Поиск в словарях
Искать во всех

Советская историческая энциклопедия - иранистика

Иранистика

комплекс наук, изучающих историю, экономику, языки, материальную и духовную культуру всех ираноязычных народов (в узком смысле слова народов собственно Ирана, о чем преим. идет речь в данной ст.). И. сложилась как наука в сер. 19 в.; термин "И." появился в лит-ре позднее.

Изучение истории а культуры ираноязычных народов началось с древних времен силами самих иранцев и представителей др. народов. Их труды являются ценными источниками для И.

Развитие торг. и дипломатич. отношений европ. стран с Ираном, Ср. Азией и Вел. Моголами в Индии, а также практич. задачи христ. миссионерской пропа ганды на Востоке стимулировали возникновение И. в Зап. Европе. Записки и соч. странствующих монахов, купцов, военачальников и дипломатов (в 13 в. Карпини, В. Рубрук, Марко Поло; в 14 в. Одорико из Порденоне; в 15 в. Г. де Клавихо, И. Шильтбергер, Дж. Барбаро, Дж. Анджолелло; в 16 в. А. д'Албукерки, В. д'Алессандро, А. Дженкинсон, А. Ширли и др.), а также первые сводные труды 16 в. Дж. Рамузио, Р. Хэклейта и даже труд Б. Бриссония (В. Brissonius, De regio Persarum principatu, v. 1-3, P., 1580), осн. на сведениях антич. авторов о Древней Персии, носили описат. характер. Лишь в 17 1-й пол. 18 вв. создаются предпосылки для науч. развития И.: были составлены грамматика перс. языка Луи де Дьё (Франция) и словарь Якоба Голиуса (Голландия), опубликованы Г. Гентием (Голландия) текст и перевод "Гулистана" Саади, изданы подробные описания Ирана (итал. путешественник Пьетро делла Балле, франц. Ж. Тавернье, Ж. Шарден, немецкий путешественник А. Олеарий и др.). Первые сведения об Иране с учетом зап. и вост. источников принадлежат голл. ученому де Лету и принявшему христианство перс. дипломату Урудж-беку, он же Хуан де Персиа. Появились переводы нек-рых перс. ист. Соч. на европ. языки, опубликованные, в частности, в "Восточной библиотеке" франц. востоковеда д'Эрбело (В. d'Herbelot, Bibliothèque Orientale, P., 1667). Первыми науч. исследованиями были работы англ. ученого Тома Хайда (Th. Hyde, Historia religionis veterum Persarum eorumque magorum, Oxon, 1700) и французского Мами-Клерака (La Mamye-Clerac, Histoire de Perse depuis le commencement de ce siècle, v. 1-3, P., 1750).

