Советская историческая энциклопедия - историческая тема в музыке
Связанные словари
Историческая тема в музыке
С древнейших времен ист. материал получал отражение в нар. песне (см. Исторические песни). Ист. тема разрабатывалась и в рамках ср.-век. церк. музыки (напр., рус. стихиры 12 в., посв. князьям Борису и Глебу). Возникшие в 17 в. в Европе опера и оратория использовали гл. обр. библейский и мифологич. материал, легендарные и полулегендарные источники древности (напр., оперы "Орфей", 1607, и "Коронование Поппеи", 1642, К. Монтеверди); сюжеты из нац. истории употреблялись крайне редко. Это сохраняется и у выдающегося нем. композитора Г. Ф. Генделя, но в то же время для него характерен новый подход к воплощению ист. темы. Если оперы Генделя на ист. сюжеты ("Ксеркс", 1738, "Тамерлан", 1724, "Юлий Цезарь", 1724) это прежде всего исполненные героики драмы сильных страстей и характеров, и ист. имена в них лишь часть помпезной декорации, то гл. содержанием его ораторий на библейские темы является показ психологич. атмосферы изображаемого события прошлого. Обращаясь к сюжетам прошлого, Гендель выбирает решающие моменты в жизни народа, моменты наивысшего напряжения борьбы: в центре ораторий обычно стоит герой предводитель нар. масс ("Иуда Маккавей", 1746, "Израиль в Египте", 1738, "Самсон", 1742, "Мессия", 1742). Интерес композитора к вопросу об отношении вождя и народа определил драматургич. роль хора в его ораториях: хоры Генделя голос народа, выражение общих устремлений нар. масс. Показательно постоянное сопоставление хоровых и сольных номеров образов героев и народа.В течение 18 в., в эпоху дальнейшего крушения феодализма в Европе, появились оперы ист. жанра, характерные уже выбором сюжетов из нац. истории ("Хольгер Данске" Ф. Кунцена первая нац. датская опера, 1789, "Гюнтер фон Шварцбург" Ф. Гольцбауэра в Германии). Но в осн. сюжеты опер черпались по-прежнему из древней истории и мифологии и трактовались в духе условной галантности рококо. X. В. Глюку накануне франц. бурж. революции удалось вдохнуть жизнь в традиц. антич. сюжеты, трактовавшиеся им в соответствии с филос.-этич. воззрениями бурж. мыслителей своего века. Творчество Глюка, требовавшего соответствия муз. языка драматургич. материалу, отличают гражданственность в разработке темы и эмоц. выразительность муз. характеристик. В соответствии с этими творч. установками франц. композиторы в годы революции создали ряд тираноборч. произв. как на антич. сюжеты ("Тиран Дионисий" А. Гретри, 1794, "Медея", 1797, Л. Керубини), так и на средневековые ("Вильгельм Телль" А. Гретри, 1791, опера, в к-рой впервые героем стал человек из народа). В годы революции возникла также бурж. "опера спасения" (героич. бурж. мелодрама со счастливой развязкой), действие к-рой нередко переносилось в прошлое ("Водовоз" Керубини, 1800). В наполеоновской Франции в связи с крушением революц. идеалов ист. опера быстро превратилась в эффектную ложноист. мелодраму ("Весталка", 1805, и "Фернанд Кортес", 1809, Г. Спонтини), что частично отразилось в дальнейшем в творчестве Дж. Мейербера (напр., его опера "Гугеноты", 1835). Однако и в годы наполеоновских войн, и в годы меттерниховской реакции традиции Генделя с его обращением к истории народной борьбы и традиции Глюка и мастеров эпохи революции с их обращением к прошлому в поисках разрешения моральных проблем современности нашли гениальное воплощение в творчестве Л. Бетховена. Бетховену принадлежат первые значит. образцы симфонич. разработки ист. темы (увертюра "Кориолан", 1807, музыка к трагедии Гёте "Эгмонт", 1810); музыка Бетховена утверждает героику ист. темы, трактуя ее в революц.