Советская историческая энциклопедия - атеизм
Связанные словари
Атеизм
(от греч. a отрицат. приставка и teos бог) система взглядов, отрицающих всякую религию и ее осн. идеи: существование бога, бессмертие души, потусторонний мир, а также др. представления, порождаемые верой в сверхъестественное. А. опирается на развитие науч. познания мира, является составной частью материалистич. мировоззрения и выражает обычно интересы передового класса, борющегося с религией.Зародыши атеистич. взглядов возникают уже в ранних др.-вост. гос-вах как выражение протеста против эксплуататорской роли религии и использования ее жреч. аристократией, а также как закономерный вывод из развивающихся стихийно-материалистич. воззрений. Критика религ. представлений проступает в трактатах "Беседа разочарованного со своей душой", "Песнь арфиста", "Поучение" из папируса Честер-Бити и в др. памятниках Др. Египта, восходящих к 3-2-му тыс. до н. э., в лит.-филос. сб. Др. Китая "Цзочжуань", "Ши цзине" и др., в др.-инд. материалистич. учениях локаята, чарвака, санкхья, ньяя и др. Атеистич. идеи развивали в Др. Иддии (7-6 вв. до н. э.) мудрец Брихас-пати и его ученики Дхишан, Капила и др., в Др. Китае философы 7-6 вв. до н. э. Фань Вань-цзы, Шэнь Сюй, Сюнь-цзы (298-238 до н. э.), Хань Фэй (280-233 до н. э.) и др. Позднее А. ярко проступает у китайского материалиста Ван Чуна (27-104), решительно отвергавшего идею о бессмертии души.В Др. Греции в 6-4 вв. до н. э. A., являвшийся следствием накопления положит. знаний и роста материалистич. воззрений, превратился в идейное оружие передовых групп рабовладельч. демократии в борьбе с реакц. силами. Др.-греч. философы Фалес, Анаксимандр и Анаксимен отрицали роль богов в сотворении мира и объясняли природу, исходя из нее самой. Гераклит прямо заявлял, что "природа не сотворена никем из богов или людей". По Ксенофану, образы богов создали люди по своему подобию. Крупный материалист древности Демокрит отрицал божеств. промысел, резко критиковал антропоморфич. представления о богах, высмеивал "лживые сказки" о загробной жизни и пытался дать материалистич. объяснение происхождению религии. Протагор из Абдеры, Диагор Мелосский, Эвгемер Критский, Феодор Киренейский, Стратон из Лампсака, Аристарх Самосский (4-3 вв. до и. э.) и др. др.-греч. философы и ученые также высказывали атеистич. взгляды. Высшего развития антич. А. достиг у др.-греч. философа Эпикура (341-270 до н. э.) и его рим. последователя Лукреция Кара (99-55 до н. э.), развившего материалистич. теорию происхождения религии как следствия страха первобытного человека перед непонятными ему явлениями окружающего мира. Он писал, что "поколения смертных унижают себя", когда "всецело богам оставляют чудные силы и власть управления всею вселенной", и утверждал, что душа материальна и смертна, как и тело, что все сверхъестественное плод вредных суеверий.Ярким представителем воинств. А. древнего мира был высмеивавший богов Лукиан из Самосаты (прибл. 120-180), отвергавший всякую веру в богов, духов, душу и т. п. и резко критиковавший религ. учения, в т. ч. складывавшееся христианство.В ср. века, когда мировоззрение было по "существу теологическим" (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, 1955, с. 206), когда господств. формой идеологии была религия, а в Зап. Европе церковь во мн. странах осуществляла суровую диктатуру, подвергая беспощадному преследованию любые проявления свободомыслия, открытые формы А. были невозможны. Атеистич. идеи отражали стремление высвободить ростки науч. знаний из тисков религ. мировоззрения и борьбу нар. масс против освященного церк. авторитетом феод. строя и самой церкви. Путем к А. служили нек-рые ереси, "теория двойств. истины", нек-рые филос. направления (Абеляр, номинализм, пантеизм, нередко