Большая Советская энциклопедия - неореализм
Связанные словари
Неореализм
I
Неореали́зм
одно из направлений современной буржуазной философии. На формирование Н. оказала влияние Шотландская школа, а также идеи Ф. Брентано, А. Мейнонга, Э. Маха (Австрия) и раннего Б. Рассела (Великобритания), Теоретико-познавательные принципы Н. были высказаны Дж. Э. Муром в ст. «Опровержение идеализма» (1903) и затем развиты в особую доктрину в США Р. Перри, Э. Холтом, У. Монтегю, У. Марвином, Э. Сполдингом и У. Питкином, которые в 1910 выпустили «Программу и первую платформу шести реалистов». Космология Н. была разработана С. Александером, А. Уайтхедом, Я. Смэтсом, Л. Морганом и представляет собой разновидность метафизической концепции развития — теорию эмерджентной эволюции. В 1930-х гг. влияние Н. падает и на смену ему приходит так называемый Критический реализм.
Н. подверг критике субъективный идеализм — за сведение действительности к сознанию субъекта — и абсолютный идеализм (Ф. Брэдли), отождествляющий действительность с мировым сознанием, и выступил с тезисом о независимом от субъекта существовании объекта. В то же время Н. отверг материализм как «дуалистическую» теорию, будто бы абсолютно противопоставляющую субъект и объект друг другу, и развил доктрину «эпистемологического монизма». Н. считает, что бытие не имеет ни материального, ни идеального характера — оно есть совокупность «нейтральных элементов», которые в зависимости от ситуации приобретают либо физическое, либо психическое значение. В познавательном отношении «нейтральный» объект непосредственно входит в сознание субъекта, становясь «психическим»; когда же объект не включен в гносеологическую ситуацию, он выступает как «физический». Однако положение о непосредственном включении сознанием объекта не даёт возможности решить проблему генезиса ложного сознания и вступает в противоречие с исходной посылкой Н. о независимом от сознания существовании действительности. Т. о., по существу своему Н, оказывается одной из разновидностей идеализма.
Лит.: Богомолов А. С., Философия англо-американского неореализма, М., 1962; Луканов Д. М., Гносеология американского «реализма», М., 1968; Современная буржуазная философия, М., 1972, гл. 8; The new realism, N. Y. 1925; Kremer R., Le neorealisme americain, P., 1920; Evans D. L., New realism and old reality, Princeton, 1928; Ray В., Consciousness in neorealism, Oxf., 1935; Boman L., Criticism and construction in the philosophy of American new realism, Stockh., 1955.
Д.. М. Луканов.
II
Неореали́зм
направление в итальянском кино и литературе середины 40 — середины 50-х гг. 20 в.; новая форма Реализма, сложившаяся после 2-й мировой войны 1939—45, в борьбе за антифашистское и демократическое национальное искусство. Историческая почва Н. — всенародное Движение Сопротивления и распространение в Италии социалистических идей. Истоки Н. в литературе Веризма, в теоретических трудах и фильмах советских кинематографистов, в творчестве прогрессивных французских режиссёров.
Проникнутый уважением к человеку, силе солидарности, Н. выдвинул в главные герои людей из народа, хранящих высокие душевные качества и растущих в борьбе за общенациональное дело. Основная тематика Н. — раскрытие ужасов и демагогии фашизма, героика партизанской войны, борьба за социальную справедливость; основные проблемы Н. — сохранение достоинства личности рядового человека в жестоком и несправедливом социальном мире.