-патетич. духе. Нем. музыка после Бетховена обращается к сюжетам ср.-век. легенд (опера "Эврианта", 1823, К. Вебера, "Геновева", 1848, Р. Шумана), что было тесно связано с общими интересами романтиков к ист. источникам и фольклору. Свое наиболее яркое завершение обработка ист. (чаще легендарных) источников находит в творчестве Р. Вагнера. Заслугой Вагнера является утверждение в европ. муз. драме принципа проникновения в психологию изображаемой эпохи (особенно значительна в этом отношении опера "Нюрнбергские мейстерзингеры", 1867, по нюрнбергской хронике 17 в.) принципа, к-рый сыграл огромную роль в развитии исторической темы. В обстановке кризиса бурж.-революц. идеалов Вагнер перешел от ист. ("Риенци", 1840) и нац.-легендарной оперы ("Тангейзер", 1845, "Лоэнгрин", 1848, "Летучий голландец", 1841) к исполненной мистики философско-музыкальной драме.На развитие ист. темы в музыке 19 в. оказало значит. влияние революц. и нац.-освободит. движение в европ. странах. Большой вклад в разработку ист. темы внесли итал. композиторы, интерес к-рых к нац.-ист. тематике (гл. обр. к нар. и освободит. движениям) складывался в обстановке широкого распространения идей Рисорджименто в Италии. Оперы В. Беллини ("Норма" на сюжет восстания галлов против Рима, 1831), Г. Доницетти ("Лючия ди Ламмермур", 1835), Дж. Россини ("Вильгельм Телль", 1829) и, наконец, Дж. Верди ("Набукко", 1842, "Ломбардцы в первом крестовом походе", 1843, "Сицилийская вечерня", 1855, "Симон Бокканегра", 1857, "Битва при Леньяно", 1849) становились обществ. событием, хоры этих опер звучали как революц. гимны, как призыв к борьбе за освобождение. Столь же значительное обществ. звучание приобрела опера франц. композитора Д. Обера "Немая из Портичи" (1828) на ист. сюжет нар. восстания в Юж. Италии против исп. владычества в 17 в., премьера к-рой в Брюсселе стала непосредств. поводом к революц. выступлению. В течение 19 в. ист. тема также главенствует в музыке стран Вост. и Центр. Европы, отвечая устремлениям нар. масс этих стран, боровшихся за нац. независимость. Достаточно назвать А. Дворжака (оперы "Якобинец", 1888, и "Димитрий", 1882, "Гуситская увертюра", 1883, оратория "Св. Людмила", 1883), Б. Сметану (симф. поэмы "Ричард III", 1858, и "Лагерь Валленштейна", 1859, оперы "Бранденбуржцы в Чехии", 1866, и "Далибор", 1867) и З. Фибиха (опера "Шарка", 1897) в Чехии; Ю. Эльснера (опера "Лешек Белый", 1809,"Король Локетек", 1818, и "Ягелло в Тенчине") и К. Курпиньского (опера "Ядвига", 1814) в Польше; Ф. Эркеля (опера "Ласло Хуньяди", 1844, "Банк бан", 1861, "Дьёрдь Дожа", 1867, "Дьёрдь Бранкович", 1874, "Король Иштван", 1885) в Венгрии; Ч. Порумбеску ("Гимн Штефану Великому", 1871) в Румынии; огромное влияние на музыку этих стран оказало передовое русское музыкальное искусство 19 в.В 1-й пол. 19 в. возникла рус. нац. оратория. Одна из наиболее выдающихся ораторий этого времени "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" (1811) С. А. Дегтярева. Ист. тема в рус. опере (возникшей в сер. 18 в.) в 18 нач. 19 вв. не имела (за немногим исключением) отношения к рус. истории (напр., пользовавшаяся большим успехом опера Д. С. Бортнянского "Сын-соперник" написана на сюжет из эпохи царя Селевка). Действие популярной до сих пор "Аскольдовой могилы" А. Н. Верстовского (1835) происходит уже в Древней Руси, во времена Владимира Святославича. Однако эта опера характерна еще для того этапа развития ист. темы в музыке, когда ист. обстановка являлась только фоном, на к-ром развертывалась романтич. интрига. Ист. достоверность не являлась целью автора. Она нужна была только для колорита. Такое направление в раскрытии ист. темы сохранялось иногда и впоследствии (напр., "Пан воевода", 1904, Римского-Корсакова, "Опричник", 1872, и "Чародейка", 1887, П. И. Чайковского).