являвшиеся скрытым отходом от религии). Атеистич. идеи развивали в ср. века кит. философы Фань Чжэнь (6 в.), Хань Юй (8-9 вв.), иранский ученый Закария Рази (9 в.), поэт и ученый Омар Хайям (1040-1123). На З. антиклерикализмом, а в известной степени и А. насыщены мн. лит. произведения: фаблио, шванки (12-14 вв.), студенч. сатира во Франции (ваганты, голиарды), поэмы "Роман о Лисе", "Роман о Розе" Жана де Мён (названного "Вольтером 13 в."), произв. франц. поэтов Рютбёфа, Франсуа Вийона. Распространению А. способствовала и антиклерикальная сатира в творчестве итал. новеллистов 15-16 вв. Боккаччо, Мазуччо и др. Развитие гор. культуры, накопление знаний и влияние передовых идей Востока (Ибн Сина, Ибн Рошд, Ибн Гебироль) способствовали появлению в Зап. Европе учений, подводивших к материализму и А. Возникновение ростков капитализма в сев.-итал. городах, накопление положит. знаний и зарождение эксперимент. науки в 15-16 вв. (Леонардо да Винчи, П. Помпонацци, Дж. Кардано и др.) создавали почву для атеистич. идей, хотя и прикрытых подчас пантеистич. или деистич. формой.Нар. еретич. движения, в особенности связанные с пантеистич. представлениями (амальрикане, братья и сестры свободного духа и др.), также приводили иногда к атеистич. выводам, а развитие пантеистич. идей средневековья и использование их как формы революц. идеологии в период Реформации подводило к А. Резкая критика феодализма и разоблачение освящавшей его церкви передовыми мыслителями, обострение клас. борьбы в 16-17 вв. способствовали появлению анонимного памфлета "О трех обманщиках" ("De tribus impostoribus", 1598), атеистич. трактата Т. Кампанеллы "Побежденный атеизм" ("Atheismus triumphatus", 1636) и проникнутых атеистич. идеями филос. трудов Дж. Бруно, Л. Ванини, К. Лыщинского (фрагменты его трактата "О несуществовании бога" "De non existentia Dei" впервые опубл. в 1957 в журн. "Euhemer", No 1). Опираясь на результаты науч. переворота, совершенного Н. Коперником, Дж. Бруно, Г. Галилеем, Ф. Бэконом, Р. Декартом и др., и критику религии и церкви в эпоху англ. бурж. революции, Дж. Мильтон, Р. Овертон, автор книги "Человек смертен" ("Man wholly mortal", 1655), Т. Гоббс (отрицавший религию как мировоззрение, но считавший необходимым сохранить ее как "социальную узду" для народа) высказывали идеи, проложившие дорогу А. Ближе к А. подошел Дж. Толанд, написавший "Христианство без тайн" ("Christianity not mysterious", 1696). В Голландии, "образцовой капиталистич. стране 17 в." (Маркс), где экономич. процветание сопровождалось бурным ростом науки и культуры (X. Гюйгенс, А. Левенгук, Гуго Гроций и др.), большую роль в развитии А. в 17 в. сыграл голл. материалист Б. Спиноза, выступивший с критикой Библии. Однако, следуя традициям пантеизма, он и сам именовал природу богом, хотя в осн. его воззрения близки А.Крупным шагом в развитии А. явилась философия франц. материалистов 18 в. идеологов франц. бурж. революции кон. 18 в. Опираясь на успехи естеств. наук, на передовые социально-политич. идеи, они продолжали острую критику религии и церкви, развернутую их предшественниками англ. и франц. деистами (Г. Болингброк, Ш. Монтескьё, Э. Б. Кондильяк, Анри Бейль и др.). Особенно резкой критике подверг католич. церковь глава франц. просветителей 18 в. Вольтер, выступавший под лозунгом "Раздавите гадину!". Значит. резонанс получил памфлет представителя демократич. А. и плебейского утопич. коммунизма 18 в. Жана Мелье ("Завещание" ("Le testament")), проникнутый боевым, революц. духом. Франц. атеисты 18 в. создали выдающиеся филос. и художеств. произв., вошедшие в золотой фонд атеистич. лит-ры. Ж. О. Ламетри "Естеств. история души" ("Histoire naturelle de l'âme", 1745), "Человек-машина" ("L'homme-machine", 1748, рус. пер. 