Со 2-й пол. 18 в. до сер. 19 в. И. оформлялась как наука, сосредоточенная на исследовании Авесты, расшифровке др.-перс. клинописи, изучении классической поэзии на перс. яз., изучении истории Ирана. Опубликование в 1771 перевода Авесты на франц. яз. Анкетиля-Дюперрона вызвало острую полемику и породило большую лит-ру о др.-перс. культуре и зороастризме (англ. востоковед У. Джонс, датский Р. Раск, французский Э. Бюрнуф и др.). Расшифровкой др.-перс. клинописи наука обязана прежде всего нем. учителю из Гёттингена Г. Ф. Гротефенду и Г. Роулинсону. Труды по др.-иран. языкам сыграли значит. роль в создании сравнит. языкознания. Много материалов по живым иранским языкам собрала экспедиция немецкого ученого И. А. Гюльденштедта (1768-75). Изучение классич. поэзии на перс. языке было осуществлено усилиями иранистов разных европ. стран с помощью ученых стран Востока. Ученые во гл. с У. Джонсом начали публиковать на англ. яз. переводы перс. ист. памятников и произведений художеств. лит-ры. В дальнейшем издание текстов и переводов с перс. яз. сосредоточилось в Хертфорде (Индия), в Лондоне, Оксфорде и Кембридже (Англия). Наибольший вклад внесли англ. иранисты Ф. Глэдвин, У. Оузли, К. Эллиот, Дж. Аткинсон, Н. Блэнд, Д. Форбс, Дж. Гилкрист. Во Франции в "Школе живых восточных языков" (осн. в 1795 в Париже) Сильвестр де Саси организовал выпуск "Notices et extraits des manuscrits Persans de la Bibliothèque Nationale" (c 1787), Ж. Моль издал полный текст и перевод "Шахнаме" Фирдоуси, а Э. Катрмер и К. Дефремери Переводы из Мирхонда, Рашидаддина и др. В Венской академии вост. яз. Й. Гаммер-Пургшталь опубликовал полный перевод дивана Хафиза на нем. яз. и антологию перс. классич. поэзии ("Geschichte der schönen Redekünste Persiens", W., 1818). Благодаря трудам перечисл. выше ученых, а также нем. ученых Ф. Розенцвейга, О. Шлехта-Вшерда, И. Вуллерса, Ф. Рюккерта, И. Г. Л. Козегартена, Ф. Боденштедта и др. к сер. 19 в. лучшие произв. классич. поэзии на перс. яз. вошли в мировую лит-ру и сделали возможным появление "Западно-восточного дивана" Гёте и вольных переводов Фицджеральда из Омара Хайяма. Наряду с филологич. анализом использование сравнительно-ист. метода позволяло иранистам делать обобщения, преим. с позиций идеалистич. философии. Наиболее полными ист. исследованиями были кн. Дж. Малькольма (J. Malcolm, The history of Persia, v. 1-2, L., 1829) и Ж. А. Гобино (J. A. Gobineau, Histoire des Perses, t. 1-2, P., 1869). Социально-экономич. проблемы рассматривались преим. путешественниками и дипломатами: Дж. Мориер и Дж. Фрейзер (Англия), О. Блау (Германия), А. Вамбери (Австро-Венгрия).

Успехи И., как и всего востоковедения, были связаны с общим ростом гуманитарных наук в Европе и усилением интереса европейцев к странам Востока в связи с развитием колон. политики. В И., как и во всем востоковедении, оформились две тенденции: гуманистич., проявляющаяся в признании общечеловеч. ценности культуры Востока, в симпатии к судьбам его народов (Анкетиль-Дюперрон, Сильвестр де Саси, Гаммер-Пургшталь, А. Вамбери), и колониалистская, характеризующаяся европоцентризмом и апологией колонизаторов, к-рым приписывают мнимую "цивилизаторскую" миссию на Востоке (Дж. Малькольм, Г. Роулинсон, Ж. А. Гобино). У большинства иранистов преобладало своеобразное переплетение этих тенденций, что определило содержание И., особенно в последующие периоды.

Для 2-й пол. 19 нач. 20 вв. характерно расширение диапазона иранистич. исследований и начавшаяся дифференциация отд. отраслей И. Увеличивается круг изучаемых языков (открыты памятники на ранее неизвестных иран. яз. согдийском, парфянском, хотано-сакском, а позднее хорезмийском и бактрийском) и диалектов, разрабатываются ист. география, манихеистика, новая история, этнография; развиваются палеография, эпиграфика, нумизматика. Публикуются каталоги рукописей: К. Рьё (Англия), Э. Блоше (Франция), Х. Эте, В. Пертш, Флюгель (Германия) и др. Формируются как самостоят. историко-филологич. отрасли внутри И.: лингвистика, в частности историческая (нем. ученые Ф. Андреас, X. Бартоломе); история лит-ры (нем. ученые Х. Эте и П. Хорн, итал. ученый Дж. Пицци, англ. иранист Э. Браун); история др.-иран. и ср.-иран. домусульм. культуры, включающая авестологию и пехлевистику (нем. ученые Ф. Вейсбах, Ф. Шпигель, К. Гельднер, Ф. Юсти, датский Н. Вестергор, французские Дж. Дарм-стетер, К. де Гарле, английский Э. Вест); медиевистика и история нового времени (франц. ученые К. Барбье де Мейнар, Г. Зоттенберг, К. Юар, Ш. Шефер, немецкий Т. Нёльдеке, английские Р. Николсон, Э. Денисон-Росс и др.); история культуры народов Ирана и соседних стран (нем. востоковеды В. Гейгер, М. Маркварт, чешский В. Томашек); археология и история искусства (франц. археологи А. Лайар, Ж. де Морган, немецкий Ф. Зарре, нем. искусствовед А. Попе). Афганистана, курдоведение, осетиноведение выделяются в самостоят. дисциплины.

