Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - агрефений архимандрит смоленского монастыря

 

Агрефений архимандрит смоленского монастыря

Агрефений (2-я пол. XIV в.) – архимандрит смоленского Богородичного монастыря, в 1370-е гг. совершивший паломничество в Иерусалим и составивший описание «Хождение архимандрит (так!) Агрефенья», дошедшее в двух списках, XV и XVI вв. Имя паломника в научной литературе передавалось по-разному (Григентий, Грефений, Парфений), но в конце концов общепринятым стало его наименование А. Датировка хождения 1370-ми гг. (принадлежит архимандриту Леониду) основана на неупоминании турок, на приведении имен иерусалимского митрополита Германа и епископа Марка II (ум. в 1378 г.), а также на указании владений армянского духовенства в Иерусалиме. При описании палестинских городов А. отметил следы разрушений, нанесенных, по-видимому, в 1366 г. ратью египетского султана (что отмечено и в Московском летописном своде): из 14 храмов пострадали 6.

Хождение начинается перечнем русских городов (Москва, Тверь, Смоленск, Новгород, (Великие) Луки, Витебск, Друцк, Слуцк, Белгород), затем путь паломника лежит на Царьград и Иерусалим (по дороге посещены острова Митилен, Хиос (Стихий), Родос, Патмос, Кипр). Путник последовательно описывает расположение Иерусалима («стоит в горах»), главные его христианские святыни (церковь св. Воскресения с ее реликвиями, св. Сион, Голгофу, гроб Давидов, св. Келью и др.). Далее следуют краткие описания Гефсимании, Галилеи, Вифлеема, Вифании, лавры св. Саввы, Назарета. Обратный путь паломника не приводится, указано только, что из Иерусалима он направился в Дамаск и видел Фаворскую гору.

В своем хождении А. отметил наличие в Иерусалиме служб разных христианских церквей: яковитов, хабежей (эфиопов), фрягов, греков, армян, иверов (грузин). Рассказ паломника насыщен сюжетами и образами Ветхого (Содом и Гоморра, Авраам и Исаак, гроб царя Давида и др.) и Нового (Христос и Пилат, исцеления Христа, Иоанн Предтеча и др.) заветов. Упоминает А. также и апокрифические образы (Авимелех, проспавший 62 года, и др.). Это показывает, что автор был книжно образованным, наблюдательным человеком, сумевшим, не повторяя сведений Даниила игумена – своего предшественника, – найти краткие, но выразительные слова для характеристики посещенных им мест. Н. И. Прокофьев, разыскавший и опубликовавший список хождения XV в., обратил внимание на инженерно-экономический аспект при описании архитектурных памятников (в частности, закладку храмов на цистернах), а также на легендарные элементы и на некоторый архаизм лексики.

Изд.: Горожанский Я. И. Хождение архимандрита Грефенья во Святую землю // РФВ, 1884, № 4, с. 251–312; 1885, № 4, с. 1–43; [Леонид, архим.] Хождение архимандрит Агрефенья обетели пресвятыя Богородици около 1370 г. // ППС. СПб., 1896, т. 16; Прокофьев Н. И. Хождение Агрефения в Палестину: (Текст и археограф. примеч.) // Литература Древней Руси. М., 1975, вып. 1. (Сб. тр. МГПИ им. В. И. Ленина, вып. 1), с. 136–151.

Лит.: Леонид, архим. Три статьи к русскому палестиноведению // ППС. СПб., 1889, вып. 16, с. 3–11.

О. А. Белоброва

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое агрефений архимандрит смоленского монастыря
Значение слова агрефений архимандрит смоленского монастыря
Что означает агрефений архимандрит смоленского монастыря
Толкование слова агрефений архимандрит смоленского монастыря
Определение термина агрефений архимандрит смоленского монастыря
agrefeniy arhimandrit smolenskogo monastyrya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):