1925), "Человек-растение" ("L'homme-plante", 1748, рус. пер. 1925), "Система Эпикура" ("Le système d'Epicure", 1750, рус. пер. 1925); Д. Дидро "Филос. мысли" ("Les pensées philosophiques", 1746, рус. пер. 1935), "Письмо о слепых в назидание зрячим" ("La lettre sur les aveugles...", 1749, рус. пер. 1935), "Мысли об объяснении природы" ("Les pensées sur l'interprétation de la nature", 1754, рус. пер. 1935), "Разговор Д'Аламбера с Дидро" ("Entretien entre d'AlГЄmbert et Diderot", 1769, рус. пер. 1956), "Сон Д'Аламбера" ("Rève de d'AlГЄmbert", 1769), "Монахиня" ("La religieuse", 1760, изд. 1796, рус. пер. 1956), "Племянник Рамо" ("Le neveu de Rameau", 1762-79, изд. 1805, рус. пер. 1937); П. А. Гольбах "Разоблаченное христианство" ("Le christianisme dévoilé...", 1761, рус. пер. 1924), "Карманное богословие" ("Théologie portative", 1768, рус. пер. 1959), "Священная зараза" ("La contagion sacrée", 1767, рус. пер. 1936), "Письма к Евгении" ("Lettres а Eugénie...", 1768, рус. пер. 1934), "Система природы" ("Systéme de la nature....", 1770, рус. пер. 1940), "Здравый смысл" ("Le bon sens...", 1772, рус. пер. 1911); К. А. Гельвеций "Об уме" ("De l'esprit", 1758, рус. пер. 1938), "О человеке" ("De l'homme....", 1773, рус. пер. 1938). Идеи франц. атеистов кануна революции получили дальнейшее развитие в трудах Ж. А. Кондорсе, П. Ж. Ж. Кабаниса, Ж. Ж. Ф. Лаланда, Ш. Дюпюи и К. Ф. Вольнея, в памфлетах Ж. А. Нежона, Анахарсиса Клоотса, Ж. Р. Эбера, выступавшего под именем "отца Дюшена" в революц. газете Парижа того же назв. Ярким представителем воинств. А. был поэт-философ Сильвен Марешаль, участник "заговора во имя равенства", создавший множество произв. образцов атеистич. пропаганды. Франц. астроном Ж. Ж. Ф. Лаланд писал атеистич. памфлеты, подписываясь "старшина атеистов"; крупный ученый П. С. Лаплас на вопрос Наполеона об отсутствии в его системе небесной механики упоминания о боге ответил, что он "не нуждается в этой гипотезе". В период Франц. революции конца 18 в. происходило широкое антицерков. движение (дехристианизация). Прокурор Парижской Коммуны Анаксагор Шометт, члены Конвента Анахарсис Клоотс и др., опираясь на гор. бедноту, провели ряд реформ, направленных против церкви и способствовавших распространению А. (провозглашение "свободы культов", установление революц. атеистич. календаря, предоставление коммунам права отменять церк. культ и др.).А. франц. материалистов 18 в. получил высокую оценку В. И. Ленина, подчеркнувшего, что и в совр. борьбе с религией "бойкая, живая, талантливая, остроумно и открыто нападающая на господствующую поповщину публицистика старых атеистов XVIII века..." может принести большую пользу (Соч., т. 33, с. 204). Вместе с тем А. франц. мыслителей 18 в. был непоследовательным, ограниченным, поскольку они исходили из незыблемости существования бурж. строя. Гл. причиной возникновения религии они считали невежество масс и обман их духовенством и поэтому полагали, что А. утвердится одним лишь путем просвещения народа. Нек-рые из них даже отстаивали необходимость сохранения религии "для народа" в качестве социальной узды.Опираясь на передовые атеистич. идеи франц. материалистов, критику религии углубил Л. Фейербах, вскрывший в своих произв. ("Сущность христианства" "Das Wesen des Christentums", 1841; "Сущность религии" "Das Wesen der Religion", 1845, и др.) гносеологич. корни религии и показавший ее связь с идеализмом. В идее бога он видел абсолютизированную в фантазии сущность самого человека. Выдвигая антропологич. принцип в философии как средство борьбы против религии, Фейербах "...