Итоги И. к нач. 20 в. систематизированы в энциклопедич. труде "Grundriss der iranischen Philologie", Bd 1 (Предыстория иран. языков, яз. Авесты и древне-перс. пехлеви (среднеперс), новоперс. и др. современные иран. языки), Bd 2 (Древняя и ср.-век. история Ирана, лит-ра Ирана, новоперс. лят-ра), Stras., 1895-1904, в иранистич. статьях в "Энциклопедии ислама" (4 тт. на англ., франц., нем. и тур. яз.) и в труде Э. Брауна (Е. G. Browne, A literary history of Persia, v. 1-4, L., 1902-24; новое изд., Camb., 1956-59).

Развитие И. в Европе и США в 20 в. характеризуется тем, что в противовес работам по Ирану, отражающим или обслуживающим интересы колониалистской политики империалистич. держав (в кон. 19 в. Дж. Керзон; в 20 в. амер. Колон. деятели М. Шустер, А. Мильспо, англ. П. Сайкс; статьи в журн. "Central Asian Review"), в трудах отд. иранистов усиливается антиколониалистская тенденция. Вместе с тем в И. преобладают описательство, изучение древности и филологии. Др. истории, клинописи, древним и ср.-иран. яз., Авесте посвящены работы нем. ученых Э. Херц-фельда, В. Хеннинга (работает в США), X. Хумбаха; труды Х. Бейли, И. Гершевича, М. Бойса (Англия), Дж. Камерона, Р. Кента, А. Олмстеда (США), 9. Бенвениста (Франция), Ж. Редара (Швейцария), X. С. Нюберга (Швеция), Г. Моргенстьерне (Норвегия), Ж. ДюшенГиймена (Бельгия), К. Барра (Дания) и др. Исследования по ср.-век. истории Ирана, издания источников, описания рукописей, работы по лит-ре, философии, прикладным дисциплинам публикуют: франц. ученые А. Массе, А. Годар, Ж. Лазар, бельг. А. Корбен, итал. А. Баузани, немецкие П. Шварц, Б. Шпулер, B. Хинц, X. Риттер, датский А. Кристенсен, Р. Фрей (США), Л. Локкарт, А. Арберри, Дж. А. Бойл, В. Минорский (Англия) и др. Очень мало работ зап.-европ. и амер. ученых по новой и особенно по новейшей истории, авторы же имеющихся работ обычно освещают историю Ирана с позиций бурж. социологии: франц. Р. Греве, англ. Э. Браун, Р. Леви, Г. Ленцовский (США). В последнее время намечается нек-рый сдвиг к изучению социально-экономич. проблем современности (А. К. Лэмбтон, Л. Элвелл-Саттон Англия, Ф. Барт Швеция и др.). Отношения Ирана с др. гос-вами освещают амер. А. Йезельсон, нем. Б. Мартин и др.

В Иране истоки И. восходят к ист. хроникам и лит. антологиям (тазкире), сохранившимся вплоть до нового времени (Реза Кули-хан Хедаят, Лисан-оль-Мольк). С ростом нац. самосознания возрастал интерес к нац. истории и культуре. В соч. просветителей Мальком-хана и А. Талибове, а также Ага-хана Кермани, Зока-оль-Молька и др. ставился вопрос о борьбе против иностр. закабаления. В нач. 20 в. в иран. историографии постепенно утверждаются совр. критич. методы исследования (начиная с М. Казвини).

Специалисты по древности (И. Пур-Давуд, X. Пирния и др.) и средневековью (А. Таги-заде, М. Форуги, C. Нафиси, Ф. Бади аз-Заман, А. Эгбаль, Н. Фалсафи, М. Беяни, М. Минови, М. Моин, А. Хекмат, П. Ханлари, З. Сефа, Т. Бахрами и др.) придерживаются ист.-филологич. метода исследования и успешно развивают источниковедение, текстологию, издают памятники, библиографии (X. Мошар, М. Саба, Э. Афшар, Э. Яр Шатер), каталоги, толковые, биографич. и энциклопедич. словари (А. Деххода, М. X. Тебризи и др.).

