Художественная энциклопедия - художественная промышленность
Связанные словари
Художественная промышленность
В Европе активнее других отраслей развивались изготовление художественных тканей (важнейшими центрами которого первоначально были города Северной и Средней Италии, Фландрии и Брабанта) и производство стеклянных и керамических изделий (Венеция, Фаэнца и др.). В XVIII в. в Европе появились фарфор (Майсенский фарфор, Севрский фарфор) и керамика Дж. Уэджвуда. В XVIII начале XIX вв. интенсивно развивалось производство художественных изделий в России: фарфора (Имперский фарфоровый завод в Петербурге), камнерезных изделий (Петергофская гранильная фабрика, Демидовские камнерезные заводы на Урале) и др.
В странах Востока, до XIX-XX вв. сохранявших средневековый уклад жизни, изготовление художественных изделий долго оставалось в рамках ремесленного производства.
С упрочением капиталистических производственных отношений индустриальные промышленные методы постепенно внедрялись в самые различные отрасли художественной промышленности. Промышленный переворот XVIII начала XIX вв. сопровождался значительной демократизацией ассортимента художественных изделий (наряду с производством дорогих шёлковых и парчовых тканей бурно развивались хлопчатобумажное производство и ситцепечатное дело). Однако качество художественных вещей снизилось: изделия фабричной художественной промышленности, вытеснявшие благодаря своей дешевизне произведения художественного ремесла, в этот период повторяли в ухудшенном виде формы предметов, выполненных ручным способом, нередко отличались эклектичностью стилевых решений.
Во второй половине XIX в. отдельные художники и теоретики, например Дж. Рёскин и У. Моррис в Великобритании, рассматривая машинное производство как враждебное искусству, выдвинули утопическую идею улучшения качества художественных изделий путём возврата к ремесленной культуре средних веков. В конце XIX начале XX вв. на смену нигилистическому отношению к проблеме "машины и искусство" пришли тенденции широкого вовлечения художественных сил в промышленность (деятельность художественно-промышленных союзов типа немецкого Веркбунда и др.), которые привели к зарождению ранних форм художественного конструирования (дизайна), создавшего предпосылки для преодоления антагонизма между художественным творчеством и машинным производством.
После Первой мировой войны 1914-18 изделия художественной промышленности испытывали значительное воздействие функционализма (художественные предметы, создаваемые в мастерских "Баухауза", и т. д.). В советской художественной промышленности 20-х гг. конструктивизм (и идеи производственного искусства) связывались с утопически-иллюзорными попытками найти и выразить особый, "пролетарский" стиль художественных изделий.
К середине XX в. технический прогресс вновь (как и в 20-х гг.) привёл к увлечению техницизмом, к противопоставлению дизайна декоративному искусству, к отрицанию национальных декоративно-орнаментальных культур, пропаганде и внедрению в художественную промышленность упрощённых рационализированных форм: стеллажной мебели, гладких поверхностей, резких геометрических членений; художественное стекло повторяло формы аптекарской посуды; фарфор "очищался" от декора, и т. д. Однако с конца 60-х гг. идейная содержательность, пластическое разнообразие и декоративное звучание изделий художественной промышленности восстанавливаются в своём значении. Усиливается тенденция имитации приёмов старинного ремесла средствами современного машинного производства (при этом стилизаторское, ретроспективистское направление постоянно сосуществует с поисками новых функциональных форм).
Советская художественная промышленность одна из важных областей социалистической художественной культуры, главной задачей которой является внедрение искусства в повседневный быт. Изделия советской художественной промышленности отражают многие процессы, характерные для советского и мирового декоративно-прикладного искусства. В современной советской художественной промышленности ведутся интенсивные поиски новых форм бытовых предметов массового назначения (наряду с этим значительное внимание уделяется и выпуску уникальных изделий, предназначенных преимущественно для оформления общественных интерьеров). Богатые эстетические возможности, заложенные в природе материала и особенностях технологического процесса, раскрываются в различных видах керамики, художественного стекла, металлических, текстильных изделиях и т. д. Среди важнейших предприятий современной советской художественной промышленности Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова в Ленинграде, Дулёвский фарфоровый завод, Дмитровский фарфоровый завод, Конаковский фаянсовый завод, Гусевский хрустальный завод, Дятьковский хрустальный завод, Ленинградский завод художественного стекла, Люберецкий ковровый комбинат и др. Современная художественная промышленность других социалистических стран сочетает богатейшие национальные традиции с задачами современного, функционально обоснованного художественно-прикладного творчества.
Литература: Русское декоративное искусство, т. 3, М., 1965; Искусство и промышленность. Сборник статей, М., 1967; К. А. Макаров, Советское декоративное искусство, М., 1974; В. М. Василенко, М. А. Ильин, О. Д. Балдина, Русское советское народное искусство и художественная промышленность, М., 1980. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)