взял за основу природу без всякой "подстановки"" (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 219), однако он показал ист. ограниченность своей концепции, развив идею о "религии без бога", или "религии любви", проповедуя "обожествление" самого человека. Это было шагом назад в сравнении с боевым А. 18 в. Все же при всей своей ограниченности материализм Фейербаха и его критика религии имели положит. значение.Как воинств. атеисты выступали рус. революц. демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, опиравшиеся на материалистич. и атеистич. традицию в самой России (М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, атеистич. идеи ряда декабристов и др.), а также на передовую науч. и филос. мысль в Зап. Европе. Они понимали, что успешная борьба против религии невозможна без решения осн. задачи коренной ломки обществ. устоев помещичье-крепостнич. России. В этом заключается гл. черта, делавшая А. передовых мыслителей России 19 в более последовательным, чем А. франц. просветителей 18 в. или созерцат.-абстрактный А. зап.-европ. философов 19 в.Наиболее глубоким обобщением передовых идей предшеств. А. и вместе с тем коренным переворотом в его развитии явился атеизм Маркса и Энгельса.Основой науч. А. является созданный Марксом и Энгельсом диалектич. и ист. материализм, вскрывающий земную основу религии, заключающуюся в господстве над людьми реальных внеш. сил (природы и об-ва), к-рые религ. фантазия в превратной форме абсолютизирует и отрывает от действительности. Возникновение марксистского А. было обусловлено крупнейшими достижениями науки в 19 в. и само явилось величайшей победой науки в борьбе против религии. Маркс и Энгельс показали полную несовместимость коммунизма с любой формой религ. мировоззрения, неразрывную связь коммунизма и А., к-рая определяется также и тем, что религия находится в абсолютном, непримиримом противоречии с наукой. Обосновав А. как неотъемлемую составную часть мировоззрения пролетариата, Маркс и Энгельс показали, что преодоление религ. воззрений у масс возможно только в результате уничтожения эксплуататорского строя, а борьба с религией должна быть подчинена общим задачам клас. борьбы пролетариата.Идеи науч. А. получили во 2-й пол. 19 в. широкое распространение благодаря выступлениям И. Дицгена ("Религия социал-демократии", 1870-75, рус. пер. 1918), П. Лафарга ("Происхождение веры в бога", "Causes de la croyance en Dieu", 1905, "Право на праздность" "Le droit а la paresse...", nouv. éd., 1935, и др.), А. Бебеля ("Христианство и социализм", 1892, рус. пер. 1959), Г. В. Плеханова ("О религии", "Очерки по истории материализма", 1896, и др.).Рост рабочего движения во 2-й пол. 19 в. сопровождается значит. распространением А. в рабочем классе. Еще Маркс отмечал в 1855, что "...в одной только Англии пять миллионов человек совершенно отошли не только от церкви, но и от христианства" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. И, с. 338). О том же писал Энгельс в 1874 касательно Германии и Франции (см. там же, т. 18, с. 514).Новый этап в развитии науч. А. представляют собой труды В. И. Ленина о религии и А. Разоблачение идеализма и фидеизма во всех формах, проведенное в кн. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (1909), явилось дальнейшим развитием марксистского А. Не меньшее значение имело разоблачение Лениным богоискательства и богостроительства, распространявшихся среди части интеллигенции после революции 1905-07, "Современный сознательный рабочий... отбрасывает от себя с презрением религиозные предрассудки, предоставляет небо в распоряжение попов и буржуазных ханжей, завоевывая себе лучшую жизнь здесь на земле", писал В. И. Ленин в 1905 (Соч., т. 10, с. 66). В работах "Социализм и религия" (1905), "Об отношении рабочей партии к религии" (1909), "Классы и партии в их отношении к религии и церкви" (1909), "К вопросу о диалектике" (1915, 1 изд. 1925), "О значении воинствующего