Новая история Ирана освещается в трудах А. Кесрави, Ф. Адамията, А. Эгбаля, новейшая в трудах Али Азери, X. Макки, Малек-ош-Шоара Бехара, М. Садра Хашими, Р. Годарза. Антиколониалистская, особенно антиангл., направленность иран. историографии проявляется в трудах М. Махмуда, С. Нафиси, И. Теймури, А. Данешпура, Лисани, А. Касеми. Распространение марксистских идей в Иране (журн. "Донья", созданный Т. Эрани) оказало влияние на труды нек-рых иран. ученых (П. Шад, Бозорг Алеви и др.).

В Индии истоки И. восходят к религ. штудиям парсийского духовенства и к изучению и развитию поэзии на перс. яз. Индия один из центров авестологии и пехлевистики (Э. и Б. Анклессария, И. Моди, П. Саяджана, Дж. Унвала и др.), а с 19 в.крупнейший центр по изд. литографий ист. и лит. памятников на перс. яз. История перс. поэзии "Ши'р-аль-Аджам" в 5 тт., сост. на яз. урду Шибли Нумани. В 50-60-е гг. 20 в. изучением классич. перс. поэзии занимаются М. Сиддики, С. Хусейн, Хади Хасан и др.

В Пакистане издаются ист. хроники и исследования, особенно Лахорским ун-том. В Турции сложилась традиция изучения и комментирования классич. перс. поэзии. Издаются критич. тексты, переводы и исследования (А. Атеш, Т. Языджи), изучаются ср.-век. история Ирана в период господства тюркских династий (Ш. Гюналтай, Н. Узлук), ирано-тур. отношения (Э. З. Карал), история науки (Айдын Сайылы и др.).

В Афганистане успешно развивается изучение ист. памятников (А. Кохзад, М. Жобаль и др.) и языка (А. Фархади и др.). Появились исследоват. работы по И. в ОАР, Ираке, Японии.

В России первые сведения об Иране появились очень давно ("Хожение за три моря" А. Никитина в 15 в.; "Хождение купца Федота Котова в Перс. царство" в 17 в.). О первых науч. трудах можно говорить лишь с кон. 18 в. (Ф. И. Соймонов, В. Братищев и др.). Но даже в 1-й пол. 19 в. И. в России делала еще первые шаги (А. Н. Болдырев, О. Сенковский, А. Ходзько). Активизация политики царской России в Иране в 19 в. вызвала появление многочисл. описаний Ирана, сделанных рус. дипломатами и воен. чиновниками, представителями торг.-пром. кругов (В. Бороздна, И. Ф. Бларамберг, К. де Воде, Баумгартен, П. А. Риттих, П. А. Томилов, А. Г. Туманский, П. Огородников и др.). Очень ценны описания науч. путешествий И. Н. Березина, Н. В. Ханыкова, Г. Мельгунова, П. Зарудного. Началась разработка истории Ирана и сопредельных стран на основании вост. первоисточников (И. Н. Березин, A. Казем-бек, Б. А. Дорн, Н. И. Веселовский). Особенно крупные труды были созданы В. В. Бартольдом, к-рый не ограничился описанием политич. истории, а стал разрабатывать социально-экономич. вопросы (Туркестан в эпоху монг. нашествия, ч. 1-2, 1898-1900; Историко-географич. обзор Ирана, СПБ, 1903; Место прикаспийских областей в истории мусульм. мира, Баку, 1925; Иран. Историч. обзор, Ташкент, 1926), B. А. Жуковским, начавшим производить раскопки в Мерве, К. А. Иностранцевым (исследования о Сасанидах).

Современность изучалась преим. практич. работниками (Л. Ф. Тигранов, Из обществ.-экономич. отношений в Персии, СПБ, 1909, М. Л. Томара, Л. Ф. Богданов); бабидские восстания, бехаизм привлекли внимание А. Казем-бека, В. Р. Розена, А. Г. Туманского и др. Большинство ученых занималось изучением иран. языков и лит-ры (К. Г. Залеман, Ф. Е. Корш, А. Е. Крымский).