Новый этап в развитии ист. темы в рус. музыке был связан с создателем рус. нац. школы в музыке М. И. Глинкой. В своей первой опере "Иван Сусанин" (1836), ставшей первой Нац. рус. оперой, Глинка обратился именно к ист. теме большого патриотич. звучания к истории борьбы рус. народа против польской и шведской интервенции нач. 17 в. В центре оперы оказался не царь или полководец, а простой рус. крестьянин. Нар. хоровые сцены, широкое использование нар. мелодий и глубоко нац. склад музыки все это способствовало исключительно правдивому воплощению ист. темы. Глинка сделал это, несмотря на бездарное верноподданнич. либретто Розена. Самодержавие тогда и в последующее время старалось увести патриотическую тему в русло офиц. "народности", поставить историческую тему себе на службу. Однако лучшие достижения русской музыкальной культуры возникали вопреки этому стремлению. Народ в конечном счете всегда оставался гл. героем лучших произв. рус. классич. музыки, посв. ист. теме. Это ярко проявилось в творчестве идейных наследников Глинки, композиторов "Могучей кучки". Их творчество отражало общий подъем демократич. движения в России, питалось идеями рус. революц. демократов. Впервые в истории муз. эстетики, борясь за идеалы передового рус. иск-ва 19 в., В. В. Стасов поставил вопрос о теоретич. основах разработки ист. темы в музыке. Опера с массовыми нар. сценами не случайно явилась излюбленным жанром "кучкистов". Народ и царь основа драматургич. конфликта "Бориса Годунова" М. П. Мусоргского (1868-69); чаяния народа в переломную эпоху его истории раскрываются в др. опере композитора "Хованщина". Глубины нар. эпоса в соединении с историчностью образов отражает в своем творчестве А. П. Бородин ("Князь Игорь", 1876). Большое место занимает ист. тема в творчестве Н. А. Римского-Корсакова. Он рисует картины древнего Пскова ("Псковитянка", 1872), тат. нашествия ("Сказание о невидимом граде Китеже", 1904), Моск. Руси ("Царская невеста", 1898). В творчестве Римского-Корсакова ист. тема часто соединяется с нар. легендарно-сказочной. В оперном творчестве П. И. Чайковского также заметен интерес к ист. теме ("Мазепа", 1884, "Орлеанская дева", 1881). Чайковский обращался к истории и в работе над др. жанрами (кантата "Москва", 1883, симфонич. фантазия "1812 год", 1880). В рус. музыке кон. 19 нач. 20 вв. ист. тема находила воплощение в симфонич. произв. ряда композиторов: А. К. Глазунова ("Кремль", 1891, "Стенька Разин", 1885, "Из средних веков", 1902), А. С. Аренского ("Суворовский марш") и др.В музыке кон. 19 в. и особенно в 20 в. на Западе наблюдается поворот от тем нац. истории к античным ("Царь Эдип", 1927, И. Стравинского, "Антигона", 1927, А. Онеггера) и библейским ("Царь Давид", 1921, "Юдифь", 1926, Онеггера) сюжетам, к-рые часто трактуются в духе абстрактного гуманизма и фатализма. Мн. произв. на ист. темы проникнуты духом католицизма ("Христофор Колумб", 1930, Д. Мийо, "Матис-живописец", 1938, П. Хиндемита). Однако музыка на Западе обращается и к собственно ист. темам, используя при этом муз. темы прошлого, помогающие воссоздать ист. колорит эпохи (симфонич. поэма Р. Штрауса "Тиль Уленшпигель", 1895, использующая темы плутовских мелодий, его оперы "Кавалер роз", 1911, "День мира", 1938). Произв. на сюжеты нац. истории дает польский композитор Л. Ружицкий (балет "Пан Твардовский", 1921, симфонич. поэма "Станчик", 1903, опера "Болеслав Смелый", 1909).