материализма" (1922), в письмах к Горькому и др. В. И. Лениным вскрыты гносеологич. и социальные корни религии, ярко показана клас. сущность религ. идеологии, всесторонне обоснована политика Коммунистич. партии и пролет. гос-ва в отношении религии и церкви, раскрыта сущность науч., пролет. А. Придавая решающее значение роли Коммунистич. партии в организации и руководстве атеистич. работой в массах, Ленин отмечал недопустимость нейтрального отношения членов партии к религ. предрассудкам, подчеркивал, что органы Сов. гос-ва должны вести систематич. работу по коммунистич. воспитанию масс и преодолению религ. пережитков. Вместе с тем Ленин настойчиво обращал внимание на необходимость "...заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма" (Соч., т. 29, с. 114).В статье "О значении воинств. материализма" Ленин писал о всей важности распространения "воинствующего атеизма". Он считал необходимым создание труда "по истории религии и против всякой религии... с обзором материалов по истории атеизма и по связи церкви с буржуазией" (Соч., т. 36, с. 523), указывал, что чрезвычайно важно вести "неутомимую атеистическую пропаганду", преодолевая "темноту, невежество и предрассудки". Многомиллионным нар. массам, писал Ленин, "необходимо дать самый разнообразный материал по атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей жизни..." (Соч., т. 33, с. 203, 204). В. И. Ленин наметил пути практич. работы по атеистич. воспитанию масс, ставшему составной частью идеологич. работы партии.Окт. социалистич. революция, свергнувшая господство эксплуататорских классов, подорвала социальные корни религии. Декретом СНК об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви, подписанным Лениным и опубликованным 23 янв. (5 февр.) 1918, была законодательно закреплена подлинная свобода совести.Коммунистич. партия, придавая огромное значение преодолению религ. предрассудков и суеверий, неоднократно указывала на необходимость систематич. атеистич. пропаганды среди населения (решение VIII съезда РКП(б) (март 1919), пост. пленума ЦК РКП(б) 9 авг. 1921, циркуляр ЦК РКП(б) от 4 февр. 1922, резолюции XII (апр. 1923) и XIII (май 1924) съездов партии).Массовое распространение А. в СССР привело к созданию в 1925 Союза безбожников (с 1929 Союз воинств. безбожников). В этот период выходят след. периодич. издания, посвящ. пропаганде А.. "Революция и церковь" (1919-24), "Наука и религия" (1922), "Безбожник" (газ. 1922-41; журн. 1925-41), "Безбожник у станка" (1923-31), "Антирелигиозник" (1926-41), "Атеист" (1922-30), "Воинствующий атеизм" (1931) и ряд периодич. изданий на языках народов СССР. Построение социализма в СССР, ликвидация эксплуататорских классов и эксплуатации человека человеком, подъём материального благосостояния сов. народа, проведение культурной революции способствовали широкому распространению науч. мировоззрения. Конституция СССР (1936) устанавливает (ст. 124), что "в целях обеспечения гражданам свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами". В связи с тем, что религ. пережитки в сознании части советских людей продолжают существовать, их преодоление требует дальнейшего улучшения всей идеологич работы и ее неотъемлемой части науч.-атеистич. пропаганды, основан на широкой популяризации науч. представлений о природе и обществе, на воспитании сознательности трудящихся, на пропаганде материалистич. мировоззрения и направленной на полное освобождение сознания людей от религ. предрассудков, на борьбу за окончат торжество науч. A., неразрывно связанного с победой коммунизма. Большое значение в дальнейшем распространении А. имели пост. ЦК КПСС "Об организации научно-просветит. пропаганды" (1944) и "Об ошибках в проведении науч. атеистич. пропаганды среди населения" (10 нояб. 1954).Проведение науч.