В Сов. Союзе важнейшими чертами И. являются ее науч. марксистско-ленинский метод исследования, интерес к разработке социально-экономич. истории Ирана, гуманистич., интернационалистская, антиколониалистская направленность в изучении и объяснении истории, экономики и культуры Ирана. Сов. иранисты в своих работах опираются на оценки ряда вопросов истории Ирана, содержащиеся в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, и особое внимание уделяют нац.-освободит. борьбе народов Ирана против империализма. После Окт. социалистич. революции старшее поколение иранистов (В. В. Бартольд, А. Е. Крымский, Б. В. Миллер, А. А. Семенов, М. А. Андреев, Ю. Абуладзе) пополнилось новым поколением ученых (М. П. Павлович, А. С. Султан-заде, Д. И. Завриев, Ю. Н. Марр, A. A. Ромаскевич, К. И. Чайкин и др.).

В республиках Сов. Востока, народы к-рых в древности и ср. века развивались в тесном взаимодействии с народами Ирана и участвовали в создании общеиран. культуры, широко развернулось изучение ее (в частности, изучение классич. поэзии, низамиведение). Большое значение в изучении литературы имеют труды С. Айни. Выделилась в самостоятельную отрасль и достигла большого развития иранская филология: лингвистика (А. А. Фрейман, И. И. Зарубин, Б. В. Миллер, Л. И. Жирков, В. И. Абаев, M. H. Боголюбов, В. С. Соколова, Г. С. Ахвледиани, Л. С. Пейсиков, В. А. Лившиц, И. M. Оранский, В. С. Расторгуева и др.), литературоведение и текстология (Е. Э. Бертельс, И. С. Брагинский, А. Н. Болдырев, А. М. Мирзоев, А. К. Арендс, Д. С. Комиссаров, Д. Кобидзе, А. З. Розенфельд, А. А. Стариков, Р. Алиев, А. Е. Бертельс, Ю. Е. Борщевский, М. И. Занд, В. Б. Кляшторина, Н. О. Османов, Г. Алиев, Б. Гусейнов, В. Б. Никитина, З. Г. Османова, Р. Хади-Заде, Ш. Шамухамедов и др.); ежегодно (с 1961) в Сов. Союзе проводятся науч. сессии по иран. филологии. Дифференциация филология. и ист. отраслей И. способствовала успехам в изучении древней, ср.-век., новой и новейшей истории Ирана. B. В. Струве, исходя из марксистского учения о роли обществ.-экономич. формаций, сумел выявить место рабовладельч. общества в истории Др. Востока, в частности Ирана. Был издан "Очерк истории древнего Ирана" М. М. Дьяконова (М., 1961). История древнего Ирана изучается И. М. Дьяконовым, И. Г. Алиевым, М. А. Дандамаевым, В. Г. Лукониным, Э. А. Грантовским, Ю. Б. Юсифовым и др. В трудах сов. медиевистов разрабатываются проблемы становления, развития и разложения феод. отношений в Иране: Н. В. Пигулевская (Города Ирана в раннем средневековье, М.-Л., 1956, и др.), А. Ю. Якубовский, Б. Н. Заходер, И. П. Петрушевский (Очерки до истории феод. отношений в Азербайджане и Армении в XVI нач. XIX вв., Л., 1949; Земледелие и агр. отношения в Иране XIII-XIV вв., М.-Л., 1960, и др.), А. А. Али-заде (Социально-экономич. и политич. история Азербайджана XIII-XIV вв., Баку, 1956), М. А. Беленицкий, Л. В. Строева, A. И. Фалина и др. Историей позднего средневековья занимаются В. Н. Габашвили, В. С. Путуридзе, А. Д. Папазян, П. И. Петров, Н. Д. Миклухо-Маклай, О. А. Эфендиев, А. А. Рахмани. По новой истории лучше всего изучена политика империалистич. держав в Иране (Р. А. Иоаннисян, А. В. Фадеев, С. В. Шостакович, П. П. Бушев, М. А. Игамбердыев), сравнительно меньше работ по внутр. истории (Г. М. Шитов, М. Р. Арунова, К. З. Ашрафян, З. З. Абдуллаев, Н. А. Кузнецова). Большое внимание уделяется изучению истории Ирана 20 в. иран. революции 1905-11 (М. П. Павлович, Г. Н. Ильинский, М. С. Иванов, Г. С. Арутюнян, А. М. Матвеев), нац.-освободит. борьбе 1918-22 (Ирандуст (В. Осетров), Ш. М. Тагиева, М. Н. Иванова, X. Атаев, Г. Еганян), нац. вопросу (В. Г. Тардов, Г. М. Петров, О. Л. Вильчевский), разоблачению колонизаторской политики империалистич. гос-в в Иране (М. П. Павлович, А. С. Султан-заде, М. Сенджаби, А. В. Башкиров, М. В. Попов, Б. Абдуразаков, Л. И. Мирошников и др.), изучению социально-экономич. сущности монархии Реза-шаха Пехлеви (С. Иранский (Пастухов), B. А. Гурко-Кряжин, Б. З. Шумяцкий, О. С. Медиков), идеологии совр. Ирана (А. М. Агахи, Е. А. Дорошенко, C. М. Алиев), советско-иран. отношений (Д. И. Шморгонер, Е. Л. Штейнберг, Р. А. Тузмухамедов и др.). Впервые с науч. позиций стала изучаться экономика Ирана (Н. Н. Бобынин, Л. С. Свентицкий, И. И. Коробейников, Д. К. Белошапкин, А. З. Арабаджян, Ш. М. Бади, Р. А. Сеидов и др.). Известным итогом развития И. в последние годы являются главы по Ирану во "Всемирной истории", тт. 1-9, 1955-62, "История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в.", Л., 1958, главы по истории Ирана в "Новой истории стран зарубежного Востока", т. 1-2, М., 1952,"Новейшей истории стран зарубежного Востока", вып. 1-4, М., 1954-60, "Совр. Иран" (Справочник), М., 1957, "Очерк истории Ирана", М., 1952 (М. С. Иванова).