Значит. явлением накануне 2-й мировой войны было обращение ряда крупнейших композиторов Франции к темам нац. истории, когда на основе всего комплекса выразит. средств совр. музыки были созданы такие значит. произв., как опера "Орленок", 1937, оратория "Жанна д'Арк на костре", 1938, увертюра "14 июля" A. Онеггера. Значит. явлением представляются также написанные в послевоен. годы произведения на темы событий 2-й мировой войны: "Оставшийся в живых из Варшавы", 1947, А. Шёнберга, "Песня из темницы" Даллапиккола и др., а также на сюжеты национальной истории ("Уот Тайлер" английского композитора А. Буша, 1953).После Окт. революции в музыку вошла новая ист. тематика; сов. музыкой были восприняты лучшие демократич. традиции ист. темы в рус. классич. музыке. Особое внимание стало уделяться темам нар. восстаний и революц. движения (напр., оперы "Степан Разин", 1939, А. А. Касьянова, "Емельян Пугачев", 1942, М. В. Коваля, "Декабристы", 1953, Ю. А. Шапорина, и др.), борьбы с иноземными захватчиками (кантаты "Александр Невский", 1938, С. С. Прокофьева, "На поле Куликовом", 1939, Шапорина, оперы "Богдан Хмельницкий", 1949-51, К. Ф. Данькевича, "Война и мир", 1942, пост. 1955, Прокофьева), нац.-освободит. и антифеодальной борьбы (напр., опера "Кёр-оглы" азерб. композитора У. Гаджибекова). Все большее отражение в сов. музыке получает ист.-революц. тематика, связанная с подвигами народа в Вел. Окт. социалистич. революции, гражд. и отечеств. войнах, в годы мирного социалистич. строительства (в области оперного жанра "Октябрь" В. Мурадели, "Арсенал" Майбороды, "Мать" Т. Хренникова, "Тихий Дон" И. И. Дзержинского; в программной симфонической музыке 11-я симфония Д. Д. Шостаковича, посвященная революции 1905, и его же 12-я симфония, посв. B. И. Ленину). По-новому подходят к постановке и решению ист. проблем и композиторы зарубежных социалистич. стран. В центре их внимания стоят значит. события нар. борьбы против угнетателей. На ист. темы писали Т. Шелиговский (напр., опера "Бунт жаков"; пост. 1951) и В. Рудзиньский (опера "Генерал Домбровский", 1960) в Польше, Л. Пипков в Болгарии (оперы "Девять братьев Яны" и "Момчил"), С. Шулек в Югославии (опера "Кориолан").Лит.: Кречмар Г., История оперы, пер. с нем., Л., 1925; Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до кон. XVIII в., т. 1, М.-Л., 1928-1929; Роллан Р., Гендель, Собр. соч., т. 17, Л., 1935; его же, Жизнь Бетховена, Л., 1937, то же, Собр. соч., т. 2, М., 1954; Ливанова Т. Н., Очерки и мат-лы по истории рус. муз. культуры, вып. 1, М., 1938; ее же, История зап.-европ. музыки до 1789 года, М.-Л., 1940; Келдыш Ю., История рус. музыки, ч. 1-3, М.-Л., 1947-54; Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 1-4, М., 1952-55; Грубер Р. И., Всеобщая история музыки, т. 1, М., 1956; Гозенпуд А. A., H. A. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества, М., 1957; Альшванг А., П. И. Чайковский, М., 1959.В. Г. Кисунько, А. И. Рогов. Москва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое историческая тема в музыке
Значение слова историческая тема в музыке
Что означает историческая тема в музыке
Толкование слова историческая тема в музыке
Определение термина историческая тема в музыке
istoricheskaya tema v muzyke это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):