-атеистич. пропаганды в СССР является одной из задач Всесоюзного об-ва по распространению политич. и науч. знаний, к-рое издает ежемес. науч.-популярный атеистич. журн. "Наука и религия" (с 1959). Победа Окт. социалистич. революции и подъем революц. и нац.-освободит. движения за рубежом вызвали широкое атеистич. движение в Германии, Австрии, Польше, Франции, США, Англии, Австралии и мн. др. странах.Массовое атеистич. движение вызвало к жизни ряд нац. и междунар. объединений атеистов, свободомыслящих, рационалистов и т. п. В 1925 образовался "Интернационал пролетарских свободомыслящих", насчитывавший в 1934 ок. 5 млн. членов, к-рый в 1936 на базе общей борьбы против фашизма и войны объединился с "Интернац. союзом свободомыслящих", возникшим еще в 1880 в Брюсселе. Новая орг-ция приняла назв. "Всемирного союза свободомыслящих" (ВСС), действующего до сих пор во мн. странах мира. В сент. 1959 состоялся IV Мировой конгресс ВСС. Для освобождения трудящихся в капиталистич. странах от пут религ. идеологии огромное значение имеет деятельность братских компартий, исходящих из того, что борьба против религии должна быть прежде всего борьбой против социальных сил, ее поддерживающих, против условий, порождающих нищету и эксплуатацию масс. Значительно распространение А. в странах нар. демократии, где строительство социализма все глубже подрывает корни религии и способствует утверждению науч. материализма и атеистич. мировоззрения в нар. массах.Распространению А. в массах в капиталистич. странах оказывают противодействие правосоциалистич. лидеры. В принятой в мае 1958 по настоянию правых лидеров программе австр. социалистов подчеркивается отрицат. отношение к А., религия объявляется частным делом по отношению к партии и допускается религ. мировоззрение у членов партии. Такую же позицию занял и съезд с.-д. партии Зап. Германии, состоявшийся в нояб. 1959 в Бад-Годесберге, где под давлением правых лидеров была проведена резолюция, в корне извращающая марксистское учение и содержащая заявление, будто социалистич. сознание "равно основывается на христианстве, гуманизме и классич. философии". Связь же социализма с А. была на этом съезде отвергнута. Полным отречением от марксизма и открытой изменой делу рабочего класса является решение 8-го Междунар. социалистич. конгресса (1951), объявившее марксизм и религию равнозначными "идеологич. мотивами" для социалиста.Укреплению атеистич. движения способствуют в наши дни огромные успехи стран социализма, гигантские достижения сов. науки в завоевании космоса.Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс, О религии, М., 1955; В. И. Ленин, О религии, М., 1955; Ярославский Е. М., О религии, М., 1957; Плеханов Г. В., О религии и церкви, Избр. произв., М., 1957; Скворцов-Степанов И. И., Избр. атеистич. произв., М., 1959; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М., 1959; Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., Рязань, 1930; Коммунистич. партия и Советское пр-во о религии и церкви, М., 1959; Материализм и религия, Сб. статей, М., 1958; История философии, т. 1-5 М., 1957-61; Вопросы истории религии и атеизма, (т.) 1-8, М., 1950-60; Ежегодник Музея истории религии и атеизма, (т.) 1-5, М.-Л., 1957-61; Серия "Научно-атеистич. библиотека", изд. АН СССР; Маутнер Ф., Атеизм в эпоху Великой франц. революции, пер. с нем., Л.-М., 1924; Mauthner F., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd 1-4, Stut.-В., 1922-23; Robertson J. M., Short history of free thought..., N. Y., 1957.Б. Я. Рамм. Ленинград.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое атеизм
Значение слова атеизм
Что означает атеизм
Толкование слова атеизм
Определение термина атеизм
ateizm это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):