Большое значение имеют ист. и археологич. исследования, осуществляющиеся в республиках Ср. Азии и Закавказья. Важнейшие археологич. экспедиции: Хорезмская (С. П. Толстов), в Узбекистане (В. А. Шишкин, Я. Г. Гулямов и др.), в Туркмении (M. E. Массон, Г. А. Пугаченкова и др.), в Таджикистане (Б. А. Литвинский, A. M. Беленицкий, Е. А. Давидович, H. H. Негматов, Д. Джалилов) и др. Итоги этих исследований, имеющих значение для И., отражены в "Истории Узбекской ССР", т. 1, кн. 1-2, Таш., 1955-56; "Истории Туркменской ССР", т. 1, Ашх., 1957; "Истории таджикского народа", т. 1, М., 1963; труде Б. Г. Гафурова "История таджикского народа", т. 1, 3 изд., М., 1955. Марксистская И. развивается в зарубежных социалистич. странах, особенно в Чехословакии (литературоведение Я. Рыпка (J. Rypka a spolupracovnГ­ci, Dejiny perské a tadzické literatury, 2 vyd., Praha, 1963); И. Бечка, В. Кубичкова; древне-иран. культура О. Клима; фольклор Ян Цейпек), в ГДР (Г. Юнкер и др.), в Польше (И. Махальский), в Венгрии (И. Харматта, Ж. Телегди).

Основные центры И.

Афганистан. Историч. об-во Афганистана (Анджуман тарихи Афганистан) в Кабуле (осн. 1942). Историко-этнографич. музей в Кабуле (осн. 1918). Кабульский ун-т (осн. 1931).

Великобритания. School of Oriental and African Studies (осн. 1916). University of London. The Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland, Лондон (осн. 1823). Oriental Studies Section British Academy, Лондон (осн. 1901). Oxford University (осн. 12 в.). Institut of Oriental Studies University of Cambridge (осн. 13 в.). University of Manchester, Depart. of Persian Studies.

ГДР. Institut für Orientforschung der Deutschen Akademie der Wissenschaften zu Berlin. Institut für iranische und kaukasische Sprachen, Humboldt Universität, Берлин (осн. 1809).

Индия. The Asiatic Society of Bombay (осн. 1804). Institut of Islamic Research (Дели); Calcutta University (осн. 1857). The Asiatic Society (в Калькутте, осн. 1784). Delhy University (осн. 1922).

Иран. См. в ст. Иран, раздел Важнейшие научные учреждения Ирана, изучающие историю.

Италия. Istituto Universitario Orientale di Napoli (осн. 1732), Istituto di Studi Orientali, UniversitГ di Roma (осн. 1303). Istituto perl'Oriente (Рим).

