Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - авраамий епископ суздальский

 

Авраамий епископ суздальский

Авраамий (1-я пол. XV в.) – суздальский епископ, член русского посольства на Ферраро-Флорентийский собор (1438–1439 гг.) и автор записок о пребывании в Италии и впечатлениях от католического богослужения, известных в рукописной традиции под названием «Исхождение Авраамия Суждальскаго на осмый собор с митрополитом Исидором в лето 6945».

Биографические сведения об А. очень скудны и в основном содержатся в произведениях суздальских писателей, летописях и документах, связанных с заключением Флорентийской унии 1439 г. А. занимал епископскую кафедру в Суздале с 1431 по 1437 г., а затем с 1441 по 1452 г. К 1437–1441 гг. относится его путешествие в Италию в составе свиты митрополита Исидора. В 1439 г. он подписывает Флорентийскую унию (указание Филарета о том, что имя А. отсутствует в греческих и славянских списках акта об унии, ошибочно). Симеон Суздальский характеризует отношение А. к унии в несколько смягченных тонах, свидетельствуя, что суздальский епископ подписал акт об унии «нужею», под давлением митрополита Исидора, предварительно продержавшего А. в течение недели в темнице. Так или иначе, факт подписания унии, очевидно, не оказал сильного влияния на дальнейшую судьбу А. По возвращении в Суздаль А. в 1448 г. участвовал в поставлении митрополитом «всея Руси» Ионы, а также подписал окружное послание русского духовенства угличскому князю Дмитрию Юрьевичу Шемяке (см.: АИ. СПб., 1841, т. 1, № 39 и № 40).

Как полагает Н. А. Казакова (Западная Европа..., с. 55), включение А. в состав русского посольства в Италию было обусловлено тем, что он «...по-видимому.., занимал видное место среди русских церковных иерархов 30-х гг. XV в.». К его фигуре постоянно привлечено внимание русских писателей, присутствовавших на Ферраро-Флорентийском соборе и фиксировавших участие А. в церковных заседаниях, торжественных трапезах, Церемониях, акте подписания унии. По-видимому, А. (см.: Делекторский. Критико-библиографический обзор..., с. 132) принадлежит инициатива подбора кандидатур для описания самого путешествия в Италию и хода заседаний вселенского церковного собора, а также – распределение труда между суздальскими книжниками, вошедшими в состав свиты суздальского епископа: между иеромонахом Симеоном Суздальцем и неизвестным по имени суздальцем, перу которого принадлежит «Хождение во Флоренцию» 1437–1440 гг. и заметка «О Риме». Сам суздальский епископ предпочел описывать только поразившие его особенности западноевропейского храмового действа.

«Исхождение» представляет подробное, эмоционально окрашенное, иногда даже восторженное описание двух увиденных А. во флорентийских церквах мистерий: «Благовещение» и «Вознесение». (В его оценке, это «несказанно» «чудное», «чюднейшее» «видение», «иного же немощно и описати, зане пречюдно есть»). А. не только передает содержание и ход этих представлений на евангельские сюжеты, но также с большой точностью описывает техническую сторону их исполнения, устройство сценических машин, помоста, цвет и рисунок занавеса, декорации, костюмы действующих лиц, световые и шумовые эффекты. Большая любознательность и наблюдательность А. и присущая ему точность описания позволили исследователям (Н. С. Тихонравову, А. Н. Веселовскому, П. О. Морозову) установить названия и автора тех итальянских духовных драм, которые видели А. и его спутники во Флоренции. Обе пьесы принадлежали Фео Белькари (Feo Belcari): мистерия «Благовещение», которую русские путешественники видели в церкви доминиканского монастыря св. Марка, – это пьеса Белькари «Rappresentationi della Annunziazione di Nostra Donna», а мистерия «Вознесение» – его пьеса «Rappresentatione dell’ Ascenzione», которую А. видел в церкви монастыря del Carmine. Как предполагает Н. А. Казакова, хитроумным итальянцем («хитрым фрязином»), изобретшим театральные машины для представления мистерии «Благовещение», очевидно, был известный итальянский зодчий и инженер Филиппо Брунеллески.

Н. А. Казакова, исследовавшая текстологическую историю «Исхождения» и зарегистрировавшая 18 списков этого произведения, установила существование трех основных редакций памятника: полной (первоначальной) редакции, содержащей описание обеих мистерий («Благовещения» и «Вознесения», – напечатана Н. И. Прокофьевым), и двух усеченных редакций, каждая из которых представляет отдельное описание какой-либо одной из этих мистерий (редакция «Благовещение», – напечатана в ДРВ, А. Н. Поповым, и редакция «Вознесение», – напечатана А. X. Востоковым, Н. С. Тихонравовым).

Живость описания западноевропейских театральных представлений неизменно на протяжении XIV–XVI вв. привлекала внимание читателей к «Исхождению». Списки его встречаются либо в составе циклов произведений, посвященных Флорентийской унии, либо в сборниках, объединенных темой описания «чужих земель». Вплоть до середины XVII в. «Исхождение» оставалось единственным памятником древнерусской литературы, повествующим о театральных представлениях.

Изд.: ДРВ. 2-е изд. М., 1791, ч. 17, с. 178–185; Востоков. Описание, с. 338–339; Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI–XV в.). М., 1875, с. 399–406; Тихонравов Н. С. Новый отрывок из путевых записок суздальского епископа Авраамия (1439) // Вестн. о-ва др.-рус. искусства при Моск. публ. музее. М., 1876, № 11–12 (отд. 3), с. 37–42 (то же: Тихонравов Н. С. Соч. Т. 1. Древнерусская литература. М., 1898, с. 275–281); Прокофьев Н. И. Русские хождения XII–XV вв. // Литература древней Руси и XVIII в. М., 1979 (Учен. зап. МГПИ, № 363), с. 205–208, 254–264.

Лит.: Евгений [Болховитинов]. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. 2-еизд. СПб., 1827, т. 1, с. 4; Wessеlоfskу A. Italienische Misterien in einem russischen Reisebericht des XV. Jahrhunderts // Russische Revue: Monatsschrift für die Kunde Russlands. SPb., 1877, Bd 10, S. 425–444; Филарет. Обзор, с. 106; Морозов П. О. История русского театра. Т. 1. До половины XVIII столетия. СПб., 1889, с. 24–28; Делекторский Ф. И. Критико-библиографический обзор древнерусских сказаний о Флорентийской унии // ЖМНП. СПб., 1895, ч. 300, № 7 (июль), с. 132–138; Венгеров С. А. 1) Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. СПб., 1896, вып. 1, с. 82–83; 2) Источники словаря русских писателей. СПб., 1900, т. 1, с. 12; Казакова Н. А. 1) «Исхождение» Авраамия Суздальского: (Списки и редакции) // ТОДРЛ. Л., 1979, т. 33, с. 55–66; 2) Западная Европа в русской письменности XV–XVI вв.: Из истории международных культурных связей России. Л., 1980, с. 55–63.

Н. Ф. Дробленкова

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое авраамий епископ суздальский
Значение слова авраамий епископ суздальский
Что означает авраамий епископ суздальский
Толкование слова авраамий епископ суздальский
Определение термина авраамий епископ суздальский
avraamiy episkop suzdalskiy это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):