожирающих грешников, и т. д.).Вначале культы носили местный характер. В каждом номе чтили своего гл. бога: в Гелиополе поклонялись Ра-Атуму, в Фивах Амону и т. д. Образовывались божеств. триады (напр., фиванская: Амон бог солнца, его жена Мут богиня неба, их сын Хонс бог луны). Вокруг триады формировалась иерархия богов. Объединение номов в два гос-ва (Верхний и Нижний Египет), а затем в единую рабовладельч. деспотию (ок. 3-го тыс. до н. э.) сделало необходимым создание общегос. культов, унификацию религии. Гл. место в унифицированной религии занимали боги города-гегемона. Так, когда столицей Египта стал Гелиополь, то на 1-е место выдвинулась гелиопольская теологич. система из верховных богов и богинь (т. н. Великая Эннеада во главе с Ра-Атумом). Позднее, в эпоху Среднего и Нового царств, когда столицей Египта стали Фивы, фиванский бог Амон стал гл. божеством Египта, и егип. жрецы отождествили его с прежним верховным богом Ра.Иерархия богов с царем богов во главе представляет собой зеркальное отражение порядков вост. деспотии. Верховный бог (Ра-Атум, а позднее Амон-Ра) имеет свой двор, своего визиря (бога мудрости Тота), свои канцелярии и т. д. Офиц. религия объявляла фараона воплощением бога, живым богом, предписывала воздавать ему божеские почести. Огромные пожертвования и различные льготы, щедро раздаваемые фараонам и храмам, особенно Луксорскому и Карнакскому, привели к усилению жречества, к-рое начало оспаривать власть у фараона. Попытка Аменхотепа IV (Эхнатона) (15 в. нач. 14 в. до н. э.) подорвать могущество жречества введением монотеизма не удалась. В II в. до н. э. фиванские жрецы захватили престол Египта и установили теократию.В Др. Египте сложилась богатейшая религ. и магич. лит-ра. Заговоры, молитвы, толкования, призывы богов оформлялись в сборники. Так возникли "Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга мертвых" и множество др. религ. сборников. Примером развития теологич. мысли может служить т. н. Мемфисский богословский трактат, в к-ром за много веков до христианства проводилась мысль о логосе слове, созидающем мир. Теологич. системы Др. Египта получили большое распространение в религиях антич. мира и оказали значит. влияние на христ. догматику, иконографию, обрядность. Так, напр., на христ. иконах встречаются элементы зооморфизма: св. Христофор с головой собаки потомок Анубиса. Очень древние черты сохранили пасхальные обряды и т. д.Лит.: Матье М., Др.-егип. мифы, М.-Л., 1956; Франк-Каменецкий И. Г., Памятники егип. религии в Фиванский период, т. 1-2, М., 1917-18; Струве В., Социальная проблема в заупокойном культе древнего Египта, в кн.: Религия и общество, Л., 1926, с. 5-28; Матье М., Религия египетских бедняков, там же; Франк-Каменецкий И. Г., Религиозный синкретизм в Египте в Фиванский период, в кн.: Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР, т. 3, в. 1, Л., 1928; Erman A., Die Religion der Г„gypter, В.-Lpz., 1934; Mercer S. A. В., The religion of ancient Egypt, L., 1949; Kees H., Der Götterglaube im alten Г„gypten, 2 Aufl., В., 1956; его же, Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der alten Г„gypter, 2 Aufl., В., 1956; Drioton E., La religion égyptienne, в кн.: Les religions de l'Orient ancien, P., (1957); Vandier J., La religion égyptienne, 2 éd., P., 1949; Bonnet H., Reallexikon der ägyptischen Religionsgeschichte, В., 1952.Е. Н. Максимов. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое древнеегипетская мифолугия и религия
Значение слова древнеегипетская мифолугия и религия
Что означает древнеегипетская мифолугия и религия
Толкование слова древнеегипетская мифолугия и религия
Определение термина древнеегипетская мифолугия и религия
drevneegipetskaya mifolugiya i religiya это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):