Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - акиндин монах богородицкой лавры

 

Акиндин монах богородицкой лавры

Акиндин (XIV в.) – монах Богородицкой лавры, автор послания великому князю Михаилу Ярославичу («Написание о поставляющих мзды ради»), обращенного против Петра митрополита, в котором А. пространно и очень резко выступает против симонии (взимания денег за рукоположение в церковный сан). Говорят, пишет он, что это делается «поганьскаго ради насилия» (разумеется, по-видимому, необходимость покупать ярлыки на митрополию у ханов), но «поганый бо, ли тать, ли разбойник», грабит только там, где видит богатство, «а идеже нищета Христова смирения, ту не надеется ничто же приобрести, ту и не насилит, и не томит».

Возможно, основанием для обвинений митрополита Петра в симонии послужили его действия в согласии с решениями собора 1274 г. при митрополите Кирилле II во Владимире, в которых строго осуждалась симония, но одновременно устанавливалась плата «от поповства и от дьяконства» по семи гривен. А. сообщает, что он был «о тех вещах послан своим епископом к вселенскому патриарху Костянтина града», и призывает князя смело выступить против митрополита: «Царь еси, господине княже, в своей земли; ты истязан имаши быти на страшнем и нелицемернем судищи Христове, аще смолчиши митрополиту», – так как церковь и светская власть должны вместе радеть о сохранении законов: «Святительство бо и цесарьство съединением и бес порока законныя уставы твердо и неподвижимо должни суть держати и творити».

Послание написано, видимо, незадолго до собора 1311 г. в Переяславле-Залесском, на котором митр. Петр был судим собором русских епископов на основании жалоб тверского епископа Андрея патриарху и оправдан. А. был, очевидно, монахом тверского монастыря, а упоминаемый им в послании епископ, посылавший его в Константинополь, и есть епископ Андрей. О факте направления жалоб на митрополита епископом Андреем к патриарху Афанасию I (1303–1309, повторно) мы знаем из Жития митрополита Петра. Сохранилась грамота патриарха, из которой следует, что Петра обвиняли также в разрешении браков людям, состоявшим в шестой, пятой и даже четвертой степени родства, и что патриарх сочувственно выслушал эти жалобы.

Так как дело было решено рассмотреть собором епископов на Руси, А. и направил свое «Написание» к князю.

Изд.: Павлов А. С. Два послания к великому князю Михаилу Ярославичу Тверскому: константинопольского патриарха Нифонта I и русского инока Акиндина – о поставлении на мзде. – ПС, 1867, ч. 2, с. 236–253; Написание Акиндина, мниха лавры светые Богородицы, к великому князю Михаилу о поставляющих мьзды ради.

– РИБ, 1880, т. 6, стб. 150–158.

Г. M. Прохоров

Словарь книжников и книжности Древней Руси

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое акиндин монах богородицкой лавры
Значение слова акиндин монах богородицкой лавры
Что означает акиндин монах богородицкой лавры
Толкование слова акиндин монах богородицкой лавры
Определение термина акиндин монах богородицкой лавры
akindin monah bogorodickoy lavry это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):