Норвегия. Universitetet i Oslo (осн. 1811). Indo-Iransk Institutt (осн. 1920). Norsk Orientalsk Selskap.

Польша. Instytut Orientalistyczny. Universytet Warszawski. Polska Akademia Nauk (осн. 1952). Zaklad Orientalistyki Polskiej Akademie Nauk. Universytet Krakowski (осн. 1364).

СССР. Ин-т народов Азии, ин-ты этнографии, философии, истории, мировой экономики и междунар. отношений, мировой лит-ры, языкознания АН СССР; ин-ты востоковедения АН Узбекистана, Азербайджана, Грузии; сектор востоковедения АН Армении; отдел востоковедения АН Таджикистана; ин-т вост. яз. при МГУ, вост. ф-т ЛГУ, ун-ты Баку, Тбилиси, Еревана, Ташкента, Душанбе, Ашхабада; Музей вост. культур в Москве, Гос. Эрмитаж и Гос. этнографич. музей в Ленинграде.

США. University of Michigan (осн. 1817). Harward University, Кембридж (осн. 1636). Near and Middle East Institute. Columbian University, Нью-Йорк.

Турция. Турецкое историческое общество (Türk tarih kurumu), Анкара (осн. 1931). Стамбульский и Анкарский ун-ты (осн. соотв. 1900 и 1946).

ФРГ. Universität Hamburg (осн. 1919). Göttingen Universität (осн. 1472). Seminar für Indologie und Iranistik.

Франция. Société Asiatique de Paris (осн. 1822), Université de Paris (осн. 1253). Département d'Iranologie de l'Institut Franco-Iranien, Ecole Nationale de la France d'Outrmer, Institut de l'Etudes iraniennes de l'Université de Paris.

Чехословакия. Orientalni Ustav, Ceskoslovenska Akademie Ved. Karlowa Universita (основан 1348).

Осн. периодич. издания (кроме общеориенталистич. периодики): "The Middle East Journal", Wash., с 1946; "Намейе Фархангестан" ("Известия Акад. Наук"), Тегеран, с 1943; Рахнемайе кетаб (Путеводитель по книгам), Тегеран, с 1958:Фарханге Иранзамин (Культура Ирана), Тегеран, с 1953; Indo-Iranien Journal, 'sGravenhage, с 1957; "Ариана", Кабул, с 1942, на фарси; Indo-Iranica, Calcutta, с 1946; Iranica Antiqua, Leiden, с 1961; Zeitschrift für Indologie und Iranistik, Lpz., 1922-36.

Лит.: Бартольд В. В., История изучения Востока в Европе и в России, 2 изд., Л., 1925; Очерки истории историч. науки в СССР, т. 1-3, М., 1955-63; Постовская Н. М., Изучение древней истории Бл. Востока в Сов. Союзе (1917-1959 гг.), М., 1961; Брагинский И. С., К вопросу о периодизации истории народов Ср. Азии и Казахстана в досоветскую эпоху, в кн.: Материалы объед. научн. сессии, посв. ист. Ср. Азии и Казахстана в доокт. период, Таш., 1955; "Востоковедение в Ленинградском ун-те", Л., 1960; Дорошенко Е. A., Об историч. науке в Иране, "ВИ", 1955, No 7; Оранский И. М., Введение в иранскую филологию, М., 1960; Очерки по истории изучения иранских языков, М., 1962; Кузнецова Н. A., Кулагина Л. М., Моталаат дар барейе Иран (Исследования об Иране), "Пейаме навин", IV г. изд., No 8, 9, 10, 11, 12: V г. изд., No 1, 3; Тегеран, 1340-41 с. г. х. (1962-63); Шафа Ш., Джехане Ираншенаси (Мир иранистики), Тегеран, 1962; Iranican Bulletin of the Center for the study of civilization and culture of Iran and the Middle East, v. 1, Teheran, 1963; Arberry A., British contributions to Persian studies, L., 1942; Gabriel A., Die Erforschung Persiens, W., 1952; Historians of the Middle East, ed. by Bernard Lewis and P. M. Holt, L., 1962. См. также лит. при ст. Иран.

И. С. Брагинский, Н. А. Кузнецова, Л. М. Кулагина. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое иранистика
Значение слова иранистика
Что означает иранистика
Толкование слова иранистика
Определение термина иранистика
iranistika это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):