Эстетические принципы Н. в киноискусстве изложил Ч. Дзаваттини, воплотивший их также в своих сценариях. Художественным манифестом Н. был фильм режиссёра Р. Росселлини «Рим — открытый город» (1945). Сложилась большая группа художников-единомышленников: режиссёров — Л. Висконти, В. Де Сика, Р. Росселлини, Дж. Де Сантис, П. Джерми, К. Лидзани, Л. Дзампа и др., актёров — А. Маньяни, А. Фабрици, М. Джиротти, Тото, Р. Баллоне, К. Дель Поджо и др. Среди лучших фильмов Н.: «Пайза», «Похитители велосипедов», «Шуша», «Умберто Д.», «Земля дрожит», «Трагическая охота», «Во имя закона» (в советском прокате «Под небом Сицилии»), «Дорога надежды», «Неаполь-миллионер» (в советском прокате «Неаполь — город миллионеров»), «Рим, 11 часов» и др. Режиссёры Н. искали новые выразительные средства. Значительно менялся киноязык. Произведения Н. отличались стремлением к точности деталей, почти документальному показу истинных условий тяжёлой жизни народа. Фильмы были лаконичны, сдержанны, в них полностью отсутствовала ложная красивость, пышная постановочность фильмов фашистского периода. Картины, главным образом черно-белые, снимались, как правило, на натуре, на улице, на открытом воздухе, привлекались непрофессиональные исполнители, в основу сценария иногда ложились факты газетной хроники, в диалогах широко использовался народный язык, местные диалекты. В ряд фильмов вводился дикторский текст, как бы обобщавший действие. Всё это придавало фильмам особую достоверность.
Н. в литературе противопоставил себя как различным модернистским течениям и клерикальным тенденциям в искусстве, так и особенно профашистскому искусству. Наиболее разработанный литературный жанр — «лирический документ», сочетающий автобиографический момент с художественным вымыслом («Улица Магадзини» и «Семейная хроника» В. Пратолини; «Христос остановился в Эболи» К. Леей (См. Лей) и др.); к нему близки комедии Э. Де Филиппо (например, «Неаполь-миллионер»); более широкое, эпическое изображение социальных проблем и конфликтов представлено в романах «Метелло» Пратолини, «Земли Сакраменто» Ф. Йовине, очерках Леви. Неореалисты стремились к ясности и простоте словесного и образного выражения, к широкому использованию народной речи. Это сказалось и в поэзии (П. П. Пазолини), отклонявшей формотворческие изыски Герметизма.
В середине 50-х гг. проявилась ограниченность метода Н., не сумевшего раскрыть кардинальные и сложные противоречия новой действительности и подчас подменявшего анализ эмпиризмом. Реализм современного итальянского кино и литературы перерос рамки Н. как идейно-художественного и мировоззренческого комплекса. Однако Н. уже выполнил серьёзную эстетическую и идейную задачу (в том числе вернул итальянскому искусству интерес к темам и проблемам народной жизни). Родственные Н. явления были и в итальянском изобразительном искусстве (живопись и графика У. Аттарди, А. Сальваторе, Дж. Дзигайны, К. Леви, ряд картин Р. Гуттузо), отчасти в театре (где работали Л. Висконти, Э. Де Филиппе, А. Маньяни), в песне и т.д. Н. оказал влияние на ряд европейских литератур в начале 50-х гг., на кинематограф многих стран мира, в том числе и социалистических. Аналогичные тенденции в искусстве западноевропейских стран (Франция, Великобритания, ФРГ и др.) иногда также назывались неореалистическими. Традиции Н. живут в отдельных кинофильмах последующих лет, а в начале 70-х гг. получили развитие в прогрессивном направлении «политическое кино».
Лит.: Сценарии итальянского кино, [т. 1—2, пер.], М., 1958—67; Дзаваттини Ч., Некоторые мысли о кино, в его кн.: Умберто Д., пер. с итал., М., 1960; Потапова З. М., Неореализм в итальянской литературе, М., 1961; Соловьева И., Кино Италии (1945—1960). Очерки, М., 1961; Кин Ц., Миф, реальность, литература, М., 1968; Ferretti G. С., Letteratura е ideologia, Roma, 1964.
Г. Д. Богемский